Строительство новой профильной школы должно основываться на качественных изменениях в содержании и формах организации образовательного процесса. Профильное обучение, как известно, помимо предметов общеобразовательных и профильных, предусматривает ведение элективных курсов.
В настоящее время в продаже появилось немалое количество сборников программ элективных курсов самой разной направленности. Кроме того, в сети Интернет можно найти программы элективных курсов по всем предметам учебного плана. Но здесь мы встречаемся с проблемой: как реализовать содержание программы, если нет учебного пособия для ученика, методического пособия для учителя, да и материала к урокам не прочтёшь, ни в одном из школьных учебников. Т.е. учитель остаётся один на один с программой. Особенно это относится к элективным курсам профориентационного характера.
Как правило, те учащиеся, которые выбирают химико-биологический профиль, связывают свою будущую профессию с медициной, фармацевтикой, биотехнологией. Поэтому при определении программы элективного курса для такого профиля я остановилась на программе Г.И. Штремплера "Введение в фармацевтическую химию" (Программы элективных курсов. Химия. Профильное обучение. 10-11 классы. М. Дрофа 2006). Это близко к их будущей профессии, а значит, реализует профильные интересы учащихся. Кроме того, содержание элективного курса богато практическими работами, что повышает мотивацию учащихся к изучению предмета химии. В авторской программе я переработала содержание курса, упорядочила практические работы.
Следующим шагом моей работы стало составление лабораторного практикума - пособия для учащихся и учителя, которое представляет собой серию практических работ к элективному курсу "Основы фармацевтической химии" для профильных химико-биологических и физико-химических классов. Каждое практическое занятие содержит описание последовательности действий при проведении опытов, дополненное соответствующими иллюстрациями и справочными таблицами. Следует отметить, что большая часть практических работ курса направлена на определение подлинности лекарственных препаратов, что повышает интерес к содержанию курса. Благодаря Расширенному Межшкольному Методическому Центру №26203 (г. Ставрополь) это пособие было напечатано, и все учащиеся класса были ими обеспечены. Пособие призвано максимально оптимизировать проведение химического эксперимента. Оно адресовано преподавателям химии и учащимся профильных классов.
Одновременно с лабораторным практикумом были разработаны поурочные планы ко всему курсу.
Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Мы познаем мир, используя наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, синтез, и т.д. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету.
Именно новые информационные технологии заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение. Поэтому следующим этапом моей работы стало разработка электронных уроков к курсу, выполненных в виде презентаций к урокам в MS Power Point.
Таким образом, учебно-методический комплект "Введение в фармацевтическую химию" включает в себя:
- Программу (приложение 1).
- Календарно-тематический план (приложение 2).
- Поурочное планирование (34 стр.).
- Лабораторный практикум (28 стр.).
- Коллекцию электронных уроков, выполненных в виде презентаций к урокам в MS PowerPoint:
Коллекция электронных уроков к элективному курсу "Введение в фармацевтическую химию" разработана в соответствии с программой, с обязательным минимумом содержания образования по химии в профильных физико-химических и химико-биологических классах старшей школы и с учетом требований федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.".
Цель уроков - помочь школьникам 10-11-х классов освоить элективный курс на повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания, научиться определять, характеризовать и объяснять свойства веществ и химических реакций. Они дают возможность:
- использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
- рассматривать изучаемый материал с различных сторон и на различных уровнях;
- проиллюстрировать химические эксперименты;
- организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;
- в случае необходимости организовать дистанционное обучение.
Использование электронных уроков обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность.
Для разработки электронных уроков необходимо большое количество иллюстрационного материала, дополнительных материалов к содержанию уроков, поэтому приходится очень часто пользоваться ресурсами Интернет. Например, чтобы создать только один слайд "Медицинские инструменты и принадлежности" презентации к уроку по теме: "Домашняя аптечка. Правила хранения и приёма лекарственных препаратов в домашних условиях" пришлось посетить более 25 сайтов Интернета.
Сам процесс создания электронных уроков - это совместное творчество учителя и ученика. Учащиеся принимают непосредственное участие в этой работе: помогают подбирать материал, придумывают дизайн слайдов. Кроме того, учащиеся самостоятельно готовят мультимедийные презентации к своим курсовым работам, которые они будут защищать в конце учебного года.
Материал электронных уроков может использоваться учителем на разных этапах урока, учеником - для самостоятельного изучения материала.
И последнее, что бы мне хотелось сказать. Современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников.