Цели:
- Закрепить знания о звуках [ж], [ш], [ц], умение различать их на слух, читать слова, предложения, тексты с буквами Ж, Ш, Ц.
- Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речь, словарный запас.
- Воспитывать культуру поведения.
Оборудование: Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. Азбука. 1класс.; записи на доске; рисунок одежды; сигнальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Вхождение в тему.
Чтение алфавита печатных букв по порядку и вразбивку. Выборочное чтение букв, которые обозначают всегда твёрдые звуки.
Выполнив задания, вы узнаете какие буквы приглашают вас к себе.
- Какой первый звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ш], Ш)
- Эта буква широка
И похожа на жука,
Да при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж! ([ж], Ж)Доброе слово.
Доброе слово
Приятно собаке.
Доброе слово приятно слону.
Давайте ребята
Не будем скупцами,
Ведь доброму слову
Мы рады и сами.
- О каком человеке мы говорим скупец? (О скупом, о жадном.)
- Как мы скажем о хитром?
Скупой - скупец, а хитрый? (хитрец),
глупый - ? (глупец), храбрый - ? (храбрец),
удалой - ? (удалец), умелый - ? (умелец),
старый - ? (старец), молодой -? (молодец),
маленький -? (малец).
- Какой последний звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ц], Ц) (3, с. 25)
-Назовите слова, где есть звуки [ж], [щ], [ц]. (Орфографический словарь Грушникова.Чтение про себя, называние слов, составление предложений со знакомыми словами).
- Какой предмет лишний? Почему? (Ответы детей. Рубашка. Звук [ш] - "опасное" место, т. к. парный по глухости - звонкости стоит перед парным.)
III. Работа по учебнику.
Стр.42
Хоровое чтение загадок и их отгадывание. Нахождение в тексте слов с буквами Ш, Ж, Ц.
Повторение характеристики звуков, которые они обозначают. (Согласные ж, ш, ц - твёрдые, непарные по твёрдости - мягкости. Звуки [ж] и [ш] - парные по глухости - звонкости: [ж] - звонкий, [ш] - глухой. Звук [ц] - глухой, непарный по глухости - звонкости, по твёрдости - мягкости.) Рассматривание таблицы непарных согласных по твёрдости - мягкости на последнем развороте азбуки. Обозначение "опасных мест" в словах - сестрицы, мастерицы, лежим, бежим, режим.
Чтение столбиков слов. Нахождение среди слов каждого столбика слов - отгадок к загадкам, а также слов со слогами ЖИ, ШИ, ЦЫ, ЦИ. Повторение: во всех словах буквы Ж, Ш, Ц всегда обозначают только твёрдые согласные звуки. В словах тишина, ошибка, машина обозначить все " опасные места".
IV. Слуховой диктант с сигнальными карточками. Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из звуков [ж], [ш], [ц] (школа, жёлуди, лошадка, цифра, лужа, лисица, ушанка, огурец, разноцветный, смешной, оранжевый).
V. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш. На доске столбиками записаны слова. Детям предлагается читать слова в парах, чтобы приготовиться выполнить задание букв Ж и Ш.
ПРУЖИНКА ШАЛОСТЬ ШИТЬ ЛЁША ШАРЫ СНЕЖИНКА
ПУШИНКА ЖАЛОСТЬ ЖИТЬ ЛЁЖА ЖАРЫ СМЕШИНКА (2, с. 261)
VI. Физкультминутка.
Выполняются танцевальные движения под музыку.
VII. Работа по учебнику.
Стр. 43
Подготовка к чтению рассказа "Две козы". Чтение с доски слов: ВСТРЕТИЛИСЬ, БЛАГОПОЛУЧНО, ОСТОРОЖНО, ПРОПАСТЬ.
Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснение значения слов ПРОПАСТЬ (очень глубокий овраг с крутыми склонами), БЛАГОПОЛУЧНО (хорошо, безнеприятностей) (2, с. 261)
Рассматривание иллюстрации.
- Кто это?
- Какого цвета?
- Почему они так стоят?
Чтение учителем вслух. Чтение учащимися цепочкой по предложению.
- Кто встретились на узкой тропинке, собаки или кошки?
- Что с ними случилось?
- Как же вели себя козы? Почему?
Выборочное чтение.
- Найдите, где описано опасное место. Чтобы произошло, если бы козы не уступили друг другу? (Упали бы в пропасть).
- Для чего Л.Н. Толстой сочинил такую историю? (Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.)
УСТУПЧИВОСТЬ (слово написано на карточке)
-Это доброе слово? (Да).
-Запомним и положим карточку в копилку добрых слов.
Чтение про себя. Подчёркивание слов с Ж, Ш.
VIII. Соотнесение содержания рассказа с текстом стихотворения С. Михалкова "Бараны".
По крутой тропинке горной Шёл домой барашек чёрный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: "Братец, вот какое дело: Здесь вдвоём нельзя пройти - Ты стоишь мне на пути". Чёрный брат ответил: "Ме - е. Ты в своём, баран, уме - е? |
Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги". Помотал один рогами, Уперся другой ногами: Как рогами ни крути, А вдвоём нельзя пройти. Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана. (2, с. 262) |
- Почему утонули? (не уступили друг другу)
IX. Хоровое чтение стихотворения "Барашки" А.Шибаева.
- Посмотрите на рисунок? Что увидели овечки в реке?
- Как будем читать стихотворение? Почему? (сигналят знаки - "!?.")
Чтение хором с правильной интонацией.
Выяснение многозначности слова БАРАШКИ - небольшие белые пенистые волны и молодые БАРАНЧИКИ - детёныши овцы. Выделение в слове БАРАШКИ "опасных мест" (2, с.262)
X. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке сегодня?
- Какое многозначное слово узнали?
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бетенькова Н. М.,Горецкий В. Г.,Фонин Д. С. Азбука: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.2. Смоленск: Ассоциация XXI век 2006.
- Бетенькова Н. М., Кузьменко Н., С. Под редакцией Соловейчик М. С. Обучаем по "Азбуке" Н.М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого,Фонина: Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей ( с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л, р, р ).
- Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград: Учитель, 2003.