Цели:
Оборудование:
- название городов "Корнеслов", "Приставкин", "Суффиксград", "Окончание"
- домик "Загадка", 2 корня, 2 суффикса, 2 окончания. Дерево-"Корень" (однокоренные слова), звезда - "Суффиксов", таблица приставок.
- Компьютерная презентация "Цирк" (Приложение 1)
Ход урока
Постановка задач урока.
- Сегодня у нас урок, который проходит в стране Словаринке и который определит знатоков изученного раздела "Состав слова". (класс делится на 2 команды)
- Из чего же состоят слова?
Этот вопрос не давал заснуть уже которую ночь, Алёше и Андрею.
- Что же нам твердила весь урок учительница про приставку и суффикс?- думали Катя и Альбина.
- Боже мой, - твердили во сне Даша и Юля, и почему же это корень - самая главная часть слова?
- А тут ещё окончание замучаешься выделять!- бормотала Ольга.
Дома уже все спали. Вдруг открылась дверь, в комнату вошла Фея.
- Здравствуйте, ребята! Я пришла за вами! Одевайтесь поскорее и летим! Нас давно ждут!
Пока ребята одевались, Фея легко взлетела на подоконник и открыла окно. Затем подала им руку, и они быстро понеслись над крышами спящих домов. Редкие огоньки ночных домов, как будто стремительно падали вниз. Ребята немножко испугались и зажмурились.
Вскоре яркий свет заставил им открыть глаза. Перед ними стоял шатёр. "Ура! Цирк!" - обрадовались они. Все разом начали задавать вопросы артистам цирка - но они молчали. Почему? Тогда Фея вспомнила, для того, чтобы они заговорили, надо выполнить задание.
Словарный диктант.
Преобразовать существительные в однокоренные прилагательные и составить словосочетания. (например, заяц - заячья шапка и т. д.)
- Молодцы! - сказала нам Фея, теперь я вам не нужна. До встречи на рассвете.
Тут заговорил самый главный дрессировщик.
- Чтобы попасть в гости к главной части слова, сначала ответьте, что это за главная часть слова? (корень)
-Как бы вы назвали город, где "живет" корень слова?
- город Корнеслов.
- Запишите в тетрадь название города.
Упражнение в различении корня слова и подборе однокоренных слов.
а) Определение значения слова Корень.
Упражнение в подборе однокоренных слов.
Учитель:
- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово КОРЕНЬ?
Корень - "подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворимыми в ней минеральными веществами."
- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова?
Да. Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень, от него "растут" слова, как ветки на дереве.
- Какие слова могли бы вырасти на этом дереве? (на доске изображено дерево, в корнях которого дано слово ЛЕС)
- напишите эти слова в тетрадь.(1-2 мин.)
(У кого больше слов, та команда и выигрывает)
- Прочитайте записанные слова.
- Что объединяет эти слова: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНИК?
(смысл, заключенный в корне ЛЕС-. "Лес - большая площадь земли, заросшая деревьями")
- назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.
б) Упражнение в различении корня слов.
- Вспомним, как найти в слове его корень.
Запись под диктовку предложения, самостоятельно выделить в словах корень.
Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет. (И. Бунин)
После выполнения самостоятельной работы проверяется и оценивается правильность написания слов и выделения в них корня;
Уточняется значение словосочетания берёзовый лес, выясняется, какой ещё бывает лес;
Обсуждается, можно ли считать однокоренными слова ЛЕС, БОР, ЧАЩА.
в) Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.
- поиграем в игру "Зоркий глаз, острое ухо!"
Я вам прочитаю предложения-скороговорки. Как вы думаете, почему эти предложения называются скороговорками? Послушайте скороговорки и ответьте на вопрос: есть ли в скороговорке однокоренные слова?
1 команда
Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
2 команда
Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.
Дети устно отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свой ответ.
Вручение командам карточки в виде корней.
- Молодцы! Вы становитесь почетными гостями города КОРНЕСЛОВА страны Словаринки, у которых "Зоркий глаз" и "Острый слух",- сказал дрессировщик. Дальше вы пойдете вместе с девочкой Приставочкой в город:
Как вы думаете, какой? ПРИСТАВКИН.
- Запишите название города приставок в тетрадь.
- Что вы знаете о приставке?
Итак, мы - гости города приставок. А знаете ли вы сколько всего живет в этом городе приставок?
- Вам задание - написать приставки, которые вы знаете. (1-2 мин.)
- Оказывается, что знать и вспомнить- это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они "приходят" в голову с большим трудом. Многие ваши знакомые не хотят "вспоминаться". Посмотрите на этот список приставок. Сколько их?
- А сколько вам удалось вспомнить?
- Есть ли в списке такие приставки, которые вы никогда не слышали и не видели?
- С многими приставками вам предстоит познакомиться в 5 классе и узнать об их правильном написании в словах.
- Выборочный диктант.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился,
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
- Какими вы представили лес?
-Как понимаете выражение ЛЕС ЗАШЕВЕЛИЛСЯ, ЛЕС ОЗОЛОТИЛСЯ?
