Урок географии в 6-м классе по теме "Реки"

Разделы: География


Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи:

  • Сформировать понятия: река, части реки, бассейн реки, водораздел.
  • Познакомить с типами рек по характеру течения.
  • Закрепить умения показывать реки на карте и определять направление течения рек.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий, макет "Водораздел",
  • атласы, учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2000,
  • проектор мультимедиа, слайд-фильм" Водопад Игуасу",
  • магнитофонная запись "Журчание ручья".

Ход урока

Организационный момент. Проверка присутствия и готовности к уроку.

I. Беседа по вопросам:

  1. Вспомните, какие оболочки окружают нашу Землю?
  2. Какую оболочку вы уже изучили?
  3. Какую оболочку мы сейчас изучаем? Что такое гидросфера?
  4. Какие воды входят в состав гидросферы? (Воды Мирового океана, воды суши).
  5. Какие воды относятся к водам суши?
  6. Какие воды суши вы уже изучили?( Подземные).

Слайд № 1.

Учитель: Приступаем к изучению поверхностных вод - рекам!

Слайд №2, 3. Звучит стихотворение под магнитофонную запись "Журчание ручья" Катит воды голубые меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине, холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой моет волосы трава.
Это всё моя Россия! Это Родина моя!

Задание учащимся: Сформулировать цель урока.

Слайд № 4.

II. Практическая работа.

Задание № 1.

Работа учащихся группами в течение 3-х минут.

1 группе: По карте полушарий в атласе найти и назвать реки Северной Америки.

2 группе: - реки Южной Америки.

3 группе: - реки Африки.

4 группе: - реки Евразии.

По окончании - к карте для ответа выходит один ученик из группы.

Задание № 2.

Сформулировать определение понятия реки и сравнить с определением, данным в учебнике на стр. 100. (На доске ключевые слова: река, вода, поток, углубление).

Учитель: Рек много, но они все имеют сходное строение.

Задание № 3. Исследовать строение рек.

Работа группами по карточкам №1, 2, 3 в течение 10 минут.

Учитель крепит на магнитную доску плакат с увеличенным изображением карточек №2,3.

III. Проверка заданий: один человек из каждой группы выходит и вытягивает карточку с понятием (исток, устье, речная долина, русло, пойма, притоки).

Задача: Дать определение и прикрепить карточку к соответствующему месту на плакате. В результате на плакате должны обозначиться все части реки и схема речной системы.

IV. Вопросы учащимся:

- Что является началом реки?

- Откуда, из чего вытекают реки?

Учащиеся отвечают и делают вывод: Истоком рек могут быть озёра, болота, ледники, родники.

Вопросы учащимся:

- А какая река является главной в нашем крае? (Кама)

- А кто знает, что является истоком реки Камы? Слайды №5, 6. (Удмуртия, ключ в д. Карпушата).

- Какие ещё вы знаете реки в нашем крае, городе? Слайды №7, 8, 9, 10. (Чусовая, Вишера, Мошевица, Боровица).

V. Учитель: Разберем понятия бассейн реки и водораздел.

Показ и объяснение водораздела на макете.

VI. Практическая работа.

Задание № 4.

Определить по атласу и назвать, какие бассейны рек разделяют Уральские горы?

Слайды №№ 11-14. Школьники читают стихи.

1-й ученик.

Река, из чащи вырастая,
Немая, светлая густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала.
Что целый мир
В глубинах вод
Она несёт.
Своё пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она бежала и алела,
И отражала небеса. В. Павлинов

2-й ученик.

Меж горных стен несётся Терек
Волнами точит дикий берег,
Клокочет в круг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой ревёт и воет -
И вдруг утих и смирен стал,
Всё ниже, ниже опускался,
Уж он бежит едва живой.
Так после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот : обнажилось
Его кремнистое русло.
А.С. Пушкин

Задание № 5. Работа в группах по карточке № 4.

Особенности рек

Реки

Равнинные Горные
Характер течения    
Скорость течения    
Характер долины    
Падение реки    

Задача 1: Изучить текст на стр. 112 "Равнинные реки", заполнить первую колонку таблицы.

Задача 2: Изучить текст на стр. 113 "Пороги и водопады", дать определения данным понятиям.

VII. Проверка задания. У доски 2 человека.

Задача: Выделить признаки горных и равнинных рек (на магнитной доске прикрепить карточки, чтобы получилась схема).

Реки

Равнинные Горные
- текут спокойно

- небольшая скорость

- долины широкие

- падение небольшое

- текут быстро

- большая скорость

- долины узкие

- падение большое

VIII. Вопросы учащимся:

- Что такое водопады?

- Что такое пороги?

Слайды №15-18, фрагмент кинофильма "Водопад Игуасу".

IX. Слайды №20-28.

Учитель читает стихотворение.

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть ни когда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою :
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
Э. Огнецвет.

Задание № 6. Выявить экологическую проблему!

Предполагаемый ответ: Загрязнение рек.

Вопросы учащимся:

- Как решается эта проблема у нас в городе, в других местах?

Предполагаемые ответы:

Экологические отряды школьников, студентов по очистке берегов рек; очистные сооружения предприятий; агитационная работа и т.д.

X. Подведение итогов урока.

- О чем мы узнали на данном уроке?

- Что такое река?

- Какие части реки вы узнали?

- Как различаются реки по характеру течения?

- И другие вопросы:

XI.  Домашнее задание - слайд №29 - объяснение и запись.

Литература:

  1. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Датская Е.В. и др. Контрольные и проверочные работы по географии. - М.: Экзамен, 2003.
  3. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.

Приложение.