Ожидаемые результаты:
В ходе занятия учащиеся смогут
- познакомиться с различными группами профессий, способностями и личностными качествами, которые необходимы для успешного овладения этими профессиями,
- принять участие в обсуждении проблемы профессионального самоопределения, высказывать свою точку зрения по проблеме, аргументировать её и сделать выводы,
- понять, какое место занимает правильный выбор профессии в жизни человека, выяснить общественную значимость профессионального самоопределения для формирования социально активной личности.
В результате занятия учащиеся смогут
- узнать, к какой группе профессий они имеют наибольшую склонность,
- определить, какие личностные качества им необходимо развивать для успешного овладения профессиями этой группы,
- осознать возможные пути реализации себя как личности в будущем.
Краткое описание идеи занятия
Проблема профессионального самоопределения – одна из наиболее актуальных в современном обществе. По статистике 50% выпускников высших учебных заведений работают не по специальности, 60% выпускников средних учебных заведений оказываются не востребованными. Основная цель занятия – помочь учащимся в выборе профессии. В результате обсуждения и тестирования мы сможем ограничить круг выбора профессий для каждого ученика в зависимости от его способностей и индивидуальных личностных качеств.
Дидактическое пространство:
- карточки с названиями групп профессий,
- набор карточек с указанием способностей и личностных качеств, необходимых для каждой группы профессий,
- задание для групп на определение профессий,
- тест-опросник ДДО.
Литература:
- Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора.– С-Пб.: ООО “СЛП”, 1998.
- Иоффе А.Н. Кишенкова О.В. Тырин С.В. Введение в обществознание. – М.: Баласс, 2000.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий.– СПб: Питер, 2006.
Ход занятия
I. Мотивационный блок
Ведущий. В 80-е годы в США усилиями медиков, социологов и психологов был проведен эксперимент. Группе людей, в которую входили больные неизлечимыми болезнями, предложили в короткий срок изменить свой образ жизни. Они должны были вспомнить свои детские мечты: кем они хотели быть и не стали. Для реализации проекта были выделены средства, которые позволили этим людям освоить новую профессию, а так же реализовать себя в новом качестве. В результате эксперимента…
* Как вы думаете, каким был результат эксперимента? Почему?
Учащиеся предлагают различные версии, приводят аргументы в пользу каждой из них.
Ведущий сообщает, что в результате, подавляющее большинства участников эксперимента не только нашли свое место в жизни, но и стали практически здоровыми.
* Какие выводы были сделаны учеными?
Учащиеся делают выводы самостоятельно.
Ведущий. Сегодня на нашем занятии вы сможете определить, какие группы профессий существуют, какие личностные качества и способности необходимы для успешного овладения этими профессиями и, наконец, вы сможете определить, к какой группе профессий вы имеете наибольшую склонность.
II. Проблемный блок
На нашем занятии мы обсудим такие вопросы.
(Ведущий записывает на доске вопросы/)
* Что необходимо для того, чтобы правильно выбрать профессию?
* Какие факторы влияют на выбор профессии?
Учащиеся высказывают свое мнение по первому вопросу.
Ведущий подводит итоги: таким образом, мы видим, что для того чтобы правильно выбрать профессию необходимо иметь информацию о профессиях и хорошо знать свои способности и личностные качества. Учащиеся предлагают возможные варианты ответа на второй вопрос.
III. Мозговой штурм
Возможные варианты ответов: 1. Социальная среда. 2. Семья. 3. Востребованность на рынке труда. 4. Средства массовой информации. 5. Роль образовательных учреждений. 6. Наличие способностей и личностных качеств. 7. Самоопределение личности.
Все варианты записываются на доске.
* Какие три фактора на ваш взгляд являются наиболее важными?
Рейтинговое голосование.
