Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Предлагаю вашему вниманию формы работы логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка в разных видах деятельности и во взаимодействии со всеми участниками коррекционного процесса.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего коррекционного процесса.
Взаимодействие логопеда и воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка. В нашей группе существуют следующие формы работы и речевые традиции, направленные непосредственно на формирование лексико-грамматических категорий.
"Копилка слов" - это традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря. Привлекаются родители через такие задания как: подобрать с мамой или папой красивые (осенние, зимние, вкусные, мягкие и др.) слова. По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки (рисунки) детей и родителей соответствующие данному определению, например "Мягкие слова" - на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным мягкий (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы подбирать другие определения к ним, называть части предметов.
Два года назад мы создали специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда относятся:
картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр ("Скажи наоборот", "Подскажи словечко", "Два и пять", "Большой - маленький" и т.д.);
- дидактические игры на формирование фонематических представлений;
- настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи ласково", "Большие и маленькие" и т.д.)
- картотеки лексико-грамматических игр.
Родители с большим удовольствием пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.
Следующая форма взаимодействия с семьей - журнал "Говоруша". Журнал начал свое существование в этом году. Был объявлен конкурс между родителями на лучшее название журнала, и на первом родительском собрании родители сделали свой выбор - "Говоруша". Журнал просвещает родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, помогает детям обучаться и развиваться через игру, а самое главное способствует сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела.
В нашем журнале несколько рубрик и две из них посвящены непосредственно развитию лексико-грамматических средств речи ребенка. Рубрика "Домашняя игротека" посвящена знакомству родителей с простыми интересными, а главное полезными играми для детей. Причем рубрика построена таким образом, что родителям объясняется не только как играть с ребенком, но и когда, где. Так появились разделы: "Игры на кухне", "В свободную минутку", "По дороге из детского сада", "Задания Звукознайкина и Словознайкина" и т.д. Следующая рубрика - "Советы логопеда" поможет правильно организовать занятия дома, научит, как правильно делать пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику, расскажет о том, что такое лексика и грамматика.
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. Поэтому вот уже третий год привлекаем родителей к подготовке познавательных занятий. Не секрет, что занятия в детском саду часто носят учебный характер, особенно познавательный блок. У детей с речевыми нарушениями познавательная сфера особенно страдает, поэтому в своей работе совместно с воспитателями используем разнообразные интересные методы работы. Среди которых обязательное включение дидактических игр в познавательное занятие, которые обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Много интересных тем мы изучаем с детьми осенью, например такие как "Фрукты" и "Овощи". На познавательном занятии "Овощи" дети учились готовить винегрет. К этому мероприятию с должным вниманием отнеслись наши родители. Они подготовили все для приготовления винегрета, сварили овощи и принесли необходимые атрибуты. А затем началось самое интересное: распределение обязанностей и само приготовление винегрета. Во время приготовления решались не только учебные, но и коррекционные задачи через такие игры как: "Узнай на ощупь", "Узнай на вкус", "Скажи какая" (свекла - круглая, красная; морковь - продолговатая, оранжевая), "Где растет и как собирают" (картошка растет на огороде в земле, ее выкапывают; огурец растет в огороде на грядке, его срывают), "Скажи ласково" (огурец - огурчик, картошка - картошечка), "Один - много". Воспитатель отметила, что дети быстро и качественно выполнили работу, трудились слаженно и дружно, поэтому винегрет получился очень вкусным! А вечером во время ухода детей домой, винегрет был предложен родителям, которые в свою очередь высоко оценили усилия детей и были очень горды своими маленькими поварами! Таким же образом прошло занятие на тему "Фрукты", только готовился фруктовый салат. Родители наглядно видят, что на познавательных занятиях создается достаточный запас словарных образов и основная цель этих занятий - обеспечить переход от накопленных представлений к активному использованию речевых средств. На занятиях уточняются названия предметов их назначение, формируется умение выделять части предмета, группируют предметы по признакам, уточняют значения с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.
Дни открытых дверей под названием "Учитесь папы, учитесь мамы, чтобы дома заниматься с нами" проводятся у нас регулярно 2-3 раза в год. Отрадно, что приходят не только мамы, но и папы, бабушки. Не сразу все получается, но родители очень стараются, задают вопросы, записывают все, что считают нужным. Родители имеют возможность вместе с детьми играть в игры, направленные на пополнение словарного запаса, словообразование, словоизменение. Те, кто приходят на наши практикумы и дни открытых дверей остаются очень довольны, и делают такой вывод: "Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!"
Каждую неделю выкладываем в приемной рекомендации родителям на все лексические темы, которые мы проходим в течении года. И чтобы родители могли не только прочитать, а еще и использовать в своей домашней работе с детьми эти рекомендации, уже третий год выпускаются буклеты "Поиграем дома". Очень хорошо зарекомендовали себя еженедельные методические рекомендации по всем лексическим темам на формирование грамматического строя речи по Нищевой Н.В., которые вывешиваются на информационный стенд для родителей под рубрикой "Логопед советует".
С начала этого учебного года используем в работе "Домашние задания для детей 5-7 лет" Н.Э.Теремковой, которые представлены в комплекте из четырех альбомов. Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети усваивают лексико-грамматический материал по всем лексическим темам.
Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с дошкольниками с ТНР весьма эффективно. Логопедические игры с песком и водой на индивидуальных занятиях с детьми 5-7 лет являются достаточно эффективными, они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы. На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над лексикой, грамматикой, связной речью. Например, в игровом упражнении "Лодочка" - можно учить правильно, употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги от, к, над, между, в, из-за, у, перед;
- приставочные глаголы приплыл, отплыл, переплыл, построили, пристроили, надстроили;
- наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.
