Первоначально, хочется заметить, что данная тема не фигурирует как самостоятельная ни в одном учебнике, ни в многочисленных методических пособиях по физике. Поэтому каждому учителю предоставляется возможность выбора включения этой темы в учебный материал.
С другой стороны, так как 7 класс - это начальный этап изучения физики, то наряду с "боязнью" нового предмета, существенна и осторожность учащихся в восприятии нового учителя, стиля его преподавания. Поэтому с целью адаптации учащихся, ускорения этой адаптации, необходимо применить интегрированную структуру урока по данной теме, то есть использовать на уроке физики элементы математики.
Важно учесть, что учитель математики уже знаком детям с 5, 6 классов. Данный аспект будет способствовать активизации интереса и мотивации учащихся к более внимательному, глубокому усвоению материала темы. Это одновременно и воспитательная и развивающая цели данного урока.
Образовательная цель урока: научить учащихся быстрому переводу физических величин, записанных в дольных и кратных единицах, в систему СИ с использованием таблицы "Множители и приставки СИ", а также математического аппарата - пропорций, известных учащимся с 6 класса и свойств степеней (7-8 классы).
Но здесь стоит отметить, что последняя указанная тема (свойства степеней) рассматривается в курсе алгебры позднее, чем в курсе физики. Это еще раз указывает на то, что разумно изменить содержание учебного материала, как по физике, так и по алгебре, изучаемого в 7 и 8 классах.
Урок по данной теме в 7 классах является качественным (логичным) продолжением темы "Физические величины и их измерение", в ходе изучения которой учащиеся познакомились с понятием "физическая величина", с простыми приборами для измерения тех или иных величин, с характеристиками приборов: шкала и цена деления прибора, которые зачастую представлены в кратных единицах.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель |
Организационный момент | физика | |
- Итак, сегодня мы с вами рассмотрим тему
"Множители и приставки системы СИ" - На прошлых уроках вы познакомились с физическими величинами, приборами для измерения физических величин. - В дальнейшем при изучении различных физических процессов и явлений мы будем иметь дело с их характеристиками, которые, возможно, удобнее будет измерять, сравнивать и т.д. в "маленьких" или "больших" числах, но выводы и ответы мы должны будем представлять только в международной, общепринятой системе, называемой системой интернациональной - СИ. |
Записывают тему Слушают
Слушают |
|
- Попробуем вместе с вами сейчас узнать
объем кабинета физики: - Зная из математики обозначение и формулу объема: (на доске), можем его вычислить, подставив в формулу найденные значения а, в и с. - Но, прежде чем вычислять объем, необходимо убедиться, что значение каждой величины выражено в СИ. А в СИ любое расстояние, будь то длина, высота, ширина и т. д. измеряется в "м". Это означает, что при определении а, в и с помещения не важно, где оно находится - в Америке, в Африке, в России или где-то еще. Важно, чтобы при их определении мы использовали единую международную систему единиц СИ. Тогда и величина, которую мы находим (объем помещения), будет выражена в СИ, т.е. м3 - (на доске). - Давайте попробуем приблизительно оценить длину, ширину и высоту кабинета и вычислим, приблизительно, объем. Для этого сантиметровой линейкой определим длину шага (вызвать желающего) и шагами измерим длину и ширину: - Например, (на доске): Длина одного шага = 80 см, Всего 8 шагов, значит длина класса см= 640 см - Подобным образом и ширину найдем: количество шагов 6 всмcм. - А высоту класса оценим "на глаз" в "м": см. - Чтобы была одна система единиц, переведем и а и в в "м". - Это действие нам напомнит учитель математики. |
Подсказывают обозначение и формулу
объема, записывают в тетрадь.
Один ученик вызывается к доске записывают в тетрадь записывают в тетрадь записывают в тетрадь |
физика |
- Через знакомую пропорцию: 1) - В данном случае мы имеем дело с прямой пропорциональной зависимостью - Получаем, применив основное свойство пропорции, которое звучит: |
Записывают решения в тетрадях
Дети отвечают: "Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних" Ученик у доски комментирует свое решение: "Чтобы найти неизвестный средний член пропорции нужно перемножить крайние члены и разделить на известный средний" |
математика |
- Обратите внимание на то, что и в
числителе, и в знаменателе стоят одинаковые
единицы измерения (см), которые можно сократить. В
этом случае и в левой, и в правой частях равенства
остались метры, значит равенство верно. 2) - Подставим полученные числовые значения в формулу объема: |
самостоятельно в тетрадях, а один
учащийся у доски самостоятельно в тетрадях, а один учащийся у доски (считают на калькуляторе) |
физика
математика |
- Итак, мы с вами приблизительно оценили объем кабинета физики, используя математический аппарат, а именно пропорцию. С ее помощью мы быстро и точно выполняли необходимый перевод единиц в СИ. | слушают | физика |
- Есть ли к нам вопросы? | задают вопросы | |
- Обращаю ваше внимание на то, что в
задачах объем может быть задан не в "м3"
как в СИ, в "см3", "мм3", "литрах". И
часто нам с вами будет требоваться переводить
эти единицы в СИ. - Рассмотрим метод данного перевода на примере см3, который можно применить и к другим единицам измерения. На доске: Объем бидона 60 см3. Чему равен объем бидона в м3? |
слушают записывают условие высказываются: пропорцией отвечают: миллион записывают в тетрадях
Записывают ответ. Задают вопросы |
|
- Чем мы воспользуемся в этом случае? - Для того, чтобы ее составить, вспомним меры объема. Сколько кубических сантиметров содержится в 1 м3? Или На доске: 1 м3 = 106 см3. - А у нас 60 см3 - это х м3. Составим пропорцию: 1 м3 - 106 см3 х м3 - 60 см3 Отсюда - Решая данную пропорцию мы применили два свойства степеней с одинаковыми основаниями:
- Но для того, что привести полученный нами ответ к удобовоспринимаемому виду, мы должны (забегая немного вперед по отношению к курсу алгебры) применить еще одно свойство степеней: - Тогда в нашем случае будем иметь: - Записываем ответ. - Есть ли к нам вопросы? |
математика | |
-А теперь давайте вместе решим № 15 (а) из
сборника задач под редакцией Лукашика В.И. № 15а h=0,1мм Решение: - Сразу обратите внимание, что каждая единица длины в этой задаче, а также заданная единица, уже содержит приставку, а соответственно и множитель системы СИ. 1) х см - ? 2) х м - ? 3) х мкм- ? 4) х нм - ? - Давайте посмотрим на таблицу, которая называется "Множители и приставки СИ". Этой таблицей мы с вами будем постоянно пользоваться. Посмотрим, какие множители мы имеем в нашей задаче:
-Таким образом: 0,1 мм - это . Тогда, составив пропорцию, мы переведем в см: Перевод 0,1 мм в метры мы с вами фактически уже выполнили - см. 1). 3) Опять воспользуемся тем, что 0,1 мм - это . Составим пропорцию для этого случая: 4) И в этом примере воспользуемся тем, что 0,1 мм - это . Составим пропорцию для этого случая: |
Записывают в тетради, следят за ходом рассуждений, участвуют в обсуждении | физика |
- Домашнее задание: в тетради; № 1, № 15б. - Перевести 5 мм3 в м3; 2 см2 в м2. - Дома еще раз посмотрите весь ход наших сегодняшних рассуждений. |
физика | |
- На этом урок закончен. |