Из истории создания.
Учебная картинная галерея - довольно молодой отдел музейного комплекса ИГРТ. Она была основана в 2002 году и состояла сначала из 50 репродукций русских художников 19 века. Создателями галереи являются Н. Фот - директор техникума; преподаватели А.Е. Пудовкин, А.А. Степанов, Л.А. Цагойко.
Руководит картинной галереей преподаватель русского языка и культуры речи Л.А. Цагойко. Каждый год галерея пополняется новыми постерами как русских, так и зарубежных художников. Картинная галерея расположена на 3 и 4 этажах учебного корпуса техникума и насчитывает сегодня 100 репродукций.
Наша картинная галерея сегодня - это уникальная возможность проследить судьбы великих русских и зарубежных художников и стать благодарными зрителями их замечательных картин.
Создавая картинную галерею, мы преследовали цели: познакомить с творчеством зарубежных художников (от Сандро Боттичелли до Сальвадора Дали), русских художников 19 века (от полотен Венецианова до картин Врубеля), дать представление о богатстве и разнообразии русского искусства, развивать эстетический вкус, чувство уважения к истории нашей Родины, к уникальному наследию русского искусства.
В техникуме организован факультатив, который посещают студенты разных курсов и специальностей. Они помогают в сборе материала о художниках, готовят экскурсии и проводят их.
Ознакомительные экскурсии.
19 век - яркая страница в истории русской культуры. Литература, живопись, архитектура этой эпохи отмечена созвездием имен, принесших русскому искусству мировую известность. Среди них имена замечательных русских художников А.Г. Венецианова, В. Перова, П. Федотова, В. Васнецова, И. Крамского, В. Тропинина, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, И. Айвазовского. Они любили свою Родину, писали русский пейзаж, тосковали о Родине, когда были вне её и всегда возвращались к ней.
Знание биографии предков составляет одну из главных сторон самосознания, и кто не дорожит памятью их, тот сам забудется своими потомками.
В ознакомительных экскурсиях, которые проводят студенты под руководством Л.А. Цагойко, для групп нового набора, для гостей техникума, на семинарах различного типа и уровня, звучат рассказы о художниках и их творчестве.
Алексей Гаврилович Венецианов первым написал сцены из крестьянской жизни (картина "На пашне. Весна"), издавал сатирические листки во время Отечественной войны 1812 года, тратил все свои доходы на обучение талантливых молодых людей. Следующий представитель демократического искусства 1860-х годов - В.Г. Перов. Певцом "скорби" называли его современники. Прямыми иллюстрациями к произведениям А. Островского и Ф. Достоевского можно назвать его картины "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Тройка", "Утопленница".
Много ли дохода имел со своего крепостного Василия Тропинина граф Ираклий Морков, определенно сказать трудно, но долгие годы упрямо уходил от просьб влиятельных и известных людей дать вольную уже признанному художнику. И только когда художнику исполнилось 47 лет ":Морков вручил Тропинину отпускную, однако, одному, без сына" (картина "Кружевница")
9 ноября 1863 года в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств произошёл бунт, 14 её выпускников выходят из Академии. Такого её старые стены ёще не видели: "протестанты" отказались от многих льгот, прежде всего от права на заграничную поездку за казённый счет на 5 лет и права работать в академических мастерских. Предводителем молодых живописцев был Иван Крамской
Не оставила без внимания русская живопись и фольклор: сказки, легенды, былины, летописи. Широкую известность "богатырю" русской живописи принесли картины на былинно-сказочные сюжеты "Ковер-самолет", "Алёнушка", "Богатыри". Это Виктор Михайлович Васнецов.
Русские пейзажи! Как они прекрасны, как помогают увидеть красоту окружающего мира, услышать, о чем говорит ночь в звёздах, почувствовать живые лучики в груди, дыхание солнца.
Мир на картинах Левитана, Саврасова, Шишкина, Поленова залит солнцем, тени подчеркивают нежную золотистость этого цвета. Деревья у художников как будто радостно танцуют или летят к небу. Всё просто, даже застенчиво в своей обыкновенности: и покосившееся от старости крыльцо, и кричащие грачи, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога, и бабушкин сад в цветущих деревьях.
А в осенней красоте есть сумрачное упорство. Осень не хочет отдать времени свои краски сразу. Эта неуступчивость осенней красоты отмечена многими художниками. Но "кисти ярко-красные вянущих рябин" ещё ярче среди блёклых осенних красок. Художники-пейзажисты - искатели, создатели и хранители красоты. Поэтому будущий геолог, геофизик, маркшейдер должен не только приобрести профессиональные знания, умения и навыки, но и быть человеком любящим, понимающим природу, умеющим ценить и оберегать её красоту.
В картинной галерее работают экспозиции
- Историческая живопись
- Портретная живопись
- Пейзажная живопись
- Зарубежная живопись
Тематические экскурсии.
Они являются частью дисциплин "Литература", "Русский язык и культура речи", "Основы философии". Изучая творчество писателей А. Островского и Ф. Достоевского, мы во время занятий рассматриваем портреты этих писателей, созданные художником В. Перовым, отмечаем разницу в цвете, тональности, настроении. Художник сумел увидеть, почувствовать и изобразить доброго и открытого по характеру Островского. Напряжение, некоторую усталость, психологическую скованность Достоевского передают и крепко сжатые, сцепленные на коленях пальцы рук, и сомкнутые губы, и несколько мрачноватый взгляд глубоко посаженных глаз.
Изучая типы речи, студенты слушают рассказы о пейзажах Поленова, Левитана, исторических сюжетных картинах Сурикова "Боярыня Морозова", Перова "Тройка" и др.
А философия и С.Дали - две "вещи совместимые". Он сдвигает представления, поселяет один мир в другом. Предвидение насилия, разрушение и саморазрушение человека и окружающего мира.
Это всё подтверждается историей развития общества ("Постоянство памяти", "Горящий жираф", "Метаморфозы Нарцисса")
На занятиях по истории знакомим студентов со сменой формаций и религиозных верований на картине Иванова "Явление Христа народу", которую сам художник называл "главным делом" всей его жизни.