ЦЕЛИ:
- Систематизация знаний, закрепление умений и навыков решения квадратных уравнений;
- Развитие познавательной активности учащихся, навыков самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроля;
- Воспитание культуры умственного труда, умения критически относиться к результатам своей деятельности.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1) РАЗМИНКА:
Учащимся предлагаются несколько уравнений и вопросы к ним:
х2 – 4х + 3 = 0 | – сколько корней имеет уравнение; | |
2х2 – х + 19 = 0 | – найти сумму и произведение корней; | |
9х2 + 6х + 1 = 0 | – найти утроенную сумму корней; | |
х2 + 5х – 6 = 0 | – найти утроенное произведение корней; | |
147х2 – 120х – 27 = 0 | – какие знаки имеют корни; | |
4х2 – х – 13 = 0 | – найти его корни. |
2) ТВОРЧЕСКОЕ «ПОГРУЖЕНИЕ»:
Учащимся предлагается творческое задание:
– При каких значениях a,сумма корней уравнения х2 – 2а(х – 1) – 1 =0 равна сумме квадратов его корней?
II.ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА
Ребятам предстоит пройти 3 тура «математических испытаний».
1 тур:
Класс делится на 4-5 групп. Каждой группе предлагается выбрать карточки с разноуровневыми заданиями, имеющими разную балльную оценку за выполнение задания.
Типы заданий:
жёлтые | зелёные | красные |
стандартные | средней сложности | сложные |
1 задание – 1 балл | 1 задание – 2 балла | 1 задание – 3 балла |
Жёлтые: (стандартные задания)
-
При каком значении q сумма квадратов корней уравнения х2 - 8х + q = 0 равна 40?
-
При каком значении q квадрат разности корней уравнения х2 – 3х + q = 0 равен 169?
-
Известно, что х1 и х2 – корни уравнения х2 + pх + q = 0. Выразите через p и q сумму х1х23 + х13х2.
-
Пусть х1 и х2 – корни уравнения х2 + pх + q = 0. Выразите через p и q сумму х12 х24 + х14х2².
Зелёные: (задания средней сложности)
-
Найдите корни уравнения и коэффициент p, если известно, что квадрат разности корней уравнения х2 + pх + 119 = 0 равен 100.
-
Найдите корни уравнения и коэффициент p, если известно, что квадрат разности корней уравнения х2 + pх + 117 = 0 равен 16.
-
Известно, что сумма квадратов корней уравнения 6х2 – 5х + с = 0 равна 13/36. Найдите корни уравнения и коэффициент с.
-
Известно, что х1 и х2 – корни уравнения х2 +pх +q = 0. Выразите через p и q сумму √х1 + √х2.
-
Известно, что уравнение х2 + pх + q = 0 имеет корни х1 и х2 . Составьте квадратное уравнение, имеющее корни х12 и х22 .
Красные: (сложные задания)
-
Найдите значение m, при котором сумма квадратов корней уравнения х2 +(m – 2)х – m – 3 = 0 равна 18. Сделай проверку.
-
Докажите, что при любом m ≠ 1 уравнение х2 – (m + 1)х + m = 0 имеет два корня. Выразите через m сумму четвёртых степеней корней.
-
Найдите p и q, зная, что уравнение х2 – p2х + pq = 0 имеет корни х1 + 1 и х2 + 1, где х1 и х2 – корни уравнения х2 + pх + q = 0.
2 тур:
Каждая группа выдвигает по одному учащемуся для выполнения индивидуального задания:
-
Один из корней уравнения 5х2 – 11х + m= 0 на 1 больше другого. Найдите m.
-
Разность корней уравнения 10х2 – 6х + с = 0 равна 3. Найдите с.
-
Один из корней уравнения 4х2 +bх +c = 0 равен 0,5, а другой свободному члену. Найдите b и с.
-
Известно, что х1 и х2 – корни уравнения 3х2 + 2х + k = 0, причём 2х1 = -3х2 . Найдите k.
-
Известно, что х1 и х2 – корни уравнения х2 – 8х + k = 0, причём 3х1 + 4х2 = 29. Найдите k.
3 тур: творческий (работа в группах)
-
Найди ошибку
3х2 – 8х + 5 = 0
Д/4 = 16 – 15 = 1 > 0
х1 = 3; х2 = 7/3 -
Составь уравнение, если его корнями являются числа -2 и 3.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:
Подведение итогов.
Рефлексия: Анализ в группах деятельности её участников. Выступление «спикеров» от каждой группы с оценкой своих достижений, трудностей. Что учащиеся узнали сегодня на уроке, какое задание вызвало затруднения?