Урок обобщения по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • развитие орфографической зоркости (умение находить в корне букву, требующую проверки)

Оборудование:

  • название городов "Корнеслов", "Приставкин", "Суффиксград", "Окончание"
  • домик "Загадка", 2 корня, 2 суффикса, 2 окончания. Дерево-"Корень" (однокоренные слова), звезда - "Суффиксов", таблица приставок.
  • Компьютерная презентация "Цирк" (Приложение 1)

Ход урока

Постановка задач урока.

- Сегодня у нас урок, который проходит в стране Словаринке и который определит знатоков изученного раздела "Состав слова". (класс делится на 2 команды)

- Из чего же состоят слова?

Этот вопрос не давал заснуть уже которую ночь, Алёше и Андрею.

- Что же нам твердила весь урок учительница про приставку и суффикс?- думали Катя и Альбина.

- Боже мой, - твердили во сне Даша и Юля, и почему же это корень - самая главная часть слова?

- А тут ещё окончание замучаешься выделять!- бормотала Ольга.

Дома уже все спали. Вдруг открылась дверь, в комнату вошла Фея.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла за вами! Одевайтесь поскорее и летим! Нас давно ждут!

Пока ребята одевались, Фея легко взлетела на подоконник и открыла окно. Затем подала им руку, и они быстро понеслись над крышами спящих домов. Редкие огоньки ночных домов, как будто стремительно падали вниз. Ребята немножко испугались и зажмурились.

Вскоре яркий свет заставил им открыть глаза. Перед ними стоял шатёр. "Ура! Цирк!" - обрадовались они. Все разом начали задавать вопросы артистам цирка - но они молчали. Почему? Тогда Фея вспомнила, для того, чтобы они заговорили, надо выполнить задание.

Словарный диктант.

Преобразовать существительные в однокоренные прилагательные и составить словосочетания. (например, заяц - заячья шапка и т. д.)

- Молодцы! - сказала нам Фея, теперь я вам не нужна. До встречи на рассвете.

Тут заговорил самый главный дрессировщик.

- Чтобы попасть в гости к главной части слова, сначала ответьте, что это за главная часть слова? (корень)

-Как бы вы назвали город, где "живет" корень слова?

- город Корнеслов.

- Запишите в тетрадь название города.

Упражнение в различении корня слова и подборе однокоренных слов.

а) Определение значения слова Корень.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Учитель:

- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово КОРЕНЬ?

Корень - "подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворимыми в ней минеральными веществами."

- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова?

Да. Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень, от него "растут" слова, как ветки на дереве.

- Какие слова могли бы вырасти на этом дереве? (на доске изображено дерево, в корнях которого дано слово ЛЕС)

- напишите эти слова в тетрадь.(1-2 мин.)

(У кого больше слов, та команда и выигрывает)

- Прочитайте записанные слова.

- Что объединяет эти слова: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНИК?

(смысл, заключенный в корне ЛЕС-. "Лес - большая площадь земли, заросшая деревьями")

- назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.

б) Упражнение в различении корня слов.

- Вспомним, как найти в слове его корень.

Запись под диктовку предложения, самостоятельно выделить в словах корень.

Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет. (И. Бунин)

После выполнения самостоятельной работы проверяется и оценивается правильность написания слов и выделения в них корня;

Уточняется значение словосочетания берёзовый лес, выясняется, какой ещё бывает лес;

Обсуждается, можно ли считать однокоренными слова ЛЕС, БОР, ЧАЩА.

в) Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

- поиграем в игру "Зоркий глаз, острое ухо!"

Я вам прочитаю предложения-скороговорки. Как вы думаете, почему эти предложения называются скороговорками? Послушайте скороговорки и ответьте на вопрос: есть ли в скороговорке однокоренные слова?

1 команда

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

2 команда

Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.

Дети устно отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свой ответ.

Вручение командам карточки в виде корней.

- Молодцы! Вы становитесь почетными гостями города КОРНЕСЛОВА страны Словаринки, у которых "Зоркий глаз" и "Острый слух",- сказал дрессировщик. Дальше вы пойдете вместе с девочкой Приставочкой в город:

Как вы думаете, какой? ПРИСТАВКИН.

- Запишите название города приставок в тетрадь.

- Что вы знаете о приставке?

Итак, мы - гости города приставок. А знаете ли вы сколько всего живет в этом городе приставок?

- Вам задание - написать приставки, которые вы знаете. (1-2 мин.)

- Оказывается, что знать и вспомнить- это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они "приходят" в голову с большим трудом. Многие ваши знакомые не хотят "вспоминаться". Посмотрите на этот список приставок. Сколько их?

- А сколько вам удалось вспомнить?

- Есть ли в списке такие приставки, которые вы никогда не слышали и не видели?

- С многими приставками вам предстоит познакомиться в 5 классе и узнать об их правильном написании в словах.

- Выборочный диктант.

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился,
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

- Какими вы представили лес?

-Как понимаете выражение ЛЕС ЗАШЕВЕЛИЛСЯ, ЛЕС ОЗОЛОТИЛСЯ?

