Урок русского языка во 2-м классе "В русле субъективизации" (по методике Г.А. Бакулиной)

Разделы: Начальная школа


Мы живём в постоянно меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, думающие люди, которые могут управлять своим поведением в различных ситуациях и самой ситуацией, определять тактику поведения, то есть быть субъектом личной жизни. Формирование субъектности происходит через деятельность. Именно в деятельности человек не только проявляется как личность, но и порождается. Значит, необходимо построить урок таким образом, чтоб ученик постоянно находился в поиске, был активным и творческим.

Может ли традиционный урок создать условия для развития субъектности личности? Если учитель сам сообщает цели, рассказывает новый материал, а ученик выполняет предписания и совсем не управляет ситуацией, то - нет. Принято считать, что в традиционной системе всё устарело, что нужна она лишь для решения определённых задач в чтении и счёте. Наверное, это так, но происходит это лишь тогда, когда учитель не смог перестроиться и взять на себя роль организатора познавательной деятельности учащихся.

Третий год я работаю по методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие младших школьников средствами субъективизации на уроках русского языка". Данная методика в рамках традиционной системы позволяет вовлечь учащихся в творческую учебную деятельность за счёт передачи им части функций учителя. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Он чувствует себя хозяином на уроке, а учитель является координатором творческого процесса. Дети самостоятельно формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности, принимают активное участие в освоении нового материала. Каждый структурный этап урока не только способствует усвоению знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие важнейших интеллектуальных качеств учащегося: внимания, памяти, мышления, речи.

Представление о той или иной методике возникает тогда, когда можно почувствовать атмосферу урока. В качестве примера можно привести урок русского языка по теме: "Правописание парных согласных на конце слова". Это второй урок по данной теме. На предыдущем уроке учащиеся познакомились с несоответствием произношения и написания парных согласных на конце слова.

Цель: учить детей проверять слова с парным согласным на конце слова.

Задачи:

  • развивать умение распознавать слова, которые надо проверять, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове;

  • развивать орфографическую зоркость, словесно- логическое мышление, речь, память, умение рассуждать;

  • развитие умения в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех;

  • воспитывать любовь к языку, любознательность, трудолюбие.

Вид: комбинированный урок, на основе субъективизации процесса обучения. (Методика Г.А.Бакулиной)

Оборудование: карточки со словами, схемы, листы- тренинги, сигнал (красный, синий), учебник: "Русский язык" для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, "Прописи. Чистописание" для 2 класса, авторы Л.И.Тикунова, Т.В. Игнатьева.

Ход урока

1. Орг. момент:

У.(Учитель)

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Комментарий. Положительный настрой в начале урока позволяет создать атмосферу взаимопонимания и поддержки. Таким образом, проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях.

2. Мобилизующий этап.

У. Начинаем наш урок с логического упражнения. Внимательно послушайте:

В семье папа, мама и их дети Вова, Валя любят трудиться: работать на заводе, выпекать корж для торта, протирать шкаф от пыли. Определите, чем занят каждый член семьи, если папа с утра уехал на завод, а мама так занята, что не всегда успевает протирать шкаф от пыли?

У. Проверяем, как запомнили и рассуждаем.

Д. Мы знаем, что папа, мама и их дети любят трудиться: работать на заводе, выпекать корж для торта, протирать шкаф от пыли. Если папа уехал на завод, а мама не всегда успевает протереть пыль, значит, она выпекает корж для торта, а дети Вова и Валя протирают шкаф от пыли.

У. Оцените ответ сигналом. Если ответ понравился - поднимаем красный цвет. Есть замечания - синий.

Комментарий. Мобилизующий этап является принципиально новым структурным элементом урока. Его основная цель- включение учеников в активную интеллектуальную работу. Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения, при этом развивается память, внимание, устная речь. Происходит формирование интеллектуальных умений. Дети учатся обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. Содержание логического упражнения тесно связывается с учебным материалом. По существу - это устный словарный диктант в нетрадиционной форме, кроме того, на его основе дети самостоятельно определяют и формулируют тему и цели урока. Развиваются организационные умения. Ненавязчиво вводится сюжетная линия урока - труд. Сюжет объединяет все этапы урока, создаёт эмоциональный настрой.

