Как подготовиться к родительскому собранию?

Разделы: Классное руководство


Умение вести разговор - это талант
Стендаль

Мы знаем, что в первую очередь человек должен быть воспитанным, "сиэрдээх киьи", "киьилии киьи", как мы говорим. Знаем все слова В.Г Белинского: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека". А в школе воспитанием занимаются все, в первую очередь - классный руководитель. В тесной взаимосвязи находятся учитель, родитель и ученик. И они должны работать в тесном контакте, совместно, сообща. Только тогда получится, как сказал Эпиктет: "Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек".

Из начальной школы приходит ученик в 5 класс и попадает в новый коллектив, к новому классному руководителю. Если с начала учебного года классный руководитель правильно проведет работу с родителями, детьми, то он достигнет поставленной цели. С большинством родителей учащихся своего класса мы встречаемся в основном на родительских собраниях, где решаются все вопросы, проблемы класса.

Для молодых учителей это всегда проблема: как подготовиться к родительскому собранию и как его провести.

Всем понятно, что в первую очередь надо много читать литературу по возрастной психологии и педагогике, этнопедагогике.

На классном родительском собрании обязательно должна быть беседа по определенной теме: по педагогике, этнопедагогике, возрастной психологии. Иногда бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. И все. А родителей надо заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, конкретной беседой, чтобы родитель мог повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике, чтобы он каждый раз приходил с такой целью, чтобы узнать что-то новое. На моих родительских собраниях родители стали приходить с ручкой и тетрадью, чтобы записывать. Они уже поняли, что надо не только слушать, но и обязательно записывать. Еще заполняли вопросы анкетирования, тестирования (не только узнать что-то новое о ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье, что думает по этому поводу ребенок и т.д.). Приходили с вопросами, заранее подготовленными, на которых сами не могли найти решения. И иногда все родители вместе, иногда индивидуально решали эти вопросы.

При проведении родительского собрания надо обратить внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.

Надо еще знать социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

Надо обратить внимание во время подготовки к беседе на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

Надо обратить внимание на тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.

Надо еще знать, по каким мотивам приходят родители на собрание. Специалисты делят слушателей на 4 группы мотивов, по которым они приходят:

  1. Интеллектуальные.
  2. Моральные.
  3. Эстетические.
  4. Дисциплинарные.

Я пришла к выводу, что лучше всего работать с родителями с интеллектуальными мотивами. Таким родителям интересна тема беседы. Хотят они знать еще больше, интересуется успехами, достижениями, проблемами своего ребенка, хотят еще ближе быть с ребенком, узнать его мир, интересы, увлечения, понять его. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Тоже интересуется делами своего ребенка. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания (могут пропускать только по веским причинам). Они любят слушать беседу, которую очень интересно проводит классный руководитель (по их словам). Лекцию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы, короче, они являются очень заинтересованными слушателями. Стараются новые знания применить в жизни, что-то изменить в отношениях с ребенком. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву. Они пришли, потому что надо придти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Ко всему могут относиться скептически, что все равно ничего не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книге, а жизни так не бывает. Сложно преодолеть барьер не понимания. Могут быть негативно настроены на школу, на класс, на учителей.

При подготовке надо учитывать продолжительность беседы. Надо рассчитать на 30-40 минут. Основная мысль беседы должна повторяться в начале и в конце в разных формах. Тему беседы надо выбрать исходя из того, о чем вы будете говорить на этом родительском собрании: о режиме дня, о переходном возрасте, о подростковом максимализме, об отношениях между полами, об успешной работе и т.д. Обязательно должен быть план беседы, конспект беседы (но не читать по этой бумаге). Речь должна быть свободной, так как хорошо воспринимается, когда человек рассказывает, а не читает. Должен быть контакт глаз. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Надо хорошо продумать начало и конец беседы.

Хочу предупредить молодого классного руководителя, что интерес, любопытство бывает только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей. Хорошее дело - половина дела. Надо, чтобы родители были не только пассивными слушателями, но и активными участниками беседы.

Мы все знаем, что учитель должен следить за своим внешним видом. Но классный руководитель перед родительским собранием должен тщательно осмотреть себя в зеркало, потому что родители обращают внимание на внешний вид учителя. Особенно придирчиво смотрят отцы и родители, которые пришли по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимают отрицательно. Чуть понаряднее, чем в обычные дни, смотрится хорошо. Ведь недаром говорят в народе, что встречают по одежде, а провожают по уму. Большое внимание надо уделить учительнице своей прическе.

