Нравственное воспитание как основа личностного роста обучающихся

Разделы: Классное руководство


Для полноценного описания личностного роста выбираем три типа отношений к ценностям: ситуативные, устойчивые и незыблемые. (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. “Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе” / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. – М.:АПН и ПРО, 2003 г.). Диагностика проводится два раза (в начале и конце года и по ступеням в перспективе).

Изучение межличностных отношений:

  • Социометрия. (Социометрическое изучение межличностных отношений в коллективе.
  • Основоположником методики социометрии считается Дж. Морено).
  • Социально-психологический климат в классе.
  • Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника: “Какой у нас коллектив” (Составлена А.Н.Лутошкиным).

По результатам диагностики составляется диаграмма как для всего класса, так и для каждого обучающегося.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;
  • воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;
  • воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Направления:

  • Гражданско-патриотическое
  • Нравственное
  • Художественно-эстетическое
  • Познавательное
  • Профориентационное и трудовое
  • Спортивно-оздоровительное
  • Работа с родителями
  • Индивидуальная работа с учащимися

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в моем классе – нравственное воспитание, и для него я определила воспитание, как чувство, голос души и сердца.

Многими педагогами приоритетными признаются нравственные ценности. В современном мире, проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

Нравственное воспитание человека начинается с усвоения и приобщения его к духовным ценностям и потребностям. В процессе развития ребенок переводит усвоенный нравственный опыт в личностный план, превращает в содержание собственных взглядов, в свой духовный арсенал. Поэтому,

Цель: определить основные педагогические условия развития нравственного и духовного потенциала как основы личностного роста обучающихся

Данная целевая установка основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовывать следующие педагогические подходы:

  • усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;
  • организация нравственно-ориентированной
  • деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;
  • активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.

В основе воспитательной работы лежит диагностика.

Поэтому В 2007 свою работу с пятиклассниками начала с изучения семей, знакомства с родителями ребят, с наблюдения за детьми, диагностического исследования классного коллектива. В результате проведенной работы получила социальный портрет класс: в классе всего 2% родителей имеют высшее образование, 5% среднее специальное, 93% среднее или неполное среднее образование. Большинство семей живет ниже прожиточного минимума, большой процент безработных родителей, неполных семей.

Диагностика позволила также выявить низкий уровень учебной мотивации обучающихся, изучение уровня воспитанности показало, что представления ребят о нормах нравственности отличаются расплывчатостью.

Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом. Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной; отмечены случаи, когда подростки с излишней самокритичностью относились к своей персоне; процент подростков с адекватной самооценкой был небольшой. Нравственная оценка подростками своих сверстников была нейтральной (65%), доброжелательной (15%) и недоброжелательной (20%). От подростков в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, т.е. в отношении друг к другу у подростков наблюдалась, если применять терминологию, принятую в психологии, косвенная агрессия. Иными словами, подростки проявляли агрессию, которая окольными путями направлена на другого человека (насмешки, злые реплики).

Личностный рост ребенка мы рассматриваем как развитие гуманистических ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе.

В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Из диаграммы видно, что показатели “Отношение подростка к культуре” устойчиво-негативное у 1 человека; ситуативно-позитивное – 7; такое же и “к человеку”; “к миру” же 3 человека имеют устойчиво-негативное отношение и лишь 2 человека устойчиво-позитивное. ПОЭТОМУ, направила свою работу на формирование личностного роста детей, КАК РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ Ценностей личности к Миру, к Людям, к человеку.

Отношение к ценностям в 5-м классе

По результатам диагностики составляется диаграмма как для всего класса, так и для каждого обучающегося.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, я подчеркиваю значимость позитивной динамики развития личности, а не соответствия, ее какому - либо эталону, стандарту, норме (быть гуманистом, патриотом, творцом и т.д.).

Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.

В своей работе применяю распространенные способы нравственного воспитания:

  • активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем;
  • организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества. Главным условием развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников;
  • умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

Необходимо специально организованное обучение детей общению. Планирую, специальные занятия по культуре общения, которые способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи.

Формы организации деятельности:

  • Коллективные, групповые, индивидуальные Ролевые игры
  • Тематические часы общения
  • Выполнение проектов
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации
  • Работа с Портфолио

Темы занятий:

  • общение в жизни человека,
  • зачем нужно себя знать,
  • я глазами других,
  • мой внутренний мир,
  • аукцион достоинств,
  • ссоры,
  • как правильно общаться,
  • как правильно просить и отказывать.

Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.

Примером может служить классный час “Доброта спасет мир”. Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора

Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности. Учащиеся 5–6-х классов очень любят играть. В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении.

В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчиненного определенным правилам. Игровую деятельность использую в воспитательной работе с коллективом класса.

Например, игра "Магазин".

Цель: изучить уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Третье направление – умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор. Регулярно на классных часах проигрываем различные ситуации, например, “Мой друг меня обманул, не буду с ним больше играть”, “ Катя сегодня про меня сплетничала. А что. Если я тоже что-нибудь наплету про нее?”.,

Анализируем ситуации из прочитанных книг, увиденных фильмов, из жизни класса. Главный вопрос: “А как бы ты поступил на месте того или иного человека?”

Кроме того, провожу диагностику на основе печатного варианта тестовых ситуаций. Каждая тестовая ситуация сопровождается четкой интерпретацией выбора, сделанного школьником. В индивидуальном собеседовании заключена задача – получить как можно более целостное представление о личности ребенка.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

Сравнительные диагностики отношений к ценностям в начале 5 и в начале 6 классов, показывают результат воспитательной работы.

Параметры   5-й класс 6-й класс
К человеку Устойчиво-позитивной 9 9
Ситуативно-позитивное    
Устойчиво-негативное    
К миру Устойчиво-позитивное 2 3
Ситуативно-позитивное 12 11
Устойчиво-негативное 3 3
К культуре Устойчиво-позитивное 8 8
Ситуативно-позитивное 7 8
Устойчиво-негативное 1 0

Отношение к культуре

 

устойчиво-негативное
ситуативно-позитивное
устойчиво-позитивное

устойчиво-негативное
ситуативно-позитивное
устойчиво-позитивное

устойчиво-негативное
ситуативно-позитивное
устойчиво-позитивное

 

6-й класс
5-й класс

6-й класс
5-й класс

6-й класс
5-й класс

Не могу говорить о больших сдвигах и изменениях в личности подростков за сравнительно небольшой период времени, в течение которого проводилась работа. Нельзя забывать, что нравственное воспитание не дает сиюминутного результата, так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Мы можем говорить лишь о том, что в подростковом коллективе, благодаря организованным занятиям по развитию духовно-нравственного потенциала школьников, постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Кроме того, подростки становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями.

В результате такой работы я вижу, что у ребят наблюдаются подвижки в развитии коммуникативных навыков, а также средств эмоционального самовыражения.

Изменения в духовном развитии проявились также в том, что учащиеся демонстрируют:

  1. Осведомленность о нравственных представлениях;
  2. Проявление большей самостоятельности на пути решения нравственных проблем;
  3. Стремление учитывать и прогнозировать последствия своих поступков;
  4.  Позитивную нравственную направленность своих действий и поступков.

Самым существенным в организации духовно-нравственного воспитания является умение классного руководителя “видеть” отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в нем скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в поступке, в мимике, жесте и эмоции. Вместе с ребятами я переживаю все трудности и радости формирования каждого из них как личности.

Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием входит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.

Один в поле не воин. Поэтому важно отметить, что основой воспитательной работы является союз трех сердец: учитель – дети – родители.