Самоопределение личности в процессе реализации курса "Урал. Человек. Истоки"

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика


Классическое российское образование с его акцентом на духовность всегда выполняло более существенную миссию (нежели чисто профессиональные задачи) по воспитанию человеколюбия, добродетелей и порядочности. Оно отражало и транслировало мировоззренческие идеалы русского человека.

Перед современной школой и сегодня стоит сложная задача обеспечивать качество образования мирового уровня и отвечать потребностям конкретной личности. Поэтому образовательная практика в нашей гимназии носит личностно ориентированный характер. Ученик выступает, прежде всего, носителем специфического личностного и культурного опыта, актуализируемого в процессе образования.

Личностная направленность образования означает на деле признание индивидуального опыта, целей, способов ценностного и познавательного отношения к окружающему миру со стороны участников образовательной деятельности в качестве важнейшего основания и ресурса педагогического образования. Соответственно меняется основная функция образовательного процесса: от традиционного формирования знаний, умений, навыков к присвоению социокультурных ценностей и накоплению витагенного опыта. Личностно-смысловая направленность содержания образования предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, мобильность.

Особое значение развитию личности школьников отводится в Программе развития образования РФ на 2005-2010г.г.и Концепции модернизации образования РФ:

"Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны." (2)

Приоритетными направлениями в развития образования Свердловской области являются:

Изучение и описание факторов, определяющих успешность человека в современном и прогнозируемом социально-экономическом пространстве;

Определение педагогических условий, создаваемых на каждой ступени образования, для формирования социальных показателей развития личности и региональных особенностей модернизации образовательных систем всех уровней.

Организация образовательного процесса, создающего условия для образования каждого ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. (3)

Реформирование системы образования в России осуществляется на основе компетентностного подхода. "Концепция модернизации образования на период до 2010 года" определила его как "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".

Решению поставленных задач служит курс "Урал.Человек. Истоки", который на протяжении многих лет реализуется в нашей гимназии.

Курс способствует личностному становлению, самоопределению, самореализации, саморазвитию, адаптации, саморегуляции, самовоспитанию.

Ведущими принципами курса являются:

  • Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.
  • Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
  • Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.
  • Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.
  • Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.

Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:

  • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
  • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика, овладение им компетентностями.

Восхождению человека к общечеловеческим ценностям , его самоопределению способствуют функции образования.

Важнейшая из них - гуманистическая, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога.

Не менее важной является культуросозидательная функция, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей.

Третьей важнейшей функцией образования является социализация, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро.

Образование - основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты.

Духовность ребенка проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации. Для ученика российской школы полем культурной самоидентификации и самодетерминации является российская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки образования мы связываем с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности.

Цель: социокультурное наполнение категории "дар"

Задачи:

  1. Развитие способности ценить дары, данные человеку свыше.
  2. Воспитание заботливого отношения друг к другу, родителям и окружающим.
  3. Развитие общения в группе, ориентация на взаимопонимание.
  4. Создание условий для социокультурного самоопределения личности младшего школьника

Ход урока

Вступительная беседа.

- Тема сегодняшнего урока "Дар". Посмотрите внимательно на слово, что вы замечаете? (В нем 2 слова дар и рад).

- Составьте предложения со словами "дар" и "радость".

(Дар приносит всем радость,:)

- Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое дар?, какие есть бесценные дары? И как человек должен принимать их?

О каком великом даре, который дается человеку, говорится в этих словах?

Я родился - и к вам пришла радость,
Я родился - и вы обрели бесценный дар,
Я родился - и дом наполнился любовью,
Я родился и вам дано утешение.

(- О великом даре жизни. Дар иметь детей, дар любви, дар радости).

Основной этап

Ресурсный круг

- А что еще человеку дается свыше в дар? Ресурсный круг (дети, родители).

Посмотрите, человеку много чего дано в дар от бога, но человек не всегда знает, что с этим делать, как распорядиться этими дарами.

Сейчас я предлагаю выполнить работу в группе, т.е. в паре родитель + ребенок - заполнить страницу "Моей первой книги. Как ее заполнять, все инструкции вы найдете на листочке.

Задания для группы

1. Что для человека является великим даром? Обведи в овал свое решение.

жизнь речь
семья машина
модная одежда талант
добро любовь
родина веселые развлечения
здоровье

2. Что бы ты хотел еще дополнить?

________________ _________________

________________ _________________

3. Какие дары ты считаешь для себя самыми ценными?

________________ __________________

________________ __________________

________________ __________________

4. Что тебе дано в дар свыше? Каким даром обладаешь ты?

________________ _________________

________________ _________________

5. Когда человеку дается великий дар, как он должен себя вести? Что делать? Зачеркни лишнее на твой взгляд.