3. Тема и цель урока:

У.Назовите слова, встретившиеся в упражнении, написание которых вы можете объяснить, опираясь на известное вам правило.

Д. Это слова Валя, Вова. Имена собственные пишутся с большой буквы.

У.В логическом упражнении вы ещё встретили слова, правописание которых вы не можете объяснить. В связи с этим сформулируйте тему урока.

Д. Это слова шкаф, завод, корж. На конце этих слов встречаются парные согласные, значит тема урока "Парные согласные на конце слов".

У.Поставим перед собой цель: чему будем учиться на уроке? При ответе опирайтесь на слова - ориентиры: Учиться:..

Познакомимся:

Д. Мы должны научиться писать слова с парными согласными на конце слов, познакомиться с правилом проверки таких слов.

Комментарий. Самостоятельное формулирование темы и цели урока учениками требует выражения мысли в виде логического, доказательного, развёрнутого, последовательного текста - рассуждения вслух. Развивается монологическая речь, мышление, активизируется самостоятельная творческая деятельность учеников. У ребёнка создаётся установка на плодотворную деятельность.

4. Минутка чистописания

У. Ребята, вы любите трудиться? А ваши пальчики? (разминка для пальчиков)

Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в нашем логическом упражнении. Она спряталась в слове, которое обозначает имя, слово состоит из двух слогов, в каждом слоге эта буква стоит на первом месте и обозначает согласный парный, звонкий, твёрдый звук.

Д. Сегодня пишем букву В, так как она находится в слове, которое обозначает имя Вова. В этом слове два слога Во-ва и начинаются они с согласного парного, звонкого, твёрдого звука.

У. Открываем тетради по чистописанию на с.20.

Из каких элементов состоит буква? (ответы детей)

Пропишем в воздухе,

Вспомним правила посадки

Пишем букву в тетради(2 строчки).

У. Посмотрите на рисунок. Как зовут детей? Как пишутся имена? Чем заняты дети?

Что можете сказать о них, какие они? И мы с вами тоже очень трудолюбивые и старательные. Оцените свою работу: на полях, на своих волшебных линейках, отметьте свой уровень достижения. Поставьте крестик там, где считаете нужным. У кого крестик выше середины? - красный сигнал, ниже - синий.

Комментарий. Поиск буквы на минутке чистописания совмещен с фонетическим разбором. На данном этапе развивается речь, внимание, наблюдательность, сосредоточенность, логическое мышление. Ученики учатся определять успешность выполнения задания.

У. Какую букву учились писать?

Д. Прописную букву В

5. Словарная работа

У. Строчная буква в обиделась, что не её , а прописную букву В писали в прописи, и спряталась в словарном слове. Это слово встречалось в тексте логического упражнения. В нём есть две орфограммы: непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце. Какое это слово?

Д. Это слово завод, потому что в нём есть непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце.

5. Определение лексического значения слова.

У. Что вы себе представляете, когда произносите слово завод? (ответы детей)

А теперь обобщите всё, что вы сказали о том, как вы понимаете значение слова завод

Д. Завод, это крупное предприятие.

У. Где ещё можно найти информацию о слове?

Д. В толковом словаре

У. В словаре это слово означает:

  1. Крупное промышленное предприятие

  2. Действие механизма, например, часы с заводом.

У.Запишем слово завод. Объясним написание слова по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма)

Какой может быть завод? Что можно делать на заводе? Придумаем предложение о заводе, опираясь на логическое упражнение. (Дети придумывают предложения)

Какую безударную гласную надо запомнить в слове завод?

Комментарий. Ознакомление со словарным словом осуществляется частично - поисковым методом: дети сами составляют определение, делают обобщения, комментируют написание слова. Этот структурный компонент урока приучает школьников к самостоятельной интеллектуальной деятельности с новым словом. Далее оно вводится в активный словарь с помощью различных приёмов. В данном случае это самостоятельное составление предложения про завод.

6. Новая тема:

У. Произнесите слово завод. Какой звук слышится на конце слова? Какой он парный или непарный? Что мы знаем о парных согласных?

