Цели урока:
учащиеся должны знать:
- определение понятия деепричастия, признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие.
учащиеся должны уметь:
- находить деепричастия в предложении,
- образовывать деепричастия от глаголов,
- самостоятельно ставить вопросы к тексту и находить ответы,
- оперировать основными понятиями по теме (основное действие, добавочное действие, деепричастный оборот).
Цели учителя:
- создать для всех учащихся привлекательную цель обучения,
- развивать продуктивную мыслительную деятельность через систему проблемных вопросов, яркой наглядности;
- воспитывать интерес к своему предмету.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. Организационный момент. Создание
привлекательной цели. Введение понятий. Открытый вопрос, закрытый вопрос |
1. Приветствие. 2. Вы знаете, мне сегодня утром довелось услышать астрологический прогноз. Астрологи обещают удачу для всех знаков Зодиака. Я надеюсь, что вы знаете, какой ваш знак Зодиака? У нас это не единственный на сегодня вопрос. Посмотрите на слайд (слайд №1). Определите, по какому признаку были распределены вопросы в два столбика? Добавьте к имеющимся еще два вопроса: что такое причастие? Что такое деепричастие? Объясните свой выбор. Работа с таблицей (Слайд № 3) |
1. Учащиеся вступают в диалог с учителем, работая над поставленными вопросами |
2. Этап целеполагания | 1. Какое из всех записанных предложений
- вопросов можно смело объявить темой урока? 2. Сейчас перед вами три ключевых слова : открытый, закрытый, деепричастие. Задание: используя все три слова, составить предложение, в котором заключалась бы цель урока (слайд №2, 4) |
1. Что такое деепричастие. 2. Как вопрос о деепричастии сделать закрытым? |
3. Создание проблемной ситуации | 1. В слове деепричастие вам хорошо
знакома его вторая часть- причастие, а что
означает первая? 2. Какими способами можно решить эту проблему? (слайд №5) |
1. Причастие - это самостоятельная
часть речи и т.д. 2. Выдвижение гипотез: - послушать объяснение учителя - найти информацию в спец. литературе самостоятельно - ответить на вопрос с участием учителя |
4. Актуализация знаний. Начало исследования | 1. Слово учителя. Деепричастие как и
причастие образовано от глагола. Впервые оно
возникло в русской грамматике в 17 веке вместо
утраченной краткой формы действительных
причастий. А первая часть входила в состав таких
слов как деятель, действие, дееспособный. Можно
сказать дееспособный значит способствующий
действию (причастный к действию). (Слайд №6) 2. Работа со слайдом №7-8. Задание: прочтите предложение, найдите сказуемое, чем оно выражено, что обозначает. Когда происходят два действия, то какое-то всегда основное (первое). Определите, какой из двух глаголов обозначает основное действие, а какой - добавочное? Дерево упало на машину и перегнуло ее пополам. Замените глагол, обозначающий второе действие словом, отвечающим на вопрос что сделав? Вывод: образованное вами слово и есть деепричастие, которое обозначает добавочное действие по отношению к основному. Чем выражено основное действие? (глаголом - сказуемым) |
2. Оно выражается глаголом - сказуемым |
5. Практическая работа по развитию навыков образования деепричастия и определения его роли в предложении | 1. Задание: в предложениях, появляющихся
на слайдах (№9-15), необходимо заменить глаголы
деепричастиями и определить, в каком слове
заключено основное действие, а в каком -
добавочное. 2. Я тоже придумала предложение, но мне сказали, что оно неверное. О своей ошибке я теперь знаю, найдите ее и вы. Пуская пузыри, они громко лопались. (Слайд №16) Вывод: и основное, и добавочное действие относится к одному и тому же лицу (предмету). |
2. В предложении одно и то же действие не может относиться к разным предметам. |
6. Контроль усвоения темы. У каждого ученика на столе оценочный лист. В нем три этапа контроля усвоения темы, три задания |
Задание № 1: закончите предложения, Деепричастие образуется от: 2) Деепричастие обозначает: 3) Деепричастие отвечает на вопросы: 2. Проверка задания по слайду № 18 |
Выполнение задания №1 из оценочного листа. |
7. Второй этап исследования. Признаки деепричастия |
Задание: произведите синтаксический
разбор предложения. (Слайд №17) Тадди стоит, пуская быстро пузыри. Вопросы: От какого слова вы задаете вопрос к деепричастию? Какой вопрос? Можно ли задать вопрос как? Слова какой части речи чаще всего отвечают на этот вопрос? Можно ли сказать, что деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи? Каких? Имеет ли деепричастие при себе зависимые слова? Какое в связи с этим можно сделать предположение, если мы помним, что деепричастие и причастие схожи между собой? |
1. Что делая? Как? 2. Наречие. 3. Совмещает в себе признаки глагола и наречия. 4. Может выступать в роли главного и зависимого слова. 5. Деепричастный оборот |
8. Контроль усвоения темы на втором этапе исследования | Задание № 2 из оценочного листа. Закончите предложение, выбрав один правильный вариант из трех. Деепричастие может выступать в словосочетании в роли: А) главного Б) зависимого В) главного и зависимого 2)Деепричастие совмещает в себе признаки: А) глагола и прилагательного Б) глагола и наречия В) глагола и местоимения. 3) В предложении с деепричастием основное действие выражено: А) глаголом - сказуемым Б) наречием В)деепричастием. 4) Деепричастие вместе с зависимыми словами составляет: А) сравнительный оборот Б) деепричастный оборот В) грамматическую основу. Проверка задания (слайд №19) |
Ученики выполняют задание №2 из оценочного листа |
9. Этап самостоятельной проработки теоретического материала. Групповая работа | Задание для групп (их три): на слайдах №20-21 появляется текст. Задачей каждой группы является составление вопросов по содержанию слайда (3 вопроса) | Учащиеся обмениваются вопросами. Дополнительно можно разработать карточку для "слабых" учеников с уже готовыми вопросами. Задача детей в том, чтобы найти ответ в содержании слайда. |
10. Рефлексия как контрольный этап усвоения | В моем задании зашифрована оценка вашей сегодняшней деятельности. Следуйте строго инструкции, чтобы выполнить задание (слайд №22) | Вы, друзья, сегодня, хорошо поработав, всех порадовали. |
11. Этап оценивания | 1. Каждый ученик получит оценку, т. к. у
него на руках оценочный лист. 2. Все активно участвующие в уроке и дающие правильные ответы, также получают оценки |
|
12. Итоги урока. | Скажите пожалуйста, стал ли вопрос о деепричастии закрытым для вас? | Учащиеся делятся своими впечатлениями |
13. Домашнее задание | Вариативное: - 2 упражнения (на выбор) - мини-сочинение "Что я могу рассказать о деепричастии" - составить кластер "Глагольные и наречные признаки деепричастия |