  • радоваться
  • быть благодарным
  • использовать этот дар на пользу другим
  • злиться
  • использовать его, чтобы возвыситься над другими людьми
  • насмехаться над менее одаренными и слабыми
  • впадать в уныние.

После работы в группах опрос :

- Что для вас не является великим даром?

- Какие дары вы дополнили?

- Самые ценные дары на ваш взгляд?

- Каким даром обладаете вы?

- Что должен делать человек, если он одарен свыше?

Откройте с.20-21 Азбуку. Мы познакомимся с произведением Ф.М.Достоевского "Дар".

- Каким бесценным даром обладал мальчик в этом стихотворении?

Чтение стихотворения учителем или учениками.

            ДАР
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
Как пойдешь ты через ельник, -
Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне".
И смутился ангел-крошка:
"Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?"
"Сам увидишь", - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет...
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет...
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
"Елка! Елочка! - захлопал
Он в ладоши. - Жаль, что я
Этой елки недостоин
И она не для меня...
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!"
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.
Ф.М. Достоевский

Работа над текстом

- Какому ребенку бог велел ангелу подарить праздничную елочку?

(зачитайте)

- Почему ангел подарил эту елочку мальчику, который считал, что он ее не достоин?

- Что за бесценный дар принес ангел богу? (весточку благую)

- Что за весточку благую? (что на земле есть любовь, милосердие, добро, забота, чуткость, сострадание).

- А какие настоящие бесценные дары может сделать обычный человек другому? (жизнь)

- А какой человек способен делать дары другому? (добрый, любящий:)

Ангел-хранитель в стихотворении Достоевского "Дар" - принес счастье и радость в семью маленького мальчика. Сегодня мы попробуем все вместе сделать символ ангела-хранителя, который дается нам тоже свыше. Этот колокольчик - символ принесет в вашу семью мир и согласие, радость и счастье, так как в него вы вложили тепло ваших рук и сердец, любовь и добро. (Работа с глиной).

Рефлексия

После того, как работа закончена, ученик или учитель читает стихотворение, держа в руке уже готовую фигурку ангела.

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи.
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечные лучи,
Да в груди моей забьется
Благодатных слез ключи!
(держит, готова поделиться и звенит, передает всем по очереди).
Ангел наш, звони, звони,
Счастье, радость нам неси!

Сейчас каждый из нас позвонит в колокольчик Ангела и скажет, что бы он мог принести в дар своим близким, дорогим людям.

А наш добрый Ангел поможет нам в этом, даст нам силы справиться с трудностями и принесет любовь и радость.

Таким образом, личностное становление ребенка в гимназии происходит при педагогической поддержке, которая состоит в совместном с учеником определении:

  • его интересов,
  • целей,
  • возможностей,
  • социокультурных ценностей,
  • путей решения его жизненных проблем.

Следовательно, курс "Урал. Человек. Истоки." активизирует социализацию ребенка и способствует его идентификации. Идентификация личности, проявляется в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формирование социальных установок и т.д.

В нашем представлении структура становления социальной идентичности младшего школьника включает в себя три основных компонента:

1) когнитивный компонент - знания, представления ребенка об особенностях социальной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков;

2) эмоциональный компонент - чувство принадлежности к социальной группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней;

3) поведенческий компонент - реальный механизм проявления себя членом социальной группы, построение системы отношений и действий в различных ситуациях.

В процессе становления социальной идентичности личности младшего школьника, мы выделили три стадии:

Самоопределение, то есть выделение себя как члена социальной группы.

Включение в свою "Я-концепцию" общих характеристик социальной группы и усвоение характерных для этой группы ценностей и норм.

Усвоенные ценности и нормы социальной группы становятся внутренними регуляторами поведения личности младшего школьника.

Педагогическая сущность становления социальной идентичности как процесса состоит в самоопределении личности ребенка как субъекта социальной общности.

Процесс самоопределения личности наиболее успешно протекает в социокультурной среде:

  • это конкретное, непосредственно данное каждому ребёнку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества и где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности.
  • это совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизни и социального (ролевого) поведения; среда его меняющихся интересов; его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми; конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности в социокультурной среде, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности - социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения и саосопределния человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.

У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в самовыражении в духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении.

Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.

Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. (4)

Литература

  1. Давыдова Е.Ю., Кузьмина И.А., Комлева Е.И. "Азбука Истоков" Екатеринбург 2005
  2. Концепции модернизации образования РФ. М.2002.
  3. Мероприятия по развитию образования в свердловской области на 2004-2008гг. Екатеринбург 2004.
  4. Селевко Г.К. Концепция в самореализации личности. Ярославль. 2008.