Производная и её применение

Разделы: Математика


Цели:

  • Повторить, углубить, обобщить приобретенные обучающимися знания и умения.
  • Ознакомить с историческими справками о жизни и деятельности ученых.
  • Воспитывать настойчивость и упорство.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Раздел математики, в котором изучается производная и ее применение к исследованию функции, называется дифференцированным исчислением. Термин "производная" ввел Лагрант. Ключевыми словами на уроке: производная, функция, физический и геометрический смысл производной.

Актуализация знаний и умений (проводится в форме игры).

Класс делится на 3 команды: "Точка", "Предел", "Скорость", выбираются спикеры команд, каждая команда получает карточки красного и зеленого цвета. Если команда затрудняется в выполнении задания, то осуществляется "сигнал" карточкой красного цвета, а если задание выполняется успешно и игроки готовы отвечать, то осуществляется сигнал карточкой зеленого цвета. За результатом работы будут наблюдать эксперты, которые подведут и итог.

1 тур. Разминка (экспресс - опрос).

Девиз: "Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий".

1 этап.

Вопросы:

1 команде: Как называется операция нахождения производной?

2 команде: Чему равна производная суммы двух функций?

3 команде: Чему равна производная частного двух функций?

1 команде: Чему равна производная произведения?

2 команде: Чему равна производная постоянной функции?

3 команде: Как меняется производная при линейной замене переменной?

1 команде: Записать формулу дифференцирования косинуса.

2 команде: Записать формулу дифференцирования синуса.

3 команде: Записать формулу дифференцирования тангенса.

(Высвечивается таблица вычисления производных).

Подводится итог.

2 этап. Проведение теста (каждая команда получает тест).

1. В чем сущность физического смысла первой производной?

В нахождении: а) скорости; б) ускорения; в) коэффициента угла наклона касательной; г) ответ иной.

2. В чем сущность геометрического смысла второй производной? В нахождении: а) тангенса угла; б) скорости; в) ускорения; г) ответ иной.

3. В чем сущность физического смысла второй производной? В нахождении: а) силы; б) ускорения; в) скорости; г) ответ иной.

Подводится итог.

2 тур. "Ты - мне, я - тебе" (защита рефератов и математических газет).

Девиз: "Кто смолоду делает и думает сам, тот станет потом крепче, умнее".

Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный предками, представляется возможность рассказать о жизни и деятельности ученых - математиков, которые вложили свой труд в теорию дифференцированного исчисления (высвечиваются портреты: Лейбница, Лагранта, Декарта и дается справка их жизни и деятельности).

Название рефератов:

1 команда: "Касательная к графику функции".

2 команда: "Производная в физике и технике".

3 команда: "Применение производной к исследованию функции".

Подводится итог.

3 тур. "Счастливый случай".

Девиз: "Теория без практики мертва, практика без теории невозможна".

Предлагается мешочек, в котором находятся бочки. Среди них есть "счастливый случай" - красная заморочка. За нее команда получает дополнительно 2 балла. Нужно заполнить "замороченную" таблицу, номер бочонка будет соответствовать номеру таблицы (выбранные задания проектируются на доску).

Заполнить таблицу:

№ п/п Функция Производная
1 x5 - 2x3 + 28x + 16  
2 4sin2x  
3 (5 + 6x)10  

Проверьте правильность заполнения.

Функция 3x3 - 27x2 + 15 x + 4x2 x3 - x2
Производная 9x2 - 54x + 15 8x3 - x2 x2(x-3)(x+3)(3-x2)2

Установите соответствие между функциями и соответствующими им производными.

№ п/п Функция Производная
1 tgх2 1)- sinxcosx
2 cosx 2) 2sin2x
3 -cos2x 3)(2cos2x2)

Подводится итог.

4 тур. "Лидер"

Девиз: "Успеха добивается лишь тот, кто действует".

Исследуйте функцию и постройте ее график:

а) f(x)=x2+x

б) f(x)=cos2x - cosx

Подводится итог.

5 тур. "Кто вперед?" (эстафета).

Каждая команда получает карточки - задания и выполняют их так: один решает - передает решение второму человеку, второй проверяет, ставит оценку и т.д., последний сдает работы в экспертную комиссию.

1 карточка: Найдите силу, действующую на материальную точку с массой m, движущуюся прямолинейно по закону x(t)=2t3 - t2 при t=2

2 карточка: Найдите промежутки возрастания и убывания функции:

f(x)=| x - 1 |

3 карточка: Найдите наибольшее значение функции f на данном промежутке[0;2]:

f(x)=2sinx+cos2x

4 карточка: Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна равен 20 см.

Подводится итог.

Карта участия.

Ф.И. Туры Оценка (средний балл)
1 2 3 4 5
1.

2.

3.

4.

5.

Консультант

Эксперт

         

Табло результатов.

№ тур

команды

1 2 3 4 5 Итог
Точка            
Предел            
Скорость            

Домашние задание

Составить тест (из пяти заданий по теме: "Производная").