Комплексное занятие как средство эффективного развития эмоционально-творческих способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В работе музыкального руководителя, есть направления, выполнение задач которых было бы не полным без сотрудничества с воспитателем, руководителем изостудии. Так, как в нашем детском саду уже много лет работает изостудия, то мне, как музыкальному руководителю было бы невежественно не воспользоваться этим благом.

Музыкальная культура и изобразительное искусство накопили немало сочинений доступных для понимания детей, и преподнести их полезнее в комплексном занятии. Смысл его в том, что определённая тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.

На занятиях дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации. Сочетание нескольких видов деятельности дает ребёнку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко, красочно и главное индивидуально.

Музыка, сочетаясь с другими видами искусства живописью, художественной литературой, углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает их восприятие. В то же время средства изобразительного искусства открывают детям широкие возможности, для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.

Развивая воображение детей в одном виде творчества музыке, необходимо дать возможность каждому ребёнку восприятие звуков выразить в красках, в рисунках в движении.

"Обучить творческому акту нельзя, но это не значит, что нельзя содействовать его образованию, появлению, развитию и совершенствованию". (Л.С. Выгодский)

Итак, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, воспитатель на группе, вот три звена, через которые может пройти любая изучаемая тема. А все вместе мы решаем основные задачи:

Нравствено-эстетические (любовь к семье, к национальной культуре, к природе и.т.д.)

Интелектуально-творческие (приучать детей постоянно думать, мыслить, находить различные варианты ответов, поступков и.т.д.)

Технические (развитие ручной умелости, исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах, овладение средствами выразительности, как в музыкальном, так и в изобразительном направлении)

Чтобы решать эти задачи, в группах создана развивающая среда, в которой дети могут свободно действовать с красками, образовывать новые цвета и оттенки, путём их смешивания, с пластилином, экспериментировать с музыкальными инструментами.

Развивающая среда ориентирована на пройденный материал и возрастные возможности детей ведь ни один вид деятельности детей не может развиваться вне предметной среды.

"Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают". (Г. Нейгауз)

Музыкально-предметная среда, проще, музыкальный уголок, организуется по трём блокам:

  • Восприятие музыки (слушание)
  • Воспроизведение музыки (игра на детских инструментах)
  • Музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры)

На музыкальном занятии для развития эмоциональной отзывчивости, детям предлагается прослушивать небольшие пьесы, звучащие на разных музыкальных инструментах - фортепиано, скрипке, трубе, арфе, балалайке, гармони, флейте. Дети не только обогащают свой тембровый слух, но и знакомятся со средствами музыкальной выразительности: тембром, темпом, динамикой, ритмом. Для этого я использую эмоциональные открытки в форме цветка выражающего цветом и формой такие чувства как: взволнованность, решительность, тревожность, печаль, радость. Мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, весёлость, ехидство, ленность, обиженность, спокойствие. Цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: эмоцию ликования, восторга, нежности, радости, важности, взволнованности. Гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, весёлый, плачущий, испуганный, удивлённый и.т.д.

Благодаря этим пособиям дети подходят к пониманию того, что музыку можно передать ещё и с помощью цвета, линий, пятен. После прослушивания музыкального произведения детям предлагается разгадать язык музыки и свои впечатления, эмоции, чувства выразить в пластике, в рисунке.

Параллельно, в изостудии дети знакомятся с тёплой и холодной, сближенной и контрастной гаммой цветов. К старшему возрасту у детей формируется представление о таких средствах выразительности, как линейная и многоплановая композиция.

Для того, чтобы объединить знания и умения детей и дать выход детским эмоциям наработки комплексных, тематических, доминантных занятий плавно переходят в праздники, развлечения, викторины, КВН, шоу, выставки.

Я предлагаю конспекты двух комплексно-тематических занятий на разных возрастных группах.

"В гости к нам пришли матрёшки". Комплексно-тематическое занятие для среднего возраста

Цель:

  • Познакомить детей с русской игрушкой матрёшкой и её семьёй.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
  • Вызывать желание танцевать в характере прослушанной музыки.

Атрибуты: Матрёшка деревянная семёновская, раскрывающаяся, платки для девочек, бубенцы, матрёшечка-гармошечка для раскрашивания.

Музыкальный материал: Песня "Матрёшки" музыка Слонова, песня "Мы матрёшки", "Танец матрёшек" аудиокассета Синтез.

Ход занятия

Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

Музыкальное приветствие - игра.

Цель игры: Развивать эмоционально-изобразительную активность детей.

М.Р. Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

М.Р. Как вы живёте? Как вы плывете? Как вы поёте? Как вы кричите? Как вы молчите? Как вы спите? Как вы храпите? Как вы ревёте? Как вы смеётесь?

Музыкальный руководитель показывает детям матрёшку: " К нам матрёшечка пришла. Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка:

Здравствуйте, дети! Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая.
А на голове платок, словно яркий цветок.
Сарафанчик - одуванчик.
Тритатушки - три тата, ничего, что я толста.
Как плясать пойду - пыль столбом подниму.

Звучит пьеса на аудиокассете "Танец матрёшек". Матрешка танцует на столе. Дети хлопают, благодарят матрёшку.

Матрешка: Не одна я к вам пришла, а подружек привела

Воспитатель: Да где же они, подружки?

Матрёшка: Послушайте загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
А. Рождественская.

Воспитатель: Я кажется, догадалась, надо матрёшку раскрыть и подружек достать.

Воспитатель выстраивает матрёшек по росту на столе.

Музыкальный руководитель исполняет песню "Матрёшки" музыка Слонова.

