Концепция воспитательной системы в условиях сельской школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Воспитание человека является сложным непрерывным процессом, который начинается с момента рождения и развивается на протяжении всей жизни человека. Большое и самое существенное влияние на развитие воспитательного процесса человека приходится на детский возраст. Существенный период в жизни ребенка отводится на его воспитание в школе. В школе растущий человек проводит большую часть времени. Отсюда формирование, совершенствование и развитие личности человека отводится школьному возрасту. Таким образом, школа несет на себе ответственность за то какие ориентиры в этом возрасте сформируются в процессе воспитания ребенка.

Но воспитание ребенка далеко не ограничивается стенами школы. Процесс воспитания является комплексным. Даже если школа не предложит свою воспитательную систему для развития личности растущий человек в любом случае окажется вовлеченным в ту или иную воспитывающую среду.

В настоящее время, очевидно, что ориентиры, которые выбирают современные подростки, зачастую становятся несколько праздными и аморальными. Большое влияние на формирование воспитательного процесса оказывают средства массовой информации, особенно телевидение.

Достаточно сложным процессом в воспитании личности становятся возможности сельской школы.

МОУ "Лычевская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина" является сельской школой, но находится в пригородной черте. Положение школы вблизи провинциального города оказывает существенное влияние на формирование личности. По наблюдениям выявляются характерные черты маргинальной личности учащихся.

Маргинальная личность в современном мире становится доминирующей в обществе. Но для жителей сельской полосы проявляется в негативной окраске: неприятие себя сельским жителем, одновременно, оказывается не полноценно принятой в городской среде.

Педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу показать учащимся их непосредственную причастность к современной жизни, указать на способность оказать влияние на развитие современного общества. Отсюда создание воспитательной системы, имеющей преимущественно прикладное значение. Т.е. создание условий для активной адаптации личности, ее социализации, мобильности в современном мире. Для этого необходимы прочные знания различных культур, коммуникативные навыки, культура толерантности, навыки организации, руководства и ответственности за свои действия и поступки в соответствии с законами нравственности и гражданскими законами.

Цель: воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной.

Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы - развитие личности ребёнка.

Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Принцип средового подхода - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.

Задачи:

  • Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин. Содержательная интеграция всех учебных предметов, помогающая детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
  • Ориентация детей на вечные ценности, среди которых: Истина. Красота. Человек. Семья. Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир. Земля и др.
  • Повышение роли игры в жизни школы.
  • Развитие школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам.
  • Эстетическое направление - одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танцы и другие виды дополнительного образования).
  • Построение воспитательной концепции школы осуществляется в рамках двух программ: "Вместе", "Воспитание сценой".

Реализация программы "Вместе", в самом узком значении, моделирует условия для ежедневной ответственности в рамках дежурства по школе. В функциональные обязанности дежурных входит осуществление руководства по соблюдению правил внутреннего распорядка школы, устава школы, санитарно - гигиенических норм, а так же контроль за соблюдением правил. Учитывая обстоятельства, что ребенок легко зажигается идеей и быстро к ней охладевает, каждый классный коллектив в порядке очереди осуществляет дежурство по школе и является лидирующим классом. Являясь лидирующим классом, классный коллектив становится руководителем и контролером внутреннего порядка школы и в рамках классного коллектива осуществляет самоуправление в направлении правопорядка.

Способность к организации и регулирования правопорядка каждого класса оценивается. Таким образом, каждый классный коллектив становится участником конкурса на "Лучший лидирующий класс".

В рамках реализации программы "Воспитание сценой", мы приняли решение ориентироваться на традиции страны. Доказывать значение традиций, которые уже стали значимыми для каждого жителя России не приходится, остается лишь их изучать и реализовывать. Ориентируется система на традиционные праздники: День Знаний, день Матери, Новый год, Международный женский день и другие.

В школе ведется большая и серьезная подготовка к каждому празднику. Этапы подготовки совпадают с традиционными сроками и проходят при поддержке телевидения и других средств массовой информации. Подготовка к праздникам ведется вместе с ориентацией на этот праздник всей семьи учащегося, так как является значимым событием для всего русского народа. Таким образом, воспитательные мероприятия в школе проходят без отрыва от реальной жизни.

Кроме того, речь идет о взаимодействии в процессе организации того или иного дела. Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих задач, влияя друг на друга, вместе эти задачи решают. Естественно происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие.

"Именно реальное взаимодействие педагогов и воспитанников - "живая ткань", человеческая основа, цель и результат педагогической системы" (П.И. Педкасистый).

Таким образом, каждый классный коллектив готовит театрализованное представление в преддверии праздника. В порядке очереди каждый класс с 5-го по 11-ый принимает в свои руки бразды правления по организации общешкольного мероприятия. И назначаются ответственные внутри класса, учитывая желание и способности ребенка:

Ответственный за: Ф.И.
  Лидер (староста)  
  Сценарий  
  Музыкальное оформление  
  Видео оформление  
  Художественное оформление сцены  
  Артисты  
  Выпуск газеты (теория мероприятия, анализ отзывов)  

Каждый ребенок, принимая на себя ответственность за то или иное направление, имеет возможность повысить свою квалификацию в системе дополнительного образования школы. Так лидер класса может пройти обучение в школе лидеров, разработать сценарий и получить актерские навыки возможно при посещении кружка "Театр детям", занятия музыкой осуществляются в кружке "Веселые нотки", видео оформление осуществляется при помощи кружка "Информационный центр", студия дизайна в школе предлагает возможности научиться художественному оформлению сцены, подготовке сценического костюма, выпуск газеты связывается с работой пресс-центра в школе. В результате получается организованная работа в различных направлениях, что имеет отражение в подготовленном мероприятии.

Отсюда, каждый ребенок участвует в подготовке мероприятия по мере своих сил и интересов, каждый может проявить себя и стать успешным. Все это осуществляется в тесном контакте с педагогами дополнительного образования, классными руководителями, родителями.