- Как автор сказал о ландыше? О незабудке?
- Послушайте ещё раз, заметьте на слух в предложениях с приставками, запишите эти слова по памяти.
Можно и так: учитель читает стихотворение по предложениям, ученики записывают только слова с приставками.
Проверка.
- Назовите приставки записанных слов. Докажите, что приставку вы выделили верно.
- Как вы думаете, какое значение вносит в слово приставка за- ?
(указывает начало действия)
- На что может указывать приставка вы- ?
(указывает на движение изнутри)
- Подберите к слову ОТКРЫЛИСЬ слово, противоположное по значению. При помощи какой части слова вы образовали слово, противоположное по значению? (Приставки)
Проводится блицтурнир.
"Чья команда быстрее и правильнее ответит на вопросы девочки-приставочки?"
- Приставка - это:(часть слова)
- Где стоит приставка? (перед корнем)
- Для чего служит приставка? (для образования новых слов)
- Может ли в слове быть 2 приставки? 3 приставки?
- Найдите слова с приставками, укажите, сколько в них приставок и какие?
- Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ф. Тютчев- Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
Скороговорка
Назовите одним словом.
1) Присоединить с помощью верёвки. (привязать)
2)Присоединить с помощью иголки с ниткой. (пришить)
3) Очень добрый.(предобрый)
4) Как называли Кащея в русских сказках? (Бессмертный)
5) Лес, где растут различные породы деревьев? (Смешанный)
- Молодцы! Вы являетесь почетными гостями города Приставкин. (Вручение приставок)
Дальше вы пойдете вместе с клоуном Суффиксеночком.
- Как вы думаете, как называется этот город?
Суффиксград.
- Кто здесь живут?
- Клоун-Суффиксеночек.
- Что такое суффикс? (часть слова)
- Где находиться суффикс? (после корня)
- Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)
Суффиксальная разминка.
Учитель: посмотрите на "звезду" суффиксов. Многие из них вам уже знакомы, с другими вы познакомитесь в следующих классах.
В нашей "звезде" даны лишь немногие из тех суффиксов, что есть в русском языке. Постарайтесь ответить на вопросы, подготовленные для вас клоуном-суффиксеночком.
- Найдите "веселые" суффиксы, которые вносят в слова оттенок уменьшительности, ласкательности или увеличительности.
- Найдите суффиксы, которые образуют названия лиц.
- Найдите суффиксы, которые образуют названия животных.
- Назовите к одному слову однокоренное слово со значением:
а) действующего лица (писать, машина, море, лес, шахта, груз)
б) уменьшительности или ласкательности (береза, роща, земляника, бобр, белый)
в) увеличительности (куст, рука, глаза)
- Молодцы! Вам вручаются суффиксы от жителей города Суффиксград.
И последний город нашего путешествия - город Окончание. С нами вместе будет дедушка Окончание. Чтобы попасть в город, ответим на вопросы дедушки.
- Кто живет в городе этом?
- Что такое окончание?
- Назовите окончание в словах - береза, ракета.
- Что сделали, чтобы найти окончание? (подобрали однокоренные слова, изменяя окончание)
- Приведите примеры с нулевым окончанием. (цирк, дом, корабль)
- Молодцы! Вам вручаются окончания от жителей города.
- А сейчас артисты цирка пожелали показать поучительную сказку, потому что вы им понравились.
Сказка о дружбе.
В одном домике-слове жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксеночек, дедушка Окончание.
А слово это было ЗАГАДКА. Жили они дружно, одной семьей, жили - не тужили, пока не поссорились.
Заявил как-то дядюшка Корень:
- Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я - корень слова!
Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень, значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика "Загадка". Но не проорали!
Дедушка ОКОНЧАНИЕ пошел к другим словам. Все ему рады. Ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово ДОМ, стало слово ДОМА, было слово ЛИС, сьало слово ЛИСА.
Мальчик Суффиксеночек тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: ГРЕТЬ - ГРЕЛКА
СТРОЙ - СТРОЙКА
РЫБА - РЫБКА.
И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например:
ЕХАТЬ - ЗАЕХАТЬ
ЛЕЗ - ЗАЛЕЗ
ХОД - ЗАХОД
БЕГ - ЗАБЕГ
Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать - слово ГАД. Заплакал тогда дядюшка Корень, от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошел к ним и попросил прощения.
- Как вы думаете, ребята, простили его друзья? Правильно, конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать.
Все вместе вернулись снова в свой уютный домик.
Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей.
Вот только корни в основном домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать.
- Чему учит сказка?
Дети. Быть добрыми, уметь просить прощение, уметь прощать! А также всегда дружить!
Учитель: А вот и наша добрая фея! Давайте поделимся с ней нашими впечатлениями о путешествии в Страну Словаринка!
Фея: Жители каждого города вам вручали подарки в виде карточек. Давайте посмотрим, что у вас получится собрав эти карточки.
Учитель: Повторим правила разбора слов по составу и окажемся дома! Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и мысленно перенесемся домой!
(Звучит фонограмма песни "Если с другом вышел в путь:")