Вступление
Ещё будучи учеником я участвовал в математических олимпиадах разного уровня. Став учителем, готовлю учеников к участию в олимпиадах, придумываю свежие задачи с новыми идеями для олимпиад. Неоднократно являлся руководителем команды Ростовской области на Всероссийских олимпиадах и математических фестивалях, работал членом жюри Всероссийских олимпиад и фестивалей. Преподаю также в летних математических школах. Всё это позволило мне при поддержке отдела образования, администрации школы и моих коллег организовать районный фестиваль юных математиков, который представляет собой турнир математических боёв.
Проводится он с целью повышения интереса школьников к занятиям математикой; приобретения одаренными школьниками опыта участия в математических соревнованиях; развития и укрепления контактов между учащимися и педагогами школ района; выявления сильнейших команд.
Немного истории
В Егорлыкском районе, начиная с 2002-2003 учебного года, проводится фестиваль юных математиков. Он представляет собой продолжительный (с осенних каникул по весенние) турнир математических боёв. Это очень эмоциональное командное соревнование, на котором можно проявить и индивидуальные качества, показать результаты обучения, как по школьной программе, так и по программе кружка или факультатива.
Соревнования проводятся во время школьных каникул по швейцарской системе (с выбыванием). На бой, в одну из средних школ райцентра съезжаются команды-участницы. В 9 часов 30 минут в комнате жюри собираются капитаны команд, проводится жеребьёвка, вскрывается пакет с заданиями. С 10 часов команды решают в отдельных кабинетах 8 заданий боя. В 12 часов - обед. С 12 часов 30 минут проходят сами бои.
С 2003-2004 учебного года соревнования проходят в двух подгруппах: младшая (6,7,8 классы) и старшая (9,10,11 классы). В качестве членов жюри работают руководители школьных команд. Распределение судей осуществляется по принципу "не судить своих", кроме этого учитывается опыт работы учителя в качестве члена жюри. Непосредственно перед боем учащимся напоминаются основные положения правил, для членов жюри проводится разбор задач. Как правило, судейство происходит объективно.
В нашем районе в фестивале юных математиков принимает обычно около 150 учащихся.
Представление о том, как проходит фестиваль, можно получить по представленной ниже схеме самого первого турнира.
По результатам фестиваля юных математиков отбирается команда для участия в областном фестивале. Команда-победитель усиливается учащимися других школ, проявивших себя во время турнира. Все кандидаты приглашаются на сборы. Занятия на сборах проводят учителя-энтузиасты, влюбленные в математику, желающие передать свои знания любознательным ученикам. После занятий на сборах формируется районная команда.
Надо сказать, что наш кропотливый труд ребята оправдывают. К нашей общей радости, команда нашего района успешно выступает в областном фестивале юных математиков, и награждена дипломом третьей степени. Причем надо отметить, что наша команда - единственная команда из сельских районов. Наши ученики, участники фестиваля, с успехом сдают ЕГЭ по математике, получая 90 баллов, и успешно выдерживают вступительные экзамены в престижные ВУЗы.
Но самое главное то, что всё это нравится ребятам, и они всегда с радостью ждут очередного тура математических боев. Ради этого мы и трудимся.
Нормативно-правовая база
Для обеспечения нормального функционирования фестиваля разработаны и утверждены следующие документы:
Приказ на проведение фестиваля юных математиков (издается ежегодно);
Положение о турнире юных математиков (утверждается на районном методическом объединении учителей математики;
Правила проведения математических боев (общепринятые).
Оргкомитет фестиваля
В оргкомитет фестиваля юных математиков входят: |
|
Ефимова Алла Николаевна | заведующая РОО |
Скурихина Светлана Васильевна | заведующая методическим кабинетом |
Авилов Николай Иванович | руководитель МО учителей математики |
Руководители команд
Для реализации этого проекта, естественно, нужно подготовить учителя. Проведенное анкетирование учителей математики района показало необходимость оказания конкретной помощи при решении нестандартных задач. Поэтому районным методическим объединением учителей математики организована работа постоянно действующего практикума "Решение нестандартных задач по математике". Большинство учителей активно включились в работу этого практикума. В роли ведущих практикума выступают опытные учителя, которые очень серьёзно готовятся к встречам с коллегами, разбирая интересные олимпиадные задач. Так у учителя накапливается необходимый багаж знаний, с которым он может уже уверенно идти на свой математический кружок, к своим ученикам.
Руководителями команд школ Егорлыкского района являются: |
|||
Старшая группа |
Младшая группа |
||
Ладюкова Н.А. | школа № 1 | Тишенко Т.В. | школа № 1 |
Сердюкова Н.М. | школа № 2 | Воронков А.П. | школа № 2 |
Стрельцова С.В. | школа № 3 | Бурлуцкая Е.Г. | школа № 3 |
Богер И.А. | школа № 4 | Богер Е.А. | школа № 4 |
Камышанцева Е.Д. | школа № 5 | Камышанцева Е.Д. | школа № 5 |
Гайворонская Л.В. | школа № 6 | Гайворонская Л.В. | школа № 6 |
Чекункова С.К. | школа № 7 | Чубенко Т.М. | школа № 7 |
Шубная В.Н. | школа № 8 | Курбатова В.И. | школа № 8 |
Шаповалова Л.А. | школа № 11 | Душина Л.А. | школа № 11 |
Мишенко Т.В. | школа № 12 | Гайворонская Т.И. | школа № 12 |
школа № | Ковшаров С.В. | школа № 14 |
Сейчас в каждой школе района работают математические факультативы и кружки. Часть из них работает по федеральным программам, а ряд коллег ведут занятия по моей авторской программе элективного курса "Нестандартные задачи по математике". Программа эта заняла третье место в областном конкурсе развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
Награждение победителей
У нас есть переходящий кубок "Ника", учрежденный отделом образования, за этот кубок всегда идет бескомпромиссная борьба. Этим кубком награждается команда, занявшая первое место, команды-призеры награждаются дипломами. Все члены команд награждаются грамотами отдела образования. Грамотами награждаются так же руководители этих команд.
