Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями…
Существует серьёзная проблема нарушений поведения и общения среди школьников. Правда, об этой проблеме надо говорить не только в настоящем, но и в прошедшем времени. Проблема отклоняющегося поведения подростков в кризисный период общества, в условиях социальных перекосов, этического вакуума, разрушения традиций, разгула негатива, цинизма и индивидуализма приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую. Из года в год она усугубляется, так как воспитание дисциплинированности школьника ослабляется, идёт самотёком, потому что в основном теперь ориентир идёт на обучение. Но основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развивать свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже стала психолого-педагогической.
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я.И. Гилинский: “Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое”.
Современные знания о девиатном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности.
К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. В социальной педагогике, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.
На социальном уровне отклоняющее поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. [1]
Определение понятия предполагает выделение существенных особенностей отклоняющегося поведения личности:
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или установленным социальным нормам общества.
Отклоняющее поведение, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
Отклоняющее поведение наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
Рассматриваемое поведение преимущественно регулярно повторяется.
Особенностью отклоняющегося поведения то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.
Поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптацией.
В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастное своеобразие.[1]
В каждой школе есть подростки, у которых отмечают: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже это перечисление говорит о том, что школьников воспитывать и учить не легко. Вместе с тем многие умеют продуктивно и эффективно работать, потому что проявляют терпение и знают индивидуальные особенности ребенка. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление отклоняющегося поведения зависит не только от состояния развития личности школьника, но и от мастерства социального педагога и учителя (его отношения к трудному ребенку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям)
Чтобы понять школьника с отклоняющимся поведением, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше, нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости: “Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие” (Вовенарг)
Маленкова Л. выделяет некоторые виды и причины отклоняющегося поведения учащихся школьного возраста и соответственно направления воспитательной работы с ними.
Первая группа – это школьники, отклоняющиеся поведение, которых обусловлена особенностями “переходного периода”. Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в период кризисов, то есть в периоды коренной перестройки физического, психического и социального развития.
Речь идёт о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к зрелости), когда развитие ребенка и подростка характеризуется двумя особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои, ошибки, неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии ребёнка. Например, у младшего школьника в строении скелета хрящи недостаточно отвердели, поэтому длительное сидение в школе и дома (нередко на неприспособленной мебели) приводит к излишней утомляемости. Ребенок становиться неусидчивым, за уроки садиться не хочет, если заставляют – сопротивляется.
У подростков интенсивное развитие костно-мышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивности работы сердечной системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствия этого могут отрицательно сказываться на состоянии психики подростка. Если его заставить что-либо делать, он опять- таки проявляет защитную реакцию в различных формах, хорошо известным педагогам: повышенную возбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность, подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!) Трудности, связанные с противоречиями отрочества, вынуждают социального педагога и учителей изменить педагогическую позицию в общении с подростками (в отличие от эффективно срабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменишь позицию, то школьники с отклоняющимся поведением выходят из-под влияния родителей и педагогов. Так путь преодоления девиантного поведения, есть такая организация взаимодействия с учащимися, когда учитываются возрастные, индивидуальные, половые особенности, при которой выравниваются и устраняются все сбои и ошибки.
Вторая группа – дети и подростки, отклоняющее поведение, которых обусловлена отклонениями в физическом и психологическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерное ранее и интенсивное развитие.
Это физические недостатки в развитии различных органов, чрезмерная болезненность детей, различные тенденции неблагоприятного воздействия среды и т. д. Следует добавить, что отклонения в физическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя на эмоциональное состояние физически нездоровых детей. Наблюдаются и отклонения в психическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функций психики, детские и хронические психические заболевания, плохая наследственность, приобретенные неврозы, психозы, истерии, неврастении. Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости, драчливости, уходе в себя. Подход к преодолению отклоняющегося поведения в этих случаях сводиться к сочетанию лечения заболевания и особых мер “щадящей педагогики”. В основе её – принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к больным детям в реализации учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием.
Третья группа- это дети и подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоционально- волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер.
