Твёрдые звуки [ж], [ш], [ц], буквы ж, ш, ц

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания о звуках [ж], [ш], [ц], умение различать их на слух, читать слова, предложения, тексты с буквами Ж, Ш, Ц.
  2. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речь, словарный запас.
  3. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. Азбука. 1класс.; записи на доске; рисунок одежды; сигнальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Вхождение в тему.

Чтение алфавита печатных букв по порядку и вразбивку. Выборочное чтение букв, которые обозначают всегда твёрдые звуки.

Выполнив задания, вы узнаете какие буквы приглашают вас к себе.

- Какой первый звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ш], Ш)

- Эта буква широка
И похожа на жука,
Да при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж! ([ж], Ж)

Доброе слово.
Доброе слово
Приятно собаке.
Доброе слово приятно слону.
Давайте ребята
Не будем скупцами,
Ведь доброму слову
Мы рады и сами.

- О каком человеке мы говорим скупец? (О скупом, о жадном.)

- Как мы скажем о хитром?

Скупой - скупец, а хитрый? (хитрец),

глупый - ? (глупец), храбрый - ? (храбрец),

удалой - ? (удалец), умелый - ? (умелец),

старый - ? (старец), молодой -? (молодец),

маленький -? (малец).

- Какой последний звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ц], Ц) (3, с. 25)

-Назовите слова, где есть звуки [ж], [щ], [ц]. (Орфографический словарь Грушникова.Чтение про себя, называние слов, составление предложений со знакомыми словами).

- Какой предмет лишний? Почему? (Ответы детей. Рубашка. Звук [ш] - "опасное" место, т. к. парный по глухости - звонкости стоит перед парным.)

III. Работа по учебнику.

Стр.42

Хоровое чтение загадок и их отгадывание. Нахождение в тексте слов с буквами Ш, Ж, Ц.

Повторение характеристики звуков, которые они обозначают. (Согласные ж, ш, ц - твёрдые, непарные по твёрдости - мягкости. Звуки [ж] и [ш] - парные по глухости - звонкости: [ж] - звонкий, [ш] - глухой. Звук [ц] - глухой, непарный по глухости - звонкости, по твёрдости - мягкости.) Рассматривание таблицы непарных согласных по твёрдости - мягкости на последнем развороте азбуки. Обозначение "опасных мест" в словах - сестрицы, мастерицы, лежим, бежим, режим.

Чтение столбиков слов. Нахождение среди слов каждого столбика слов - отгадок к загадкам, а также слов со слогами ЖИ, ШИ, ЦЫ, ЦИ. Повторение: во всех словах буквы Ж, Ш, Ц всегда обозначают только твёрдые согласные звуки. В словах тишина, ошибка, машина обозначить все " опасные места".

IV. Слуховой диктант с сигнальными карточками. Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из звуков [ж], [ш], [ц] (школа, жёлуди, лошадка, цифра, лужа, лисица, ушанка, огурец, разноцветный, смешной, оранжевый).

V. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш. На доске столбиками записаны слова. Детям предлагается читать слова в парах, чтобы приготовиться выполнить задание букв Ж и Ш.

ПРУЖИНКА ШАЛОСТЬ ШИТЬ ЛЁША ШАРЫ СНЕЖИНКА

ПУШИНКА ЖАЛОСТЬ ЖИТЬ ЛЁЖА ЖАРЫ СМЕШИНКА (2, с. 261)

VI. Физкультминутка.

Выполняются танцевальные движения под музыку.

VII. Работа по учебнику.

Стр. 43

Подготовка к чтению рассказа "Две козы". Чтение с доски слов: ВСТРЕТИЛИСЬ, БЛАГОПОЛУЧНО, ОСТОРОЖНО, ПРОПАСТЬ.

Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснение значения слов ПРОПАСТЬ (очень глубокий овраг с крутыми склонами), БЛАГОПОЛУЧНО (хорошо, безнеприятностей) (2, с. 261)

Рассматривание иллюстрации.

- Кто это?

- Какого цвета?

- Почему они так стоят?

Чтение учителем вслух. Чтение учащимися цепочкой по предложению.

- Кто встретились на узкой тропинке, собаки или кошки?

- Что с ними случилось?

- Как же вели себя козы? Почему?

Выборочное чтение.

- Найдите, где описано опасное место. Чтобы произошло, если бы козы не уступили друг другу? (Упали бы в пропасть).

- Для чего Л.Н. Толстой сочинил такую историю? (Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.)

УСТУПЧИВОСТЬ (слово написано на карточке)

-Это доброе слово? (Да).

-Запомним и положим карточку в копилку добрых слов.

Чтение про себя. Подчёркивание слов с Ж, Ш.

VIII. Соотнесение содержания рассказа с текстом стихотворения С. Михалкова "Бараны".

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути".
Чёрный брат ответил: "Ме - е.
Ты в своём, баран, уме - е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги".
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами:
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана. (2, с. 262)

- Почему утонули? (не уступили друг другу)

IX. Хоровое чтение стихотворения "Барашки" А.Шибаева.

- Посмотрите на рисунок? Что увидели овечки в реке?

- Как будем читать стихотворение? Почему? (сигналят знаки - "!?.")

Чтение хором с правильной интонацией.

Выяснение многозначности слова БАРАШКИ - небольшие белые пенистые волны и молодые БАРАНЧИКИ - детёныши овцы. Выделение в слове БАРАШКИ "опасных мест" (2, с.262)

X. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке сегодня?

- Какое многозначное слово узнали?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бетенькова Н. М.,Горецкий В. Г.,Фонин Д. С. Азбука: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.2. Смоленск: Ассоциация XXI век 2006.
  2. Бетенькова Н. М., Кузьменко Н., С. Под редакцией Соловейчик М. С. Обучаем по "Азбуке" Н.М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого,Фонина: Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
  3. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей ( с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л, р, р ).
  4. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград: Учитель, 2003.