- Как автор сказал о ландыше? О незабудке?

- Послушайте ещё раз, заметьте на слух в предложениях с приставками, запишите эти слова по памяти.

Можно и так: учитель читает стихотворение по предложениям, ученики записывают только слова с приставками.

Проверка.

- Назовите приставки записанных слов. Докажите, что приставку вы выделили верно.

- Как вы думаете, какое значение вносит в слово приставка за- ?

(указывает начало действия)

- На что может указывать приставка вы- ?

(указывает на движение изнутри)

- Подберите к слову ОТКРЫЛИСЬ слово, противоположное по значению. При помощи какой части слова вы образовали слово, противоположное по значению? (Приставки)

Проводится блицтурнир.

"Чья команда быстрее и правильнее ответит на вопросы девочки-приставочки?"

  1. Приставка - это:(часть слова)
  2. Где стоит приставка? (перед корнем)
  3. Для чего служит приставка? (для образования новых слов)
  4. Может ли в слове быть 2 приставки? 3 приставки?
  5. Найдите слова с приставками, укажите, сколько в них приставок и какие?

- Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ф. Тютчев

- Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
Скороговорка

Назовите одним словом.

1) Присоединить с помощью верёвки. (привязать)

2)Присоединить с помощью иголки с ниткой. (пришить)

3) Очень добрый.(предобрый)

4) Как называли Кащея в русских сказках? (Бессмертный)

5) Лес, где растут различные породы деревьев? (Смешанный)

- Молодцы! Вы являетесь почетными гостями города Приставкин. (Вручение приставок)

Дальше вы пойдете вместе с клоуном Суффиксеночком.

- Как вы думаете, как называется этот город?

Суффиксград.

- Кто здесь живут?

- Клоун-Суффиксеночек.

- Что такое суффикс? (часть слова)

- Где находиться суффикс? (после корня)

- Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

Суффиксальная разминка.

Учитель: посмотрите на "звезду" суффиксов. Многие из них вам уже знакомы, с другими вы познакомитесь в следующих классах.

В нашей "звезде" даны лишь немногие из тех суффиксов, что есть в русском языке. Постарайтесь ответить на вопросы, подготовленные для вас клоуном-суффиксеночком.

- Найдите "веселые" суффиксы, которые вносят в слова оттенок уменьшительности, ласкательности или увеличительности.

- Найдите суффиксы, которые образуют названия лиц.

- Найдите суффиксы, которые образуют названия животных.

- Назовите к одному слову однокоренное слово со значением:

а) действующего лица (писать, машина, море, лес, шахта, груз)

б) уменьшительности или ласкательности (береза, роща, земляника, бобр, белый)

в) увеличительности (куст, рука, глаза)

- Молодцы! Вам вручаются суффиксы от жителей города Суффиксград.

И последний город нашего путешествия - город Окончание. С нами вместе будет дедушка Окончание. Чтобы попасть в город, ответим на вопросы дедушки.

- Кто живет в городе этом?

- Что такое окончание?

- Назовите окончание в словах - береза, ракета.

- Что сделали, чтобы найти окончание? (подобрали однокоренные слова, изменяя окончание)

- Приведите примеры с нулевым окончанием. (цирк, дом, корабль)

- Молодцы! Вам вручаются окончания от жителей города.

- А сейчас артисты цирка пожелали показать поучительную сказку, потому что вы им понравились.

Сказка о дружбе.

В одном домике-слове жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксеночек, дедушка Окончание.

А слово это было ЗАГАДКА. Жили они дружно, одной семьей, жили - не тужили, пока не поссорились.

Заявил как-то дядюшка Корень:

- Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я - корень слова!

Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень, значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика "Загадка". Но не проорали!

Дедушка ОКОНЧАНИЕ пошел к другим словам. Все ему рады. Ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово ДОМ, стало слово ДОМА, было слово ЛИС, сьало слово ЛИСА.

Мальчик Суффиксеночек тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: ГРЕТЬ - ГРЕЛКА

СТРОЙ - СТРОЙКА

РЫБА - РЫБКА.

И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например:

ЕХАТЬ - ЗАЕХАТЬ

ЛЕЗ - ЗАЛЕЗ

ХОД - ЗАХОД

БЕГ - ЗАБЕГ

Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать - слово ГАД. Заплакал тогда дядюшка Корень, от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошел к ним и попросил прощения.

- Как вы думаете, ребята, простили его друзья? Правильно, конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать.

Все вместе вернулись снова в свой уютный домик.

Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей.

Вот только корни в основном домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать.

- Чему учит сказка?

Дети. Быть добрыми, уметь просить прощение, уметь прощать! А также всегда дружить!

Учитель: А вот и наша добрая фея! Давайте поделимся с ней нашими впечатлениями о путешествии в Страну Словаринка!

Фея: Жители каждого города вам вручали подарки в виде карточек. Давайте посмотрим, что у вас получится собрав эти карточки.

Учитель: Повторим правила разбора слов по составу и окажемся дома! Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и мысленно перенесемся домой!

(Звучит фонограмма песни "Если с другом вышел в путь:")