Признаки педагогической запущенности:
Отклонения в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-эстетических, этических, политических, экономических, и других категорий, искаженными критериями оценки. Например: “Многие воруют, не всех судят”, “В жизни нужно всё испытать”.
Систематические отклонения в поведении. Это озорство, хулиганство, порча личного и общественного имущества, вымогательство, табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В самых тяжелых случаях школьник обладает этими свойствами. Чаще всего, подросток, изуродованный неправильным воспитанием дома или в школе, а может быть, и там, и там, имеющий психические отклонения, да ещё включившийся в криминальную деятельность. Когда соединяется так много неблагоприятных обстоятельств, работа социального педагога становиться трудной.
Устойчивость личностных проявлений отрицательных качеств: лживости, лени, грубости, равнодушия, жестокости, потребности красть. У подростков эти явления могут стать устойчивыми.
Отклонения в эмоционально-волевой сфере – неадекватное реагирование на разные события (подросток радуется: старушка упала, малыш упал и разбил нос, человек попал в неловкое положение, учительница села на сломанный стул), неадекватное восприятие событий и явлений (“Родители раньше пришли с работы – опять надзор”), аффекты неадекватности (яркие эмоциональные вспышки, неадекватно отражающие действительность: подросток радуется, поёт и пляшет, когда, возмущенная его поведением учительница отчитывает его). А также – немотивированные состояния апатии, злобы, плаксивости, неумение владеть своим эмоциональным состоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушие по отношению к близким людям, отсутствие чувства любви и привязанности
Разумеется, все эти виды отклонений влияют на поведение, развитие человека, на его контакты со сверстниками, родителями, педагогами, на успешность или не успешность включения в различные виды деятельности, свойственные подростковому возрасту.
Возникают эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть и неполная семья, когда ребенка воспитывает только мать или отец, и отсутствие воздействия внешкольных учебно-воспитательных учреждений (ребенок не занимается никакой деятельностью на досуге.)
Это негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, вовлечение детей в противоправную деятельность, посягательство на права детей, физическое и психологическое насилие над детьми, асоциальные компании сверстников, антипедагогические методы “воспитания” в школе и семье.
Но, следует учесть, что многое зависит от того, как воспринимаются ребенком позитивные и негативные воздействия среды. Г.А. Фортунов писал: “Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребёнка в своей среде, чем он в ней интересуется. Если у одного ребенка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест”. Понимание этого позволит понять, почему вдруг в неблагополучных семьях вырастают хорошие дети и, увы! бывает и наоборот.
Искривлённая личность может сложиться и в противоположных условиях там, где единственный ребёнок пользуется переизбытком благ и внимания к себе, где он – центр семьи, а порой – и диктатор.
Но и условия в школе могут способствовать формированию детей, которых мы называем девиантным:
- безделье и скука, которые подталкивают активного школьника к поиску развлечений, не всегда безобидных, в других местах;
- плохая успеваемость, порождающая ложь и стремление к самоутверждению доступными, иногда сомнительными способами;
- бестактность, авторитаризм, грубые ошибки и профессиональная несостоятельность педагогов, следствием которой часто становиться сопротивление детей взрослым.
Дети, особенно активные, стремятся к самостоятельной, независимой и увлекательной деятельности, у них постоянная потребность в движении, в познании новых впечатлений, в радости и удовольствиях. Если условия не позволяют им удовлетворить свои потребности, они неизбежно вступают в конфликтные отношения с взрослыми.
А школьники с лидерскими способностями пытаются самоутвердиться вне школы, в неформальных группах, зачастую криминальной направленности. В школе приходиться одновременно вести работу с разными категориями ребят. Порой работа с учащимися девиантного поведения ведется индивидуально. Когда в поведении школьника появляются качества, отрицательно влияющие на его отношения с окружающими людьми, учитель, социальный педагог стараются скорректировать его поведение.
Первая задача – преодолеть сопротивление школьника воспитанию, вторая – искоренить негативные качества личности, препятствующие нормальному развитию ребёнка, и третья – включить его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.