В игре "Чего не стало" дети закрепляют использование существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Эта игра используется при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Несколько лет подряд велась кружковая работа "Мяч и речь". На занятиях кружка дети получали большой эмоциональный заряд, всегда занимались с огромным удовольствием, и, что самое главное, при этом овладевали сложным программным материалом, т.к. каждая игра имеет четко поставленные коррекционные задачи. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение имеют игры с мячом, которые регулярно проводились в нашей группе. Например, такие игры как: "Логопеду мяч бросай и животных (овощи, фрукты, мебель:) называй" - расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, "Мячик маленький поймай, да словечком приласкай" - образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов" и др.
Одним из необходимых элементов любого фронтального логопедического занятия являются физкультминутки. В качестве физкультминуток я использую в работе разнообразные игры с мячом, при этом включаю дидактическую задачу в процесс проведения подвижной игры. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу лексико-грамматической направленности в контексте физкультминутки и активно участвуют в соответствующей подвижной игре.
Приведу примеры нескольких подвижных игр, используемых в качестве физкультминуток.
"Воспитателю мяч бросай и животных называй"
Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры
Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребенку. Ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
"Скажи ласково"
Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, называет шарик. Слова можно группировать по лексическим темам.
Особое значение для общего психического развития детей имеет сюжетно-ролевая игра. Я использую возможности сюжетно-ролевой игры в процессе самостоятельной части фронтальных занятий по развитию лексико-грамматических средств. Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности детей. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний, которые инициируются мной в соответствии с коррекционными целями занятия.
К примеру, в игре "Ателье" ребенок. Делая заказ закройщику, сообщает: "Я хочу заказать платье из шелка"; получив "готовое" платье (в карточку-конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья "закройщиком" вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: "У меня шелковое платье".
Два года я использую в своей работе "Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет" в форме альбомов Н.С.Руслановой. Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. В альбомах содержатся задания, направленные на пополнение словарного запаса различными частями речи - существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, формирование различных способов словообразования и словоизменения.
Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В наше время предлагается очень большой выбор настольно-печатных игр для коррекционной работы, которые я также очень активно использую в своей работе. Такие игры как "Логопедическое лото", "Скажи иначе", "Большие - маленькие" и многие другие играют большую роль в формировании лексико-грамматических конструкций.
Для закрепления умений детей употреблять имена существительные во множественном числе использую игровое упражнение "Волшебник". Прикосновением волшебной палочки все увеличивается в количестве: был один стул - стало много стульев; была одна тарелка, стало много тарелок. Следующий вариант этой игры, когда все уменьшается в размере: юбка превращается в юбочку, ложка в ложечку, чашка в чашечку и т.д. здесь дети упражняются в образовании существительных при помощи суффиксов.
Так, в рамках развития словаря ребенка расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающей действительности. Поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, с этой целью мы с детьми ходим на экскурсии, проводим наблюдения, рассматриваем отдельные предметы и объекты. Осенью мы с детьми во время изучения лексических тем:
-"Овощи" - посетили овощной магазин, где рассмотрели овощи и сравнили их с фруктами.
-"ПДД" - были на автобусной остановке, переходили дорогу по пешеходному переходу, рассматривали проходящий транспорт.
-"Почта" - экскурсия к почтовому ящику, где отправили письмо, заранее написанное в группе.
- "Новогодние развлечения" - поход к новогодней елочке, где рассматривали и беседовали о новогодних игрушках и др.
Использование специализированных компьютерных коррекционно-развивающих программ в дошкольном специальном образовании открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных нарушений речи до начала обучения в школе, развития мотивационной сферы и познавательных способностей детей. Поэтому в работе логопеда компьютер становится незаменимым другом, соратником и помощником на пути преодоления речевых нарушений и развития речи детей.
В своей работе я использую программу "Игры для Тигры", которая представляет собой программно-методический комплекс, сопровождаемый подробным методическим руководством для специалистов-логопедов и родителей. Методическое пособие содержит рекомендации по организации индивидуальной и подгрупповой работы с использованием компьютерной программы "Игры для Тигры", описывает принципы внедрения компьютерной программы в традиционную систему коррекционной работы, пошаговое описание и сопровождение каждого блока, модуля, упражнения и задания.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы - Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой.
Объективность оценки результатов деятельности ребенка, динамика развития тех или иных функций, умений и навыков, возможность их сравнения очень важны как для детей, так и для специалистов, работающих с программой. Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах - визуально, в звуковом и цифровом виде, а так же позволяет сохранить сведения о ребенке, создать базу речевого материала по желанию логопеда для дальнейшего использования в процессе коррекционной работы.
Используя все эти формы работы по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей, параллельно осуществляю развитие внимания, памяти мышления и других психических функций. Результаты проводимого мной коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования всех этих форм в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
Список литературы.
- Васильева С., Соколова Н., Логопедические игры для дошкольников. М., 2001.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И., Мяч и речь. С-П., 2003.
- Гаркуша Ю.Ф., Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2001.
- Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-7 лет // Логопед. 2008. №1. С.49-56.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., Развитие речи детей 4-5 лет. М., 2005.
- Лизунова Л.Р., Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2007.
- Нищева Н.В., Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. С-П., 2007.
- Русланова Н.С., Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. М., 2007.