Цель классного часа: сформировать информационное пространство обучающихся для дальнейшего выбора профессиональной деятельности.
Задачи классного часа:
воспитательная:
- развивать творческую активность, желание экспериментировать;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать и слышать.
- профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;
образовательная:
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, сформированных на уроках информатики.
развивающая:
- развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение;
- развить навыки целепологания и планирования;
- расширение кругозора.
Продолжительность классного часа: 1 час 20 мин.
Место проведения: кабинет информатики.
Оборудование: доска, компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Power Point, браузер, глобальная сеть Интернет.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал на бумажных носителях (4 пакета с заданием и материалом);
- папка с электронным вариантом раздаточного материала;
- фотографии университетов в электронном варианте;
- рекламные буклеты вузов, с факультетами и профессиями;
- справочник абитуриента 2007 г.;
- сетевые папки для 4-х групп;
- на доске: структура презентации (Приложение 5), профессиональные понятия.
План классного часа:
- Организационный момент - 5 мин.
- Постановка целей занятия, знакомство с формой занятия - 20 мин.
- Самостоятельная работа - работа в группе, разработка презентации - 30 мин.
- Защита презентаций - 20 мин.
- Подведение итогов - 5 мин.
Предварительная подготовка к классному часу.
Проводится диагностика класса совместно с психологом школы "Определение социально-профессиональной направленности личности" (Приложение 6). В результате анализа диагностики выявляются профессиональные понятия.
Ход проведения:
Организационный момент. (5 мин.)
Учитель. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека:
- адекватной оценки собственных возможностей;
- знаний о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях;
- овладение культурой самопознания;
- готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.
Можно ли познать мир профессий? У человека существует иллюзия знания этого мира.
В международный стандарт классификации профессий 15 лет назад было занесено почти 10 000 профессий.
Большинство профессий живет от 5 до 15 лет, а затем либо умирает, либо меняется до неузнаваемости.
Ежегодно рождается около 500 профессий. Для того чтобы назвать несколько таких новых (а иногда хорошо забытых старых) профессий, достаточно открыть газету с перечнем вакансий и предложений о работе.
Анализируя ваши анкеты, я выделила несколько профессий, которые считаются престижными в наше время, и которые вы, наверное, выберите для дальнейшего обучение в вузе.
Постановка целей занятия, знакомство с формой занятия (20 мин.)
Учитель. Цель нашего занятия сегодня: познакомится с новыми профессиями на рынке труда, пополнять информационное пространство о профессиях, развивать культуру общения с собеседником и умение презентовать свои разработки.
Для дальнейшей работы необходимо разделиться на 4 группы. Встаньте, пожалуйста, те, кто родился летом, и пересядьте за компьютеры 1, 2, 3 - это Рекламное агентство №1, родившиеся осенью объединитесь у компьютеров 4, 5, 6 - это Рекламное агентство №2, появившиеся на свет зимой - у компьютеров 7, 8, 9 - Рекламное агентство №3, а те, кто празднует день рождения весной - у компьютеров 10, 11, 12 - Рекламное агентство №4 (в каждой группе 4-5 обучающихся). Каждое агентство придумайте себе название.
В группе вам необходимо распределить обязанности: 2-4 информационных директора - специалисты, которые будут подбирать, анализировать и обобщать информацию, затем передавать ее директору по рекламе, он должен хорошо уметь работать в программе Power Point, потому что будет оформлять весь полученный материал в презентацию и защищает ее.
Задание: Разработать презентацию профессионального понятия, выделить профессии, которые связаны с этим понятием, подобрать характеристику личности специалиста, работающего по данной профессии, указать требования к профессиональной подготовке специалиста, найти учебные учреждения (вузы или Сузы) в которых можно получить образование по этим профессиям и защитить, прорекламировать профессии.
Один представитель группы берет пакет с заданием. Прочитать понятие.
Предпринимательство, менеджмент, маркетинг, дизайн.
Достаньте содержимое пакета, просмотрите материал.
В пакет с заданием входит:
- Определение и характеристика понятия (Приложение 1).
- Перечень профессий, ваша задача - выбрать те, которые относятся к вашему понятию (Приложение 2).
- Набор требований к индивидуальным особенностям специалиста (качества личности, необходимые в профессии) (Приложение 3).
- Набор требований к профессиональной подготовке специалиста (Приложение 4).
- Справочник абитуриента, рекламные буклеты учебных учреждений г. Иркутска.
Рассмотрим структуру презентации:
- Титульный слайд (название понятия).
- Определение и характеристика понятия.
- Перечень профессий, связанных с этим понятием.
- Требования к индивидуальным особенностям специалиста (личностные качества необходимые в профессии).
- Требования к профессиональной подготовке специалиста (знания по каким школьным предметам необходимы).
- Учебные учреждения (ВУЗы и СУЗы) г. Иркутска, обучающие этим профессиям.
Самостоятельная работа - работа в группе. (30 мин.)
Распределите обязанности.
Учитель.
Информационные директора (3-4 ученика) распределите Приложения 2, 3, 4 между собой, откройте на Рабочем столе папку "Мир профессий", проанализируйте материал, выберите необходимый для вашего профессионального термина. Готовую информацию сохраните в сетевую папку своего агентства.
Директор по рекламе (1 ученик) работает над презентацией, он подбирает фон, анимацию, готовит необходимое количество слайдов и работает с Приложением 1, затем использует подготовленный материал из сетевой папки и фотографии университетов в папке на Рабочем столе компьютера.
Все вместе выберите из рекламных буклетов и справочника абитуриента учебные учреждения города Иркутска, обучающие вашим профессиям, найдите в глобальной сети Интернет сайты этих учебных учреждений и сделайте гиперссылки на последнем слайде презентации на эти сайты.
Итак, ни пуха ни пера!
Защита презентации. (20 мин.)
Учитель: Мобилизация внимания
Работа закончена. Каждое рекламное агентство 5 минут представляет свою рекламу (у доски, на экране с использованием мельтимедийного проектора).
Помните правила работы при защите презентации:
- "Говорить для аудитории"
- "Я - говорил, меня слушали, говорит оппонент, слушаю - я"
Подведение итогов. (5 мин.)
Учитель дает оценку работы каждого рекламного агентства, оценивает общую манеру поведения в группе - интерес, взаимопомощь, быстроту выполнения задания, нестандартность мышления, дисциплину, благодарит за работу и просит ответить на вопрос каждого ученика "Нравится или не нравится мне какая-нибудь из предложенных профессий?".
На следующую неделю планируется экскурсия на день открытых дверей в высшие учебные учреждения областного центра г. Иркутск.
Литература, использованная при подготовке классного часа:
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.
- Кондратьева О.Г. Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности: Методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2005.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой. - М.: ВАКО, 2005.
- Селевко Г.К. Реализуй себя. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. (Серия "Самосовершенствование личности").