Решая первую задачу, стараюсь изменить отношение ребенка к школе, к окружающим людям, и к себе. Такие ребята, как правило, считают окружающих фальшивыми, злыми, а себя – либо героями, либо безнадежно, фатально несчастными, бесполезными, никому не нужными. Это не случайно, поскольку отрицательное отношение к людям порождает их ответную реакцию, которая в свою очередь вызывает негативную реакцию у “трудного” ребёнка. Если не разорвать этот замкнутый круг, то дальнейшее полноценное развитие ребенка невозможно.
Искривление личности не ограничивается, скажем, только областью поведения и привычек. Искажёнными могут быть области сознания, эмоций и воли. Поэтому приходиться перестраивать и убеждения, и привычки, и эмоционально- волевую сферу личности школьника.
Стараюсь избавить школьника от тех психологических установок, которые определяют его поведение и не дают ему поступать и даже рассуждать правильно. Ведь сложившиеся убеждения, соответствуя потребностям человека объяснить жизненные трудности и проблемы, оправдать собственное поведение, многократно воспроизводятся в размышлениях и беседах. Задача в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть свой эгоизм, научить его правильно воспринимать окружающих и сотрудничать с ними. Кроме того, необходимо изменить его ценностные ориентиры, мировоззрение.
Самое надежное средство в корректировке девиантного поведения это включение воспитанника в увлекательные дела. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам школьника, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата. Полезную деятельность на этом этапе перевоспитания стараемся не загружать излишним “воспитательным” содержанием, гораздо важнее включить школьника во взаимодействие с другими ребятами. Подбираем лёгкое и приятное задание, которое ребёнок с удовольствием выполнит, а потом похвалим его за хорошую работу.
В работе с ребятами девиантного поведения, прежде всего, используем методы, которые позволяют снять сложившуюся напряженность в его отношениях со школьным окружением, нормализовать его самочувствие. И методические приёмы должны быть несколько видоизменены, в методике убеждения, привожу наиболее известные факты и яркие наглядные примеры. В целом убеждение опирается на более активные методы – поисковый и дискуссионный.
В методике формирования стереотипов поведения стараемся упор делать не на приучение, а на организацию жизнедеятельности и общественные поручения. А в методике формирования эмоционально- волевой сферы личности – не на прямых требованиях и наказаниях, а на игровой подход, косвенные формы требования, поощрение, соревнование, ситуацию успеха и на доверие.
Основное средство воспитания детей – организация их жизнедеятельности. Учитывая нелюбовь трудных ребят к учению, используем такие иды деятельности, как спорт, игра, трудовые поручения. В общении с такими ребятами надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление педагога только усиливают сопротивление воспитанника. Чаще всего общение таких дети, тоже характерно насильственными коммуникациями: требование, приказ, команда оценка-ярлык, критика, приговор, упрёк, обвинение, предостережение, угроза, высмеивание. Все эти коммуникации, как правило, имеют форму ты-сообщений (“ты плохой ..; “ты сейчас же пойдёшь и сделаешь это” “вечно ты ..”. Сами педагоги так же должны показать пример эмпатического общения детям. Ребёнок должен чувствовать: наша требовательность к нему ни в коей мере не сопряжена с унижением его достоинства, — напротив, мы всячески за то, чтобы он стал лучше, чтобы жизнь его состоялась. “Ты-сообщения” иногда унижают чувство собственного достоинства школьника. Именно поэтому они порой порождают конфликтное поведение. Потому-то ответом чаще всего бывают защитные, агрессивные реакции, выраженные либо активным протестом (вербальные и невербальные формы агрессии), либо неискренним, формальным подчинением. Следствием этого может быть снижение самооценки, что весьма вредит человеку в его становлении. К счастью, есть надёжный способ реакции на насилие в общении, уменьшающий разрушительную силу, — эмпатия партнёру, ясное выражение положительных чувств. Однако для этого нужны искреннее желание добра другому и себе, вера в лучшее. Всё это и создает условия для конструктивного общения.
Выражение того, что я чувствую: “Я чувствую...”, “Мне стало...”
Высказывание о том, что я вижу (слышу) такое, с чем связаны мои чувства: “Когда я вижу...”, “Когда я слышу...”
