Воспитание человека является сложным непрерывным процессом, который начинается с момента рождения и развивается на протяжении всей жизни человека. Большое и самое существенное влияние на развитие воспитательного процесса человека приходится на детский возраст. Существенный период в жизни ребенка отводится на его воспитание в школе. В школе растущий человек проводит большую часть времени. Отсюда формирование, совершенствование и развитие личности человека отводится школьному возрасту. Таким образом, школа несет на себе ответственность за то какие ориентиры в этом возрасте сформируются в процессе воспитания ребенка.
Но воспитание ребенка далеко не ограничивается стенами школы. Процесс воспитания является комплексным. Даже если школа не предложит свою воспитательную систему для развития личности растущий человек в любом случае окажется вовлеченным в ту или иную воспитывающую среду.
В настоящее время, очевидно, что ориентиры, которые выбирают современные подростки, зачастую становятся несколько праздными и аморальными. Большое влияние на формирование воспитательного процесса оказывают средства массовой информации, особенно телевидение.
Достаточно сложным процессом в воспитании личности становятся возможности сельской школы.
МОУ "Лычевская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина" является сельской школой, но находится в пригородной черте. Положение школы вблизи провинциального города оказывает существенное влияние на формирование личности. По наблюдениям выявляются характерные черты маргинальной личности учащихся.
Маргинальная личность в современном мире становится доминирующей в обществе. Но для жителей сельской полосы проявляется в негативной окраске: неприятие себя сельским жителем, одновременно, оказывается не полноценно принятой в городской среде.
Педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу показать учащимся их непосредственную причастность к современной жизни, указать на способность оказать влияние на развитие современного общества. Отсюда создание воспитательной системы, имеющей преимущественно прикладное значение. Т.е. создание условий для активной адаптации личности, ее социализации, мобильности в современном мире. Для этого необходимы прочные знания различных культур, коммуникативные навыки, культура толерантности, навыки организации, руководства и ответственности за свои действия и поступки в соответствии с законами нравственности и гражданскими законами.
Цель: воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной.
Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы - развитие личности ребёнка.
Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Принцип средового подхода - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.
Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.
Задачи:
- Дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин. Содержательная интеграция всех учебных предметов, помогающая детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
- Ориентация детей на вечные ценности, среди которых: Истина. Красота. Человек. Семья. Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир. Земля и др.
- Повышение роли игры в жизни школы.
- Развитие школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам.
- Эстетическое направление - одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танцы и другие виды дополнительного образования).
- Построение воспитательной концепции школы осуществляется в рамках двух программ: "Вместе", "Воспитание сценой".
Реализация программы "Вместе", в самом узком значении, моделирует условия для ежедневной ответственности в рамках дежурства по школе. В функциональные обязанности дежурных входит осуществление руководства по соблюдению правил внутреннего распорядка школы, устава школы, санитарно - гигиенических норм, а так же контроль за соблюдением правил. Учитывая обстоятельства, что ребенок легко зажигается идеей и быстро к ней охладевает, каждый классный коллектив в порядке очереди осуществляет дежурство по школе и является лидирующим классом. Являясь лидирующим классом, классный коллектив становится руководителем и контролером внутреннего порядка школы и в рамках классного коллектива осуществляет самоуправление в направлении правопорядка.
Способность к организации и регулирования правопорядка каждого класса оценивается. Таким образом, каждый классный коллектив становится участником конкурса на "Лучший лидирующий класс".
В рамках реализации программы "Воспитание сценой", мы приняли решение ориентироваться на традиции страны. Доказывать значение традиций, которые уже стали значимыми для каждого жителя России не приходится, остается лишь их изучать и реализовывать. Ориентируется система на традиционные праздники: День Знаний, день Матери, Новый год, Международный женский день и другие.
В школе ведется большая и серьезная подготовка к каждому празднику. Этапы подготовки совпадают с традиционными сроками и проходят при поддержке телевидения и других средств массовой информации. Подготовка к праздникам ведется вместе с ориентацией на этот праздник всей семьи учащегося, так как является значимым событием для всего русского народа. Таким образом, воспитательные мероприятия в школе проходят без отрыва от реальной жизни.
Кроме того, речь идет о взаимодействии в процессе организации того или иного дела. Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих задач, влияя друг на друга, вместе эти задачи решают. Естественно происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие.
"Именно реальное взаимодействие педагогов и воспитанников - "живая ткань", человеческая основа, цель и результат педагогической системы" (П.И. Педкасистый).
Таким образом, каждый классный коллектив готовит театрализованное представление в преддверии праздника. В порядке очереди каждый класс с 5-го по 11-ый принимает в свои руки бразды правления по организации общешкольного мероприятия. И назначаются ответственные внутри класса, учитывая желание и способности ребенка:
№ | Ответственный за: | Ф.И. |
Лидер (староста) | ||
Сценарий | ||
Музыкальное оформление | ||
Видео оформление | ||
Художественное оформление сцены | ||
Артисты | ||
Выпуск газеты (теория мероприятия, анализ отзывов) |
Каждый ребенок, принимая на себя ответственность за то или иное направление, имеет возможность повысить свою квалификацию в системе дополнительного образования школы. Так лидер класса может пройти обучение в школе лидеров, разработать сценарий и получить актерские навыки возможно при посещении кружка "Театр детям", занятия музыкой осуществляются в кружке "Веселые нотки", видео оформление осуществляется при помощи кружка "Информационный центр", студия дизайна в школе предлагает возможности научиться художественному оформлению сцены, подготовке сценического костюма, выпуск газеты связывается с работой пресс-центра в школе. В результате получается организованная работа в различных направлениях, что имеет отражение в подготовленном мероприятии.
Отсюда, каждый ребенок участвует в подготовке мероприятия по мере своих сил и интересов, каждый может проявить себя и стать успешным. Все это осуществляется в тесном контакте с педагогами дополнительного образования, классными руководителями, родителями.