Ведущий. Как вы видите, одном из наиболее важных факторов, влияющих на выбор профессии, является самоопределение личности. Для того чтобы сделать правильный выбор человек должен владеть как можно большей информацией о профессиях. Все профессии можно условно разделить на пять основных групп: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Дается их характеристика, перечисляются конкретные профессии, которые относятся к каждой группе
* Как вы думаете, в какой группе профессий представлены те, которые могли бы заинтересовать именно вас?
Деление учащихся на группы по интересам. Название групп записано на доске.
Человек – человек |
|
Способности: | Личностные качества: |
Коммуникативные способности. Способность контролировать свои эмоции. Развитое логическое мышление. Умение быстро ориентироваться в ситуации. Способность анализировать факты и делать выводы. Развитые ораторские способности. Умение слушать и слышать собеседника. |
Доброжелательность. Терпимость. Эрудированность, широкий кругозор. Инициативность. Требовательность к себе и другим. Бескорыстие. Высокие моральные качества. |
Человек – техника |
|
Способности: | Личностные качества: |
Способность длительное время
заниматься определенным видом деятельности. Развитое пространственное воображение. Развитое внимание. Гибкость мышления. Хороший глазомер. Хорошая память. Хорошая координация движения. |
Методичность и рациональность. Усидчивость. Осторожность и рациональность. Ответственность. Находчивость. Самообладание. Уверенность в себе. |
Человек – природа |
|
Способности: | Личностные качества: |
Наблюдательность. Самостоятельность и гибкость мышления. Развитая интуиция. Аналитическое мышление. Высокая помехоустойчивость. Способности замечать незначительные изменения в окружающей среде. |
Интерес к живым организмам. Тщательность и аккуратность. Терпеливость. Любознательность. Добросовестность. Стремление преодолевать трудности. |
Человек – художественный образ |
|
Способности: | Личностные качества: |
Развитые творческие способности. Развитое воображение. Развитое внимание. Художественный вкус. Чувство гармонии. Коммуникативные способности. |
Эмоциональность и чувствительность. Чувство гармонии и вкуса. Упорство в достижении цели. Оригинальность, новаторство. Умение перевоплощаться. Стремление к саморазвитию. |
Человек – знаковая система |
|
Способности: | Личностные качества: |
Способность долгое время заниматься
монотонной, кропотливой работой. Способность воспринимать информацию. Хорошая память на числа и символы. Развитое внимание. Высокая помехоустойчивость. Развитое воображение. Аналитическое мышление. |
Организованность и аккуратность. Усидчивость и терпение. Систематичность в работе. Физическая и психическая выносливость. Систематичность в работе. Тщательность. Умение находить ошибки. |
IV. Аналитический блок
Работа в группах (5 мин.).
Каждая группа получает 5 карточек, в которых указаны способности и личностные качества.
Необходимо определить, какие именно качества соответствуют этой группе профессий.
Обсуждение в группах и презентация.
После презентации ведущий обращается к группам:
* Все ли участники считают, что сделали правильный выбор? Вы еще можете его изменить.
Дается несколько минут для того, чтобы учащиеся могли, если в этом есть необходимость, изменить свое решение и перейти в другую группу.
Ведущий: А сейчас мы проведем тестирование, которое покажет то, насколько ваши желания совпадают с вашими возможностями.
Учащиеся получают материалы для тестирования:
Дифференциально-диагностический опросник интересов (Приложение).
Тестирование, обработка информации, выявление результатов.
V. Рефлексия
Ведущий. Поднимите руку те, у кого результат тестирования и выбор группы совпали.
Думали ли вы о выборе профессии до нашего занятия? Что повлияло на ваш выбор группы?
Что нового вы узнали сегодня о профессиях? О себе?
Поднимите руку те, у кого результат тестирования и выбор группы не совпали.
Думали ли вы о выборе профессии до нашего занятия? Что повлияло на ваш выбор группы?
Как вы думаете, почему результаты тестирования и ваш выбор группы не совпали? Какие выводы вы сделали для себя?
Надеемся, что наше занятие поможет вам в профессиональном самоопределении.