Мир профессий (10-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 10


Цель классного часа: сформировать информационное пространство обучающихся для дальнейшего выбора профессиональной деятельности.

Задачи классного часа:

воспитательная:

  • развивать творческую активность, желание экспериментировать;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать и слышать.
  • профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;

образовательная:

  • проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, сформированных на уроках информатики.

развивающая:

  • развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение;
  • развить навыки целепологания и планирования;
  • расширение кругозора.

Продолжительность классного часа: 1 час 20 мин.

Место проведения: кабинет информатики.

Оборудование: доска, компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: Power Point, браузер, глобальная сеть Интернет.

Методическое обеспечение:

  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал на бумажных носителях (4 пакета с заданием и материалом);
  • папка с электронным вариантом раздаточного материала;
  • фотографии университетов в электронном варианте;
  • рекламные буклеты вузов, с факультетами и профессиями;
  • справочник абитуриента 2007 г.;
  • сетевые папки для 4-х групп;
  • на доске: структура презентации (Приложение 5), профессиональные понятия.

План классного часа:

  1. Организационный момент - 5 мин.
  2. Постановка целей занятия, знакомство с формой занятия - 20  мин.
  3. Самостоятельная работа - работа в группе, разработка презентации - 30 мин.
  4. Защита презентаций - 20 мин.
  5. Подведение итогов - 5 мин.

Предварительная подготовка к классному часу.

Проводится диагностика класса совместно с психологом школы "Определение социально-профессиональной направленности личности" (Приложение 6). В результате анализа диагностики выявляются профессиональные понятия.

Ход проведения:

Организационный момент. (5 мин.)

Учитель. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека:

  • адекватной оценки собственных возможностей;
  • знаний о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях;
  • овладение культурой самопознания;
  • готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.

Можно ли познать мир профессий? У человека существует иллюзия знания этого мира.

В международный стандарт классификации профессий 15 лет назад было занесено почти 10 000 профессий.

Большинство профессий живет от 5 до 15 лет, а затем либо умирает, либо меняется до неузнаваемости.

Ежегодно рождается около 500 профессий. Для того чтобы назвать несколько таких новых (а иногда хорошо забытых старых) профессий, достаточно открыть газету с перечнем вакансий и предложений о работе.

Анализируя ваши анкеты, я выделила несколько профессий, которые считаются престижными в наше время, и которые вы, наверное, выберите для дальнейшего обучение в вузе.

Постановка целей занятия, знакомство с формой занятия (20  мин.)

Учитель. Цель нашего занятия сегодня: познакомится с новыми профессиями на рынке труда, пополнять информационное пространство о профессиях, развивать культуру общения с собеседником и умение презентовать свои разработки.

Для дальнейшей работы необходимо разделиться на 4 группы. Встаньте, пожалуйста, те, кто родился летом, и пересядьте за компьютеры 1, 2, 3 - это Рекламное агентство №1, родившиеся осенью объединитесь у компьютеров 4, 5, 6 - это Рекламное агентство №2, появившиеся на свет зимой - у компьютеров 7, 8, 9 - Рекламное агентство №3, а те, кто празднует день рождения весной - у компьютеров 10, 11, 12 - Рекламное агентство №4 (в каждой группе 4-5 обучающихся). Каждое агентство придумайте себе название.

В группе вам необходимо распределить обязанности: 2-4 информационных директора - специалисты, которые будут подбирать, анализировать и обобщать информацию, затем передавать ее директору по рекламе, он должен хорошо уметь работать в программе Power Point, потому что будет оформлять весь полученный материал в презентацию и защищает ее.

Задание: Разработать презентацию профессионального понятия, выделить профессии, которые связаны с этим понятием, подобрать характеристику личности специалиста, работающего по данной профессии, указать требования к профессиональной подготовке специалиста, найти учебные учреждения (вузы или Сузы) в которых можно получить образование по этим профессиям и защитить, прорекламировать профессии.

Один представитель группы берет пакет с заданием. Прочитать понятие.

Предпринимательство, менеджмент, маркетинг, дизайн.

Достаньте содержимое пакета, просмотрите материал.

В пакет с заданием входит:

  • Определение и характеристика понятия (Приложение 1).
  • Перечень профессий, ваша задача - выбрать те, которые относятся к вашему понятию (Приложение 2).
  • Набор требований к индивидуальным особенностям специалиста (качества личности, необходимые в профессии) (Приложение 3).
  • Набор требований к профессиональной подготовке специалиста (Приложение 4).
  • Справочник абитуриента, рекламные буклеты учебных учреждений г. Иркутска.

Рассмотрим структуру презентации:

  • Титульный слайд (название понятия).
  • Определение и характеристика понятия.
  • Перечень профессий, связанных с этим понятием.
  • Требования к индивидуальным особенностям специалиста (личностные качества необходимые в профессии).
  • Требования к профессиональной подготовке специалиста (знания по каким школьным предметам необходимы).
  • Учебные учреждения (ВУЗы и СУЗы) г. Иркутска, обучающие этим профессиям.

Самостоятельная работа - работа в группе. (30 мин.)

Распределите обязанности.

Учитель.

Информационные директора (3-4 ученика) распределите Приложения 2, 3, 4 между собой, откройте на Рабочем столе папку "Мир профессий", проанализируйте материал, выберите необходимый для вашего профессионального термина. Готовую информацию сохраните в сетевую папку своего агентства.

Директор по рекламе (1 ученик) работает над презентацией, он подбирает фон, анимацию, готовит необходимое количество слайдов и работает с Приложением 1, затем использует подготовленный материал из сетевой папки и фотографии университетов в папке на Рабочем столе компьютера.

Все вместе выберите из рекламных буклетов и справочника абитуриента учебные учреждения города Иркутска, обучающие вашим профессиям, найдите в глобальной сети Интернет сайты этих учебных учреждений и сделайте гиперссылки на последнем слайде презентации на эти сайты.

Итак, ни пуха ни пера!

Защита презентации. (20 мин.)

Учитель: Мобилизация внимания

Работа закончена. Каждое рекламное агентство 5 минут представляет свою рекламу (у доски, на экране с использованием мельтимедийного проектора).

Помните правила работы при защите презентации:

- "Говорить для аудитории"

- "Я - говорил, меня слушали, говорит оппонент, слушаю - я"

Подведение итогов. (5 мин.)

Учитель дает оценку работы каждого рекламного агентства, оценивает общую манеру поведения в группе - интерес, взаимопомощь, быстроту выполнения задания, нестандартность мышления, дисциплину, благодарит за работу и просит ответить на вопрос каждого ученика "Нравится или не нравится мне какая-нибудь из предложенных профессий?".

На следующую неделю планируется экскурсия на день открытых дверей в высшие учебные учреждения областного центра г. Иркутск.

Литература, использованная при подготовке классного часа:

  1. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.
  2. Кондратьева О.Г. Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности: Методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2005.
  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005.
  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой. - М.: ВАКО, 2005.
  6. Селевко Г.К. Реализуй себя. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. (Серия "Самосовершенствование личности").