Высказывание о том, с какими моими потребностями связаны испытываемые мной чувства: “Я бы предпочитал (надеялся, думал, рассчитывал, мне казалось)...”
Желаемые действия, которые бы повысили душевную комфортность моей жизни: “Я бы хотел...”
Приведём примеры я-сообщений, которые построены на основе этого алгоритма:
“Я чувствую разочарование, когда вижу, когда ты опаздываешь на занятия”.
“Мне всегда обидно, когда я узнаю, что ты получил двойку”.
Эмпатическое понимание:
Восприятие чувств партнёра: “Я чувствую, что...”
Восприятие потребностей партнёра, с которыми связаны его чувства: “думаю, что вы бы предпочли...” Восприятие желаемых для партнёра действий, которые повысили бы его душевную комфортность (на языке позитивных действий): “думаю, вы бы сейчас хотели...”
Подростки редко рассказывают взрослым о своих проблемах.
Для ребят, которые, считают себя уже взрослыми и знающими жизнь, делиться своими проблемами, значит расписаться в своей слабости. Не каждый взрослый может раскрыть мир подростка, отнестись к нему серьёзно и дать хороший совет, помочь.
Из всего этого можно сделать вполне конкретный педагогический вывод: трудно помогать подросткам, которые осознают, что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а делают другое, т.е. фальшивят. Подростки мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как давление, власть, превосходство или подчинение, унижение, неумение защитить своё достоинство, а значит, попирают достоинство других.
Надо помочь детям понять: общение — огромная нравственная ценность. Развивая коммуникативные умения, способствуем нравственному становлению ребенка, способности помогать друг другу в решении трудных жизненных задач не только в школе, но и во взрослой жизни. Для этого, я как социальный педагог использую тренинги общения, формирование умения слушать партнёра.
Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений.
Семья – это самостоятельный социальный организм, и порой трудно педагогу изменить её жизнь, но можно оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Свою деятельность я начинаю с диагностики семьи, цель которой: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка и установление источников влияния на детей, и возможных путей их преодоления. Изучение семьи с разных сторон помогает выявить причину проблемы и наметить пути её преодоления, выбора формы работы с семьёй. Семьи, где родители злоупотребляют эпизодически алкоголем, не имеют постоянного места работы, часто конфликтуют, я держу под контролем. С ребятами из этих семей у меня складываются доверительные отношения, я их поддерживаю, совместно с классными руководителями посещаем их дома, контролирую обстановку. Привлекаю инспектора ОДН, вызываем на профилактические заседания в сельском совете. Эта работа даёт результаты.
Порой приходиться обращать внимание и на первый взгляд на благополучную семью, где порой в погоне за достатком и уютом, они перестают замечать, что в семье нет взаимопонимания, атмосферы любви и тепла.
Для успеха работы с семьёй, как мне кажется важно быть хорошо подготовленным в профессиональном плане, быть образованным и эрудированным, обладать уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями и конечно иметь личный авторитет, пример на селе.
Взаимодействие социального педагога, учителя важный рычаг в воспитании девиантного ребенка. Также в некоторых случаях полезно изменить ближайшее окружение ребенка, в том случае если воспитанник дружит с детьми, отрицательно влияющими на него.
Коррекция представляет немалые трудности для социальных педагогов и родителей. Поэтому лучше принять все меры, чтобы не допустить формирования у ребёнка исковерканного характера. Если родители и педагоги не учитывают возрастные закономерности развития и индивидуальные особенности детей, если мешают удовлетворению их нормальных потребностей, если подавляют их желания и навязывают собственные, если не помогают преодолеть вредные влияния и не создают условий для развития детей, то им закономерно придется иметь дело с учащимися отклоняющегося поведения.
Литература
1 . Змановская Е.В Девиантология Издательский центр “Академия” 2003.
2. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально нравственного развития СПб, 2002.
3.Улглицкая М. Как воспитать у школьников навыки ненасильственного общения Ж. Народное образование 4 /04 с 170.
4. Маленкова Л. А если он “трудный” Ж. Народное образование 2\2002 с 205.