Рационально, когда классный руководитель ведет беседу стоя. Тогда все внимание концентрируется на учителе, хотя психологи говорят, что сидя провести лучше, никто не доминирует. Но если много родителей на собрании, сидящие на последней парте не видят учителя, им мешают сидящие впереди, поэтому они стараются изменить свое положение или, махнув рукой на все происходящее, сидят безучастные ко всему. Тогда нарушается контакт со всеми родителями. Сидя можно поговорить, если на собрании пришло мало родителей. При беседе не надо ходить взад-вперед, это мешает слушать и сосредоточиться.

Надо обратить внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не надо. Слушающие могут не улавливать смысл беседы. Поэтому теряют интерес к беседе. Очень медленно говорить тоже не стоит. Это раздражает слушателей.

Еще внимание надо уделить на тембр голоса. Если женщина говорит на высоком тоне, то такая речь воспринимается плохо, раздражает слушателей, если даже беседа очень интересная. Поэтому женщина с высоким тембром голоса должна научиться говорить на более низком тоне. Для этого есть специальные упражнения. Во время беседы не надо говорить на одном тоне, монотонно. Люди могут уснуть (как говорят, в каждой шутке есть доля правды). Надо менять силу, темп речи. Не должно быть чрезмерной жестикуляции, но и не надо стоять как монумент. Здесь уместно вспомнить слова К.Маркса: "Человек без эмоций, что покойник в отпуске".

Учитель должен обязательно следить за своей речью. Если говорить на русском языке, то на чисто русском языке, если на родном, то тоже должны стараться говорить на чисто родном языке, без смешения двух языков. А то у нас как часто бывает, половина предложения на русском языке, половина - на родном. И не должно быть слов-"паразитов" и каких-то любимых словечек, часто употребляемых к месту и не к месту.

Еще хочу обратить внимание на расстояние. Есть такой термин - проксемика. Доктор Холл использовал слово проксемика для описания своей территории. Он выделил 4 общие зоны:

На интимные расстояния (это самые близкие люди, семья, родственники)

Личные расстояния (это зона личной дистанции. Это расстояние является близким для того, чтобы вести обсуждение личных вопросов. Например, когда два человека встречаются на улице, они обычно останавливаются на этом расстоянии, чтобы поговорить). 3.Общественные расстояния (это пространство имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы надо смотреть собеседнику в глаза). Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Я обратила внимание6 чем больше с доверием относятся к классному руководителю, тем ближе садятся. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые места. И наоборот: чем дальше садятся от учителя, тем пассивнее. 4. Публичные расстояния. Это наиболее удаленное распространение наших территориальных связей (на таком расстоянии обычно выступают все лекторы в вузах, колледжах, семинарах, конференциях и т.д.)

Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями. Ведь свой настрой можно передать слушателям. Если учитель говорит неуверенно, тогда и родитель не поверит ему. Тут вспоминается греческая пословица: "Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо".

Во время беседы обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.

И самое главное: на родительском собрании не надо говорить о плохом поведении ученика, о плохой его учебе всенародно. Одна из причин того, почему родители не ходят на родительские собрания, оказывается, кроется в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими родителями, что так говорят о его ребенке. Поэтому, чтобы такого не слушать, не приходят. Можно говорить об общей работе класса, об общих проблемах, об успехах и достижениях всего класса, отдельных учащихся, не забыть благодарить родителей. Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 учащихся, постарайтесь найти и для них добрые слова. Если хвалят в классе всего 3-4 учеников, а об остальных молчат, то это ничего. Но если остались не названными всего 3-4 ученика, то это их родителями воспринимается больно Ведь ребенка можно похвалить не только за учебу, можно похвалить за успехи в спорте, к какой-то деятельности, просто за участие в каком-либо мероприятии, за старание, за добровольную помощь, за желание что-то сделать. Народная мудрость гласит: "Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит."

Еще один момент. Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается, не прав. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.

Ни в коем случае нельзя начать беседу, разговор в плохом настроении. Никакого общения, никакого контакта не получится. Если вдруг во время родительского собрания возник конфликт между родителем и учителем, то не надо решать эту проблему на повышенных тонах, в расстроенных чувствах. Надо обоим успокоиться, подумать и решить проблему вдвоем в другое время.

И последний момент. Во время беседы не надо отвлекаться на другие темы, говорить о чем-то другом. В руках должен быть план беседы и по этому плану надо четко, конкретно, ясно излагать. Вспомнить слова Шопенгауэра: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А.С.Макаренко: "Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение - самая решающая вещь".