Система психологического обследования в период острого подросткового кризиса

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения

школьника, является психологическая диагностика. Полноценное психологическое обследование возможно при охвате всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей и педагогов. Приложение 1

Психолог школы должен спланировать периодичность диагностики, значимость и необходимость тех или иных тестов в обеспечении необходимого психологического сопровождения учащихся

"Изучение психологического облика личности, - писал С.Л.Рубинштейн, - включает три основных вопроса".

Чего хочет человек, что для него привлекательно. К чему он стремится?

Что он может? Это вопрос о возможностях, способностях, как их реализует и использует человек.

Что он есть? Что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека.

Комплект известных методик для учащихся ориентирован на диагностику трех психологических сфер, характеризующие индивидуальные психологические ресурсы личности:

- мотивационную сферу;

- интеллектуальную сферу;

- социально-психологическую.

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей Айзенка (подростковый вариант) модификация Т.В.Матолиной. Приложение 2

Цель: исследование свойств личности

В основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется текст Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева. Приложение 3

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения).

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан). Приложение 4

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша (1973). Приложение 5

Цель: выявление разных видов тревожности

Данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.

Методика направлена на выявление разных видов тревожности:

а) школьная тревожность;

б) самооценочная тревожность;

в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.

Школьный тест умственного развития. Приложение 6

Цель: исследование интеллектуального развития личности

Школьний тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового к юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.

Сфера применения: профконсультации, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): "осведомленность" (два субтеста), "аналогии", "классификация", "обобщение", "числовые ряды". Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

Любой психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: "Балуют", "Растет как трава в поле", "Держат в ежовых рукавицах" и т. д. Однако для выявления психологических причин нарушений семейного воспитания часто требуются доказательные объективные методики. Можно рекомендовать надежную методику - опросник Э. Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания).

Опросник анализа семейного воспитания (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера. Приложение 7

Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и характер нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

В работе с подростками педагоги должны обладать определенным набором качеств, которые позволят строить конструктивные межличностные отношения. Для обследования качеств можно использовать ряд методик.

Методика определения способов эмоционального реагирования учителя в педагогических ситуациях во взаимодействии с субъектами педагогической реальности (Е.Ю. Клепцова, адаптация Е.Г. Левченко). Приложение 8

Результаты обследования послужат Вашим собственным интересам, выявлению собственных достоинств и недостатков. Постарайтесь отвечать на поставленные вопросы возможно более откровенно. Ответы позволят оценить уровень Вашей толерантности.

Тест "Ассертивны ли Вы?" (модификация Е.Г.Левченко). Приложение 9

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и "вить из себя веревки". Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Диагностика уровня сформированности толерантности (модификация Е.Г.Левченко). Приложение 10

Суть опросника такова: необходимо ответить на вопрос, насколько вы согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.

Стремясь сделать результаты диагностики более достоверными, мы при составлении данного опросника опирались на материалы таких опросников (схожих по процедуре проведения), как опросник Г. Айзенка и Г. Вильсова и опросник, разработанный в институте социологии РАН под руководством В.С. Магуна. Формулировки содержащихся в них тезисов, которые предлагаются респонденту для оценивания, были специально отобраны авторами дли диагностики толерантности и прошли необходимую апробацию.