Урок русского языка в 7-м классе "Деепричастие как самостоятельная часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

учащиеся должны знать:

  • определение понятия деепричастия, признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие.

учащиеся должны уметь:

  • находить деепричастия в предложении,
  • образовывать деепричастия от глаголов,
  • самостоятельно ставить вопросы к тексту и находить ответы,
  • оперировать основными понятиями по теме (основное действие, добавочное действие, деепричастный оборот).

Цели учителя:

  • создать для всех учащихся привлекательную цель обучения,
  • развивать продуктивную мыслительную деятельность через систему проблемных вопросов, яркой наглядности;
  • воспитывать интерес к своему предмету.

Приложение.

Ход урока

Этап урока Действия учителя Действия учеников
1. Организационный момент. Создание привлекательной цели.

Введение понятий. Открытый вопрос, закрытый вопрос

1. Приветствие.

2. Вы знаете, мне сегодня утром довелось услышать астрологический прогноз. Астрологи обещают удачу для всех знаков Зодиака.

Я надеюсь, что вы знаете, какой ваш знак Зодиака?

У нас это не единственный на сегодня вопрос.

Посмотрите на слайд (слайд №1). Определите, по какому признаку были распределены вопросы в два столбика?

Добавьте к имеющимся еще два вопроса: что такое причастие? Что такое деепричастие? Объясните свой выбор. Работа с таблицей (Слайд № 3)

1. Учащиеся вступают в диалог с учителем, работая над поставленными вопросами
2. Этап целеполагания 1. Какое из всех записанных предложений - вопросов можно смело объявить темой урока?

2. Сейчас перед вами три ключевых слова : открытый, закрытый, деепричастие.

Задание: используя все три слова, составить предложение, в котором заключалась бы цель урока (слайд №2, 4)

1. Что такое деепричастие.

2. Как вопрос о деепричастии сделать закрытым?

3. Создание проблемной ситуации 1. В слове деепричастие вам хорошо знакома его вторая часть- причастие, а что означает первая?

2. Какими способами можно решить эту проблему? (слайд №5)

1. Причастие - это самостоятельная часть речи и т.д.

2. Выдвижение гипотез:

- послушать объяснение учителя

- найти информацию в спец. литературе самостоятельно

- ответить на вопрос с участием учителя

4. Актуализация знаний. Начало исследования 1. Слово учителя. Деепричастие как и причастие образовано от глагола. Впервые оно возникло в русской грамматике в 17 веке вместо утраченной краткой формы действительных причастий. А первая часть входила в состав таких слов как деятель, действие, дееспособный. Можно сказать дееспособный значит способствующий действию (причастный к действию). (Слайд №6)

2. Работа со слайдом №7-8.

Задание: прочтите предложение, найдите сказуемое, чем оно выражено, что обозначает. Когда происходят два действия, то какое-то всегда основное (первое). Определите, какой из двух глаголов обозначает основное действие, а какой - добавочное?

Дерево упало на машину и перегнуло ее пополам.

Замените глагол, обозначающий второе действие словом, отвечающим на вопрос что сделав?

Вывод: образованное вами слово и есть деепричастие, которое обозначает добавочное действие по отношению к основному. Чем выражено основное действие? (глаголом - сказуемым)

2. Оно выражается глаголом - сказуемым
5. Практическая работа по развитию навыков образования деепричастия и определения его роли в предложении 1. Задание: в предложениях, появляющихся на слайдах (№9-15), необходимо заменить глаголы деепричастиями и определить, в каком слове заключено основное действие, а в каком - добавочное.

2. Я тоже придумала предложение, но мне сказали, что оно неверное. О своей ошибке я теперь знаю, найдите ее и вы.

Пуская пузыри, они громко лопались. (Слайд №16)

Вывод: и основное, и добавочное действие относится к одному и тому же лицу (предмету).

2. В предложении одно и то же действие не может относиться к разным предметам.
6. Контроль усвоения темы.

У каждого ученика на столе оценочный лист. В нем три этапа контроля усвоения темы, три задания

Задание № 1: закончите предложения,

Деепричастие образуется от:

2) Деепричастие обозначает:

3) Деепричастие отвечает на вопросы:

2. Проверка задания по слайду № 18

Выполнение задания №1 из оценочного листа.
7. Второй этап исследования.

Признаки деепричастия

Задание: произведите синтаксический разбор предложения. (Слайд №17)

Тадди стоит, пуская быстро пузыри.

Вопросы: От какого слова вы задаете вопрос к деепричастию?

Какой вопрос?

Можно ли задать вопрос как?

Слова какой части речи чаще всего отвечают на этот вопрос? Можно ли сказать, что деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи? Каких?

Имеет ли деепричастие при себе зависимые слова?

Какое в связи с этим можно сделать предположение, если мы помним, что деепричастие и причастие схожи между собой?

1. Что делая? Как?

2. Наречие.

3. Совмещает в себе признаки глагола и наречия.

4. Может выступать в роли главного и зависимого слова.

5. Деепричастный оборот

8. Контроль усвоения темы на втором этапе исследования Задание № 2 из оценочного листа.

Закончите предложение, выбрав один правильный вариант из трех.

Деепричастие может выступать в словосочетании в роли:

А) главного

Б) зависимого

В) главного и зависимого

2)Деепричастие совмещает в себе признаки:

А) глагола и прилагательного

Б) глагола и наречия

В) глагола и местоимения.

3) В предложении с деепричастием основное действие выражено:

А) глаголом - сказуемым

Б) наречием

В)деепричастием.

4) Деепричастие вместе с зависимыми словами составляет:

А) сравнительный оборот

Б) деепричастный оборот

В) грамматическую основу.

Проверка задания (слайд №19)

Ученики выполняют задание №2 из оценочного листа
9. Этап самостоятельной проработки теоретического материала. Групповая работа Задание для групп (их три): на слайдах №20-21 появляется текст. Задачей каждой группы является составление вопросов по содержанию слайда (3 вопроса) Учащиеся обмениваются вопросами. Дополнительно можно разработать карточку для "слабых" учеников с уже готовыми вопросами. Задача детей в том, чтобы найти ответ в содержании слайда.
10. Рефлексия как контрольный этап усвоения В моем задании зашифрована оценка вашей сегодняшней деятельности. Следуйте строго инструкции, чтобы выполнить задание (слайд №22) Вы, друзья, сегодня, хорошо поработав, всех порадовали.
11. Этап оценивания   1. Каждый ученик получит оценку, т. к. у него на руках оценочный лист.

2. Все активно участвующие в уроке и дающие правильные ответы, также получают оценки

12. Итоги урока. Скажите пожалуйста, стал ли вопрос о деепричастии закрытым для вас? Учащиеся делятся своими впечатлениями
13. Домашнее задание Вариативное:

- 2 упражнения (на выбор)

- мини-сочинение "Что я могу рассказать о деепричастии"

- составить кластер "Глагольные и наречные признаки деепричастия