Введение. Знакомство с терминологией
Известный ученый А. Эйнштейн в беседе с Н.И. Сац сказал: "Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя".
Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать "давления" взрослых.
В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется, т.е . это разработка сценариев предстоящих действий.
Педагогическое проектирование - прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, направленное на создание, развитие и преобразование организованных процессов воспитания и обучения. [7]
Применительно к учебно - воспитательному процессу педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. [7]
В основе технологии проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. [1]
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Она не вписывается в существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет ее практическое применение.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. [1]
Технология "Метод проектов" - способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [6]
Педагогический проект - система реализуемых и планируемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые зависят от приоритетных педагогических ценностей. [7]
Значение технологии метода проектов
- Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
- Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
- За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
- Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
- Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности основывается на решении образовательных и воспитательных задач.
Требования к использованию проектной деятельности
Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность детей.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов ("мозговой штурм", эксперименты, опыты, наблюдения и др.)
Перечень проблем, используемых для разработки проекта
Работа педагога с группой детей над проектом - это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Условно можно выделить четыре группы проблем:
- "ребенок и его семья",
- "ребенок и природа",
- "ребенок и рукотворный мир",
- "ребенок, общество и его культурные ценности".
Типы проектов
Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Таким образом, один и тот же проект может быть:
- по методу - исследовательский (дети экспериментируют),
- по характеру содержания - включающий ребёнка и природу;
- по характеру участия ребёнка - ребёнок участник от зарождения идеи до получения результата
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
- по количеству участников - групповой.
Например: проект исследовательский, на тему "ребёнок и природа", ребёнок - участник, групповой.
Данные характеристики необходимо использовать при составлении плана проекта, и при проведении анализа.
Уровни развития проектной деятельности:
Первый уровень - подражательно - исполнительский
(Младший и средний дошкольный возраст - 3,5 -5 лет)
У ребёнка отсутствует жизненный опыт, недостаточно развиты интеллектуально - творческие способности.
Активная роль принадлежит взрослому. Ребёнок - заказчик проекта. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, "заказываемую" детьми.
Интерес к содержанию проекта зависит от:
- удовлетворения разнообразных интересов ребёнка;
- реализации его потребностей в активной деятельности; самовыражении;
- увлеченности совместной деятельностью.
Второй уровень - развивающий
(средний и старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен:
- Сдерживать свои импульсивные побуждения.
- Терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
- Активнее организовывать совместную деятельность со сверстниками, у ребёнка развивается самоконтроль;
- Он способен достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников.
- Он принимает проблему, уточняют цель, способен выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.
На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
Третий уровень - творческий
(Старший дошкольный возраст, 6 -7лет)
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её, определить перспективы развития опыта.
Механизм проектирования.
1. Организация предметно - развивающей среды:
- документы на разных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира
- технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, DVD проигрыватели, компьютеры.
- возможность выхода за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.
2. Роль воспитателя.
Воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
3. Формы деятельности
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок - ребенок; дети - родители.
Возможны: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.
4. Контроль
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
5. Результаты работы
Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть
- рисунок,
- поделка,
- аппликация,
- альбом,
- книга,
- сочиненная сказка,
- подготовленный концерт, спектакль,
- урожай овощей.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей. |
1 этап | 1. Выбор темы. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) |
Выбор темы Вхождение в проблему |
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию | Вживание в игровую ситуацию. | |
3. Формулирует задачу (нежестко) | Принятие задачи. Дополнение задач проекта. | |
2 этап | 4. Помогает в решении задач | Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. |
5. Помогает спланировать деятельность: к
кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - с какими предметами научиться работать для достижения цели. |
||
6. Организует деятельность | ||
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости) | Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
8. направляет и контролирует
осуществление проекта 9. промежуточное обсуждение полученных данных |
||
4 этап | Подготовка к презентации. Презентация. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. Определение задач для новых проектов |
Рекомендуемая литература:
- Е.С. Евдокимова "Технология проектирования в ДОУ". М:ТЦ "Сфера", 2006г.
- Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения" М.: "АРКТИ", 2006г.
- журнал "Управление ДОУ" №1 2007 г. статья "Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ" Т.Н. Тебенёва, стр.64
- журнал "Управление ДОУ" №7 2006 г. статья "Проектный метод - как средство повышения качества образования" Боровлёва А.В. стр.76
- журнал "Управление ДОУ" №3 2005г. статья "Развитие проектной культуры в образовательном процессе" Е.С. Евдокимова, стр.18
- Полат Е.С. "Метод проектов", ИОСО РАО
- журнал "Детский сад от А до Я" № 3 2008г. "Проектная деятельность педагога: сущность и технология" Атемаскина Ю.В., стр. 6
- журнал "Детский сад от А до Я" № 3 2008г. "Технология проектного обучения в работе с дошкольниками" стр. 13