Матрешка:

Нам совсем не нужен дом, мы одна в другой живём.
Мы игрушки не простые, мы игрушки расписные, мы сестрёнки все родные.
Есть постарше, есть и крошки, а зовут нас всех:. матрёшки.

М.Р. А у нас тоже есть девочки матрёшки. Они тоже песни поют и танцуют.

Воспитатель завязывает девочкам платочки, они танцуют танец "Мы - матрёшки".

В конце танца воспитатель ставит возле каждой девочки по матрёшке, а мальчикам раздает бубенцы - проводится игра.

Ход игры: Девочки под весёлую музыку выполняют танцевальные движения возле матрёшек. Как только мальчики заиграют в бубенцы, девочки убегают от своей матрёшки. Когда вновь заиграет танцевальная музыка, девочки стараются добежать до своей матрёшки.

Затем мальчики танцуют с матрешкой, а девочки играют в бубенцы. Игра повторяется по желанию детей.

Матрёшка: Спасибо вам дети, весело с вами. Я хочу вам подарить матрёшечку - гармошечку, но вот беда, не хватило у мастера красок раскрасить её. А вы, я вижу всё умеете, и петь, и плясать и конечно рисовать!

Дети: Да-а-а!

Матрешка: Тогда идите в группу, гармошечку раскрашивать.

Дети собирают матрёшку в одну большую, забирают подарок, матрёшку и уходят в группу.

"Весенняя радость". Комплексно-тематическое занятие для старшего возраста

Цель:

  • Обогащать и закреплять знания детей о времени года.
  • Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру, через слушание музыки, пение песен, танцевальной импровизации, оркестровки произведений, рассматривание репродукций о природе.

Музыка: П.И. Чайковский "Апрель", песня "Весна идёт" Т. Боровик, песня "Моя мама" Юдиной.

Изоискусство: репродукция картины "Март" манаев.

Художественное слово: Стихотворения "Март" Б. Ботрини, "Подснежник" Ю. Островский

Атрибуты: Инструменты для оркестровки песни, голубые шарфики для танцевальной импровизации.

Ход занятия

М.Р. Вот и наступила долгожданная весна. Совсем недавно мы отпраздновали весенний праздник - 8 марта. Этот праздник вызывает у нас представления о талом снеге, запахе весенних цветов. Вспоминаются ласковые слова, нежные мелодии песен, посвящённые самому дорогому человеку на свете - маме. Споем ту песню про маму, которая больше всего вам нравится.

Дети поют песню по желанию.

М.Р:

Небо нежной акварелью голубеет в вышине,
Юный март своей капелью согревает душу мне.
Улыбается природа, с каждым днём уже светлей.
Ах, как это время года манит нежностью своей!

И все же весна вступила и в наш северный край. Какие изменения вы заметили?

Дети: Долго светит яркое солнце, слепит глаза до слёз. Стал длиннее день. Идём в садик уже светло, возвращаемся домой - ещё светло.

М.Р. А вы замечали, что прохожие, особенно женщины - улыбаются, у всех хорошее настроение. Все одеваются в светлые одежды. Весна - это праздник пробуждения природы. Что происходит в природе настоящей весной?

Дети: Тает снег, бегут ручейки, распускаются почки на деревьях, поют птицы, строят гнёзда.

М.Р: Появляется первая робкая зелень, насекомые выползают из своих укрытий, греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками. Из берлоги, потягиваясь, вылезает отощавший за зиму медведь. Всё живое тянется к солнечному теплу. Рассмотрим репродукцию о весне художника Манаева. Что вы видите на картине?

Дети: Протаял снег, видно старую травку, а скоро появится и новая.

М.Р: А вместе с ней и первые весенние цветы:.

Дети: Подснежники!

М.Р.: В лесу, где берёзки столпились гурьбой, подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, понемножку - зелёную выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил, и тихо спросил: " Я вижу, погода тепла и ясна, скажите, ведь, правда, что это весна?"

Послушаем пьесу П. И. Чайковского "Подснежник"

Дети слушают пьесу, определяют характер и настроение музыки - весёлая, радостная, ласковая добрая, напевная, плавная в первой части. Стремительная, светлая, задушевная - во второй части. Инструменты, которые передают настроение и образ весеннего цветка тоже разные - скрипка, виолончель, фортепиано, флейта, кларнет.

М.Р. Наше занятие, называется "Весенняя радость". О ней можно рассказать, спеть песню, послушать музыку. А можно весеннюю радость передать в движениях? Ну, тогда представьте себе нежный, бело-голубой подснежник, который пробился из-под снега и тянется к солнцу:.

Девочки, по желанию, берут шарфы и импровизируют под музыку "Подснежник"

М.Р. Я спою вам песню, про весну, а вы скажете, что происходит весной.

Песня "Снова весна идёт" Т. Боровик

Дети: Мошки летят, жужжат, ручейки журчат, ветки качаются, теплое солнышко вместе с весной идёт, радость несёт.

М.Р. У нас есть много разных инструментов, выберете те, которыми более точно можно изобразить то, о чем поётся в этой песне.

Дети выбирают инструмент, делятся на группы и оркеструют песню.

М.Р. Вам, конечно, захотелось нарисовать весну! А какие краски весна внесла в природу?

Дети: У весны светлые краски, розовые, голубые, желтые, потому, что весна очень нежное время года.

М.Р. Когда вы придете в изостудию, вас вновь встретит музыка весны, а вы нарисуете то, что вам больше всего запомнилось и понравилось. Пусть вам подскажет ваша фантазия и музыка.