Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы
несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает моральную красоту,
рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В.Л. Сухомлинский
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой детство. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества.
Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое.
С малышами мы уделяли большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Предлагали детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки - рябы», добивались того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяли речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживали коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям. Воспитывали интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек.
Начиная со средней группы, мы старались подобрать такое художественное произведение, которое бы заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Тематику готовых сценариев творчески использую в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д. Таким образом, дети учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Обучая новым приемам игры на музыкальных инструментах, добивались от детей самостоятельного придумывания различных способов озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.
В старшей группе активно использовали игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
С детьми подготовительной группы использовали такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). В начале работы дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка – совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Использованная литература:
- Л.В. Артемова “Театральные игры дошкольников” Москва, “Просвещение”,1991 г.
- Н.А. Кушаева “Основы эстетического воспитания” Москва, “Просвещение”, 1986 г.
- В.И. Логинова “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”, 1988 г.
- Е.Д. Селиванова “Театрально – литературные композиции в школе” Москва, “Просвещение”, 1982 г.
- Л. Царенко “От потешек к Пушкинскому балу” Москва, “Линка-Пресс”, 1999 г.
- В.И. Ядешко “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”, 1978 г.