Д. Иногда произношение не совпадает с написанием

У. В нашем слове совпадает или не совпадает произношение с написанием?

Д. Нет, не совпадает.

У. Какие у вас будут предложения, как нам быть?

Д. Надо проверить.

У. Измените слово так, чтоб оно стояло во множественном числе.

Д. Завод - заводы.

У. Может ли это слово быть проверочным для слова завод, почему?

Д. Может, потому, что в слове заводы звук [д] чётко слышится.

У. Продолжим наши наблюдения.

Загадаю я вам загадки, а отгадки вы найдёте на доске:

Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать

Скатерть бела всю землю одела. Сутул, горбат, все поле перешёл, все снопы перечёл.

У. Записываем слова сначала во множественном числе, а потом в единственном.

Д. Утюги - утюг, снега - снег, серпы - серп.

У. Сегодня мы говорим о трудолюбии. Скажите, как эти слова относятся к теме " Труд"?

Д. Утюгом гладят бельё, серпом работают в поле, от снега очищают дорожки.

У. Что ещё объединяет эти слова?

Д. У всех слов парный согласный на конце.

У. Какой вывод мы сможем сделать?

Д. Парный согласный надо проверять, т.е. изменять слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

У. А как об этом говорится в учебнике? Давайте проверим. С.114

Работа с правилом.

  • Читаем глазками
  • Расскажите друг другу (работа в парах)
  • Слушаем 1,2 человека

Оцените ответы товарищей.

Комментарий. Знания приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время работы ученики наблюдают, сравнивают, обобщают, делают умозаключения. Находят подтверждение своих выводов в учебнике.

7. Физминутка.

Я буду называть слова. Если назову слово, в котором пишется парный согласный написание которого не совпадает с произношением, вы присядете, а если совпадает - прыгните: труд, мост, шкаф, снег, прут, сапог, шарф.

Комментарий. Физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Подобные зарядки способны высокому физическому и эмоциональному подъёму, вызывают у детей желание активно продолжать работу на уроке, продолжают формирование лингвистических знаний и умений, а также положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления.

8. Закрепление

Упражнение "Логические цепочки"

  1. Сне. , сле. , сапо.
  2. Моро., лё., пру.
  3. Морко.ь , обе. су.

У. Прочитайте. Запишите слова в смысловой закономерности. Пропущенные буквы подчеркните. Обоснуйте свой ответ.

Д. Я записал так: сапог, след, снег, потому, что сапог оставляет след на снегу.

Лёд на пруду появляется из-за мороза, поэтому цепочка такая: пруд, мороз, лёд

У меня цепочка следующая: обед, суп, морковь. Мама на обед решила приготовить суп, почистила морковь

У. Оцените свою работу.

Работа в парах. Лист-тренинг.

У. Вы получили листочки. Работать будете в парах. Каждый из вас подчёркивает на своём листочке правильный вариант ответа, затем проверяете друг у друга, приходите к единому мнению и о своём решении сообщаете классу.

Моро(з, с), пиро(г,к), гла(с,з), уку(з,с), пило(т,д)

Комментарий. Такие упражнения носят поисковый характер, призваны стимулировать мыслительную деятельность, формировать устойчивость и сосредоточенность внимания.

9. Рефлексия:

У. Вспомним, какая была цель на нашем уроке? Как вы считаете, мы выполнили её? (сигнал). Где могут пригодиться эти знания? Посмотрите, как мы хорошо поработали.

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите в тетради.

Где тру., там радость.

Найдите слово с парным согласным на конце. Докажите, что вы правильно его написали.

Д. (Повторяют правило)

У. Принёс ли вам наш урок радость? Покажите сигналы.

10. Итог.

У. Откройте дневники. Произнесите про себя фразу: "Я горжусь собой за то, что я:." и поставьте себе отметку.

Таким образом, уроки, проводимые в русле субъективизации, формируют устойчивый интерес к языку, оказывает воздействие на повышение качества преподавания этого учебного предмета. На таких уроках развивается не только ученик, но и растёт творческий потенциал самого учителя.