Приведем статистику победителей и призеров нашего фестиваля | ||||
место | старшая команда | место | младшая команда | |
2004г | 1 | Егорлыкская сош № 7 | 1 | Егорлыкская сош № 1 |
2 | Новороговская сош № 2 | 2 | Объединенная сош № 6 | |
3 | Егорлыкская сош № 11 | 3 | Егорлыкская сош № 7 | |
2005г | 1 | Егорлыкская сош № 7 | 1 | Егорлыкская сош № 7 |
2 | Новороговская сош № 2 | 2 | Егорлыкская сош № 1 | |
3 | Кавалерская сош № 3 | 3 | Куго-ейская сош № 5 | |
2006г | 1 | Егорлыкская сош № 7 | 1 | Егорлыкская сош № 1 |
2 | Новороговская сош № 2 | 2 | Егорлыкская сош № 7 | |
3 | Егорлыкская сош № 1 | 3 | Егорлыкская сош № 11 | |
2007г | 1 | Егорлыкская сош № 7 | 1 | Егорлыкская сош № 7 |
2 | Егорлыкская сош № 1 | 2 | Куго-ейская сош № 5 | |
3 | Кавалерская сош № 3 | 3 | Кавалерская сош № 3 | |
2008г | 1 | Егорлыкская сош № 1 | 1 | Егорлыкская сош № 7 |
2 | Кавалерская сош № 3 | 2 | Ново-Украинская осш №14 | |
3 | Егорлыкская сош № 7 | 3 | Кавалерская сош № 3 |
Фрагмент статьи
У нас в районе отделом образования издается учительская газет "Пирамида". Приведу выдержку из статьи "Математические бои: Что это такое?":
"Сейчас проходит 5-ый районный фестиваль. На весенних каникулах определится победитель в младшей возрастной группе. На зимних каникулах состоялся финальный бой в старшей. В упорной борьбе победу одержала команда ЕСОШ №7 (капитан Рукуйжа Игнат), на втором месте команда ЕСОШ №1 (капитан Кравцун Андрей), на третьем месте команда Кавалерской СОШ №3 (капитан Убирайло Д.)
Особую радость испытала команда ЕСОШ №7, потому что её впервые был вручен переходяший кубок НИКА - Победителю районного фестиваля юных математиков. Учредителем кубка является районный отдел образования (заведующая Ефимова А.Н.). Спасибо!"
И еще одна выдержка из другой газеты: "В областном фестивале математических боев наш район представляли команды 5-8 классов и 9-10 классов. Обе команды выиграли зональные соревнования. В нашу зону входили команды юных математиков из Сальска, Целины, Зернограда и Егорлыкского района. Зональные соревнования проходили на базе Егорлыкской средней школы №7, где администрацией школы были созданы все условия для проведения соревнований.
Победив в зональных соревнованиях, обе наши команды продолжили соревнования в Ростове, где встречались восемь лучших команд области в каждой возрастной группе. В четверть финале младшая команда победила сверстников из Азова, старшая команда выиграла у команды Октябрьского района города Ростова. В полуфинале младшая команда проиграла ребятам из Пролетарского района города Ростова, а старшая команда уступила ученикам Ленинского рацона. Обе команды получили диплом третьей степени областного фестиваля.
Вот таких успехов добились наши юные математики. Руководили командами учителя математики Егорлыкской СОШ №7 Чубенко Т.М. и Авилов Н.И."
Задачный материал
Несколько слов о задачах, которые предлагаются ребятам на математических боях. Обычно половина задач берётся из материалов ЕГЭ, и таким образом стимулируется подготовка к выпускному экзамену по математике. Вторая половина - это задачи на смекалку, олимпиадного характера, занимательные задачи, которые вызывают живой интерес к математике в целом. В материалах фестивалей разных лет хранится уже более 200 задач. Приведу всего лишь десять задач, которые, надеюсь, будут интересны всем, кому не удалось побывать на математических боях, чтобы они окунулись в замечательный мир Математики.
Мама купила коробку кускового сахара. Дети съели верхний слой, состоящий из 77 кубиков сахара. Затем они съели боковой слой, состоящий из 55 кубиков. Наконец, они съели передний слой. Сколько кубиков сахара осталось в коробке?
Детская фабрика выпускает погремушки в виде кольца с надетыми на него семью белыми и тремя красными шариками. Сколько различных по цвету погремушек может быть выпущено?
На клетчатой бумаге ставятся натуральные числа по спирали, начало которой изображено на рисунке. На каких горизонтальной и вертикальной полосах окажется число 2007, если считать, что 1 стоит на пересечении первой горизонтальной и первой вертикальной полос?
: | : | : | : | : |
: | 7 | 8 | 9 | : |
: | 6 | 1 | 2 | : |
: | 5 | 4 | 3 | : |
: | : | : | : | : |
Два благородных крокодильчика начинают поедать с двух концов единичный отрезок по следующей схеме: первый со своего конца откусывает ? отрезка, второй со своего конца откусывает ? оставшейся части отрезка, затем первый откусывает ? остатка, второй откусывает ? остