Цели урока:
- Развитие читательского умения предполагать, предвосхищать содержание текста по иллюстрации и заглавию.
- Достигнуть детьми понимания текста на уровне содержания.
- Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь в трудную минуту, умение сопереживать.
Оборудование:
- Прозрачная механическая игрушка.
- Денежная валюта "Афоньки".
- Портрет домового Афанасия.
- Физическая карта.
- Иллюстрации национальных прибалтийских костюмов.
- Костюм литовского народа для учителя.
- "Светофор": красный и зеленый цвета.
- Бумажный самолетик.
- Топор, рыболовная сеть.
- Видеокассета со сказкой "Сказка о царе Салтане: ".
- Средства ТСО: магнитофон, видеомагнитофон.
- Фломастеры, чистые листы по числу учащихся.
- Мешочек с шоколадными медальками.
- Фонограмма литовской польки.
- Учебник по чтению "Маленькая дверь в большой мир" (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
- Таблички с новыми понятиями: Прибалтика, Балтийское море, литовский народ.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Учитель в руках держит заводную прозрачную игрушку. По возможности приводит в действие.
Ты на игрушку посмотри!
Она прозрачна! А внутри -
Детали все ее видны.
- Скажите, пожалуйста, что будет, если убрать одну деталь? (Не будет работать).
Все детали в игрушке нужны,
Все детали в игрушке важны,
Вдруг одна потеряется и не найдется,
То игрушечка не заведется!
- Вот так же и знания человека состоят из маленьких "деталей". И только когда эти "детали" собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Я очень надеюсь, что сегодняшний наш урок и то, чему мы на нем научимся, станет такими "деталями", частичками наших знаний.
2. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня на уроке за свои ответы вы будете получать необычные деньги - "Афоньки", которые приготовил для вас Афанасий.
Учитель показывает образец купюры на доске; у детей точно такие же "деньги" лежат на столах.
- А вот его портрет.
На доске портрет домового Афанасия
- Познакомьтесь! Афанасий - очень умный и начитанный домовой. Он прочитал все сказки на свете и знает о них все. После того, как вы ответили, имеете право взять из "сказочного банка" одну "Афоньку".
И я предлагаю вам прямо сейчас заработать первые "Афоньки", ответив на увлекательные вопросы!
Кем стала Золушка?
- супругой президента
- владычицей морскою
- принцессой
- агентом разведки
Чебурашка был:
- сыном папы Карло
- американским шпионом
- неведомой зверюшкой
- сказочным богатырем
Что было в голове у Винни-IIyxa?
- вата
- металлическая стружка
- опилки
- стиральный порошок
- Молодцы! Как вы думаете, почему все вопросы были о сказочных героях? Куда мы сегодня отправимся в путешествие?
3. Сообщение темы урока.
- Верно, мы совершим удивительное путешествие в мир сказок народов Прибалтики.
Учитель вывешивает на доску табличку с новым понятием "Прибалтика".
- Посмотрите, пожалуйста, на карту. Прибалтикой называют три государства: Латвию, Эстонию и Литву, т.к. они расположены у Балтийского моря. Теперь их называют странами Балтии.
Учитель вывешивает табличку с новым понятием "Балтийское море".
- Сегодня на уроке мы начнем читать сказку, которую сочинил литовский народ (табличка). Все вы знаете, что у каждого народа своя культура, свои танцы, сказки, музыка, язык. Язык, на котором разговаривают в Литве, называется литовским. И, конечно же, свои национальные костюмы. Обратите внимание на иллюстрацию. Перед вами национальный детский литовский костюм мальчика.
- А теперь обратите внимание на меня. Кто догадается, а я в национальном костюме какого народа?
- Верно, это женский литовский костюм.
4. Работа с текстом.
А). До чтения.
- Ребята, мы с вами живем на берегу реки Обь. И я принесла с собой интересную вещь. Что это такое? (рыболовная сеть)
- Следующий предмет тоже вам очень хорошо знаком. Что это такое? (топор)
- Еще раз внимательно посмотрите на предметы и догадайтесь, кто герои прибалтийских сказок? Каков их основной промысел?
- Верно, рыбаки, крестьяне, лесорубы...
- Откройте учебники по закладкам на странице 64. Ребята, у каждого из вас в учебнике по 2 закладки. Но это не простые закладки. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны все до одного сигналить мне - зеленым цветом, если вы готовы отвечать, а красным, если еще хотите подумать.
На доске:
- Зеленый "Я готов!"
- Красный "Еще подумаю!"
- Прочитайте название сказки.
- Как вы думаете, кто герои сказки?
- Как звали мальчика? Почему?
- Как звали девочку? Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто же еще будет героем, причем отрицательным героем сказки?
- Догадайтесь, какое зло совершит старуха?
- Кто сочинил эту сказку. Откуда вы узнали?
Физкультминутка.
- Сейчас мы отдохнем и станцуем литовскую польку.
Б) во время чтения.
- Читаем 1-й абзац.
- Найдите в тексте слова, которые показывают с кем и с чем сравнивают бедную девушку.
- Что значит знатный юноша (высокого рода, богатый)?
- Как вы думаете, за что невзлюбила его мать бедную девушку? Какими качествами наделил литовский народ старуху? Найдите подтверждение в тексте.
До конца 1 часть.
- Какие злые деяния совершила старуха?
- Подтвердились ли наши предположения о том, что старуха похитит ребенка и вместо него в люльку положит кота?
- У разных народов иногда сказочные герои совершают одинаковые поступки. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Фрагмент мультфильма "Сказка о царе Салтане... "
- Это А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
2-я часть.
1-й абзац, по ходу чтения:
- Ребята, слово челнок - это устаревшее слово. Так разговаривали в далекие времена бабушки и дедушки. Мы с вами в своей речи это слово не употребляем. А что же такое челнок? Прочитаем сноску внизу страницы.
- А сейчас мы с вами "полетаем" на волшебном "Хронолете" (бумажный самолетик). Я задаю вопрос и запускаю "Хронолет". Тот, к кому этот "Хронолет" приземлится, отвечает на вопрос. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, запускаете его дальше.
- Как мальчик оказался в семье рыбака?
- Почему мальчика назвали Золотой Хохолок?
- Как девочка оказалась в семье рыбака?
- Почему девочку назвали Золотая Коса?
- Спасибо, полет окончен. Подтвердились ли наши предположения о том, почему так звали детей?
В) После чтения.
- Поработаем в парах.
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (страницы 64, 67)?
5. Итог урока.
- Молодцы! Мы отлично потрудились вместе. Подсчитаем, что мы заработали. У вас чистый лист на парте и фломастер, напишите свою сумму, количество "Афонек" (образец).
- Написали. Поднимаем все...
- Ну, а больше всех заработал "Афонек" ...! Ваши громкие аплодисменты и медаль!
- Скажите, закончилась ли сказка?
- Хотелось бы дочитать сказку до конца?
- Осталось читать 6 частей. Как вы думаете, о чем в них будет говориться?
- Так ли это, вы узнаете, дочитав сказку до конца.
- К сожалению, наш урок подошел к своему завершению. Я желаю вам всем успехов в учебе. Учитесь только на "хорошо" и "отлично", и пусть в дальнейшем на экзаменах и при поступлении в институт вам "горит" только "зеленый свет".
- Домовой Афанасий вам тоже приготовил сюрприз!
(мешочек с шоколадными медальками)
Я, Афанасий, домовой,
Я оценю урок любой!
А вам хочу сейчас сказать,
Что за урок поставлю "пять"!
Но вы так были хороши,
Что "десять" ставлю от души!
Учитель вручает детям шоколадные медальки.