Разработка урока в 7-м классе по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов";
  • развитие умений применять знания на практике;
  • развитие познавательных умений (наблюдать, делать опыты);
  • развитие общетрудовых умений (умение пользовать приборами, оценивать, контролировать свои действия);
  • умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Оборудование: ПК, проекционный аппарат, экран, мензурка, линейка, весы, динамометр, оборудование для проведения экспериментов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение.

III. Повторение.

IV. Самостоятельная работа учащихся (таблица 1).

V. Устная работа учащихся (загадки).

VI. Самостоятельная работа учащихся (таблица 2).

VII. Эксперименты.

VIII. Домашнее задание.

IX. Заключение.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВВЕДЕНИЕ

Мы сегодня вначале урока отойдём от привычного, это то, что учитель называет тему урока. Тему урока попробуете сформулировать вы. Но для этого надо выполнить два задания. И первое, это отгадать загадки, ответы которых входят в тему урока. Отгаданное слово записываем на доске. Итак,

Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух).

Есть моря, есть океаны,
Изморось, роса, туманы.
Есть озёра и река,
Иней есть, есть облака.
Капли есть, есть водопад.
Есть болота, есть пруды,
Что главнее для природы?
Ну, конечно, это:(воды).

Лёд, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега.
И позёмка тоже есть
И всего не перечесть
Потому что есть на свете ещё :(твёрдые тела).

К этим трём понятиям применима физическая величина, с которой мы хорошо знакомы. Второе задание: смотрим на экран, где даны рисунки физических приборов. И у меня на демонстрационном столе тоже. Что это за приборы, назовём их по порядку и запишем на доске. А теперь, используя ключ к заданию, надо отгадать зашифрованное слово:

1) мензурка

12345678

2) динамометр

123 4567 8910

3) весы

1234

линейка

1234567

ключ:1)2-1 2)1-8 3)3-1 4)4-1 5)1-2 6)2-3 7)4-2 8)3-2; первая цифра - это номер слова, вторая цифра- это номер буквы в этом слове (ответ- давление).

Итак, тема урока "давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Повторим, чем создаётся давление, как можно определить значение давления, остановимся на некоторых жизненных примерах.

III. ПОВТОРЕНИЕ

1) Оказывают ли давление твёрдые тела?

- по какой формуле можно определить значение давления твёрдых тел?

- как можно уменьшить давление твёрдых тел?

- как можно увеличить давление твёрдых тел?

(пример с деревянным бруском)

2) Оказывают ли давление жидкости?

- по какой формуле можно определить значение давления жидкостей?

- как можно уменьшить давление жидкостей?

- как можно увеличить давление жидкостей?

(пример: две мензурки с разным объёмом жидкости)

3) Создают ли давление газы, если да, то каким образом? (пример: с воздушным шариком)

4) Давление, создаваемое жидкостями и газами, объединяет закон Паскаля. Сформулируем его (пример с шаром Паскаля)

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

А теперь поработаем самостоятельно. Возьмите табличку , подпишите фамилию. Ответим на такой вопрос: какие из перечисленных свойств и признаков, к каким состояниям вещества можно отнести?

Свойства и признаки вещества Состояния вещества
Твердое Жидкое Газ
1.Сохраняет форму      
2.Сохраняет объём      
3.Принимает форму сосуда, в котором находится      
4.Занимает весь предоставленный объём      
5.Легко сжимаемо      
6.Текучи      
7.Передаёт давление в направлении действия силы      
8.Передаёт давление во все стороны одинаково      
9.Имеет кристаллическую решетку      
10.Не сохраняет форму и объём      

Карточки сдаем. Проверяем ответы, глядя на экран.

V. УСТНАЯ РАБОТА - ЗАГАДКИ

Часто в жизни приходится разгадывать кроссворды, ребусы. Мы с вами поотгадываем загадки и объясним их ответы с точки зрения физики, используя знания о давлении твердых тел, жидкостей и газов.

Мы проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
В снег - бежим
Уж такой у нас режим. (Лыжи)

? - Как связаны лыжи с давлением?

Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра,
Всему миру нужна. (Иголка)

? - Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шарик)

? - Почему воздушный шарик имеет круглую форму?

- Как изменится давление воздуха в шарике, если его сжать?

- Как изменится давление воздуха в шарике, если часть воздуха из шарика выпустить?

Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что девчата тяжелее?

Многие знают грозное действие ремня. Скажите, каким ремнем почувствуем боль сильнее, если ударить широким солдатским, или узким изящным, дамским?

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Устно работаем хорошо, теперь посмотрим, какое зрительное восприятие.

На экране дано некоторое количество рисунков:

- свяжите с понятием - давление;

- определите, по каким критериям их можно разделить на группы;

- разделите и запишите в таблицу 2.

    Примеры на уменьшение давления Примеры на увеличение давления
    1

    2

    3

    :

    1

    2

    3

    :

Проверяем вместе с учителем.

VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Связанные с архитектурой.

Приборы:

  • 4 листочка
  • клей
  • книги
  • картонка

Выполнение:

- свернуть в трубочку листы бумаги, склеить;

- поставить трубочки вертикально;

- на трубочки положить картонку;

- нагружаем картонку книгами на столько, сколько может выдержать конструкция

Объяснение:

а) из-за большой площади опоры давление на бумажные колонны небольшое;

б) в биологии: кости человека и животных полые, что делает их легкими, прочными. Птицы не смогли бы подняться в воздух.

в) в архитектуре: в старинных особняках колонны внутри полые, а не из мрамора, как мы считали и сделаны из папье-маше.

Фонтанчики.

Приборы: пластиковая бутылка с тремя отверстиями по вертикали;

сосуд под воду

Выполнение:

- располагаем сосуд под воду на столе;

- на подставку ставим сосуд с водой;

Объяснение:

а) из нижнего отверстия вода выливается дальше, чем из среднего и верхнего.

Модель работы легких.

Приборы:

  • пластиковая бутылка
  • 2 воздушных шарика
  • скотч

Выполнение:

- отрезали дно у бутылки, затянули его резиновым шариком, закрепили скотчем;

- на горлышко бутылки одели шарик и пропихнули его внутрь;

Объяснение:

а) если надавить на нижнюю пленку, то объем воздуха в бутылки уменьшается, а давление увеличивается и становится больше атмосферного и шарик сдувается;

б) при оттягивании пленки объем воздуха внутри бутылки увеличивается, а давление уменьшается и оно становится меньше атмосферного и шарик внутри бутылки надувается;

в) подобным образом работают наши легкие: диафрагма опускается - вдох, диафрагма поднимается - выдох. Здесь резиновая пленка играет роль диафрагмы, а воздушный шарик играет роль легких.

Реактивное движение.

Приборы:

  • воздушный шарик
  • трубочка для коктейля
  • нить
  • скотч

Выполнение:

- продеть сквозь трубочку нить;

- надуть шарик;

- прикрепить его к трубочке скотчем

Объяснение:

а) сжатый воздух вырывается из воздушного шарика, и шарик движется в противоположном направлении движению сжатого воздуха.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать реферат, доклад или сделать презентацию о применении давления в жизни.

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!

Литература:

  1. ДЭ №10, 2006г. "Вода - это жизнь"
  2. ж. "Современный урок" № 23-24, 2007г.
  3. М.Н. Балашов "О природе". М.: "Просвещение", 1991г.
  4. В.И. Елькин "Необычные учебные материалы по физике". М.: "Школа-Пресс", 2000г.
  5. Большая книга экспериментов. РОСМЭН, 2001г.

Приложение 1.