Целеполагание для учителя: познакомить учащихся с водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма. Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества водоёма. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Целеполагание для ученика: знать названия растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных). Понимать значение связей между членами сообщества пресного водоёма, уметь рассказать о них. Знать правила поведения вблизи водоёмов и соблюдать их.
Оборудование: фотографии с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки; буквы В О Д О Ё М; плакат с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; альбомные листы и фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! [1]
Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то ученик, который его сказал, может открыть любую букву.
На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ
Загадки: [2]
1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
Учитель:
Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ
Дети:
Море. Так как это не пресный водоём.
Учитель:
На уроке будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.
Как вы представляете, что такое водоём?
Представление учащихся о водоёме.
Учитель:
Итак, водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски.
Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота.
В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы?
Дети:
Естественные водоёмы - это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека.
Искусственные водоёмы - это водоёмы, которые создал человек.
Учитель:
Приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и как они образуются.
Дети:
Если понижение замкнуто, и воде некуда деться, образуется озеро. Это естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы. Они называются пруды.
Учитель:
Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?
Дети:
Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.
Учитель:
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает.
Начинаем первый этап игры. Посмотрите на картинки и запишите в два столбика названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.
Растения | Животные |
Лотос Осока Рогоз |
Стрекоза Раки Лягушки Щука |
Проверка в устной форме.
3. Физкультминутка.
Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное. [1]
4. Работа над новым материалом. Введение новых понятий.
Учитель:
На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма - прибрежные или водяные - хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.
Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)[2]
Учитель:
В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы. Следующие загадки об этих обитателях.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки) [2]
Мы переходим к следующему этапу игры. Теперь нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим "Водяные цепочки".
Эпиграфом к этой работе возьмем один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером: "Всё связано со всем". Проверим этот закон на примере, попробуем связать рогоз и цаплю. (Рогоз - комар - лягушка - цапля).
Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.
5. Проектная работа "Сообщество пресного водоёма". Работа в группах.
На доске плакат с изображением водоёма.
Учитель: Сейчас, на третье этапе игры, мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы - определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Работа по группам.
Учитель:
Проведите экологические линии - связи. Сделайте вывод.
Дети:
Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
6. Составление правил поведения вблизи водоёмов.
Учитель:
Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.
На четвёртом этапе игры нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:
Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?
Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.
Учитель:
Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?
Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Учащиеся рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.
7. Подведение итогов.
Учитель:
В виде фронтальной беседы:
Что узнали на уроке нового?
Какое значение имеют растения водоёма для жизни животных и человека?
Дети:
В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы, Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны. Значение для животных - кислород, дом, пища, а для человека - кислород, пища, красота. Природное сообщество необходимо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
8. Домашнее задание.
Попробуйте решить кроссворды. Нужно в пустых клетках написать обитателей пресного водоёма. Если не знаете каких - то названий, то ответы можешь найти в справочниках, атласах - определителях, энциклопедиях.
Литература:
- Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. "ВАКО". 2004.
- Учите детей отгадывать загадки" Ю.Г. Илларионова. Москва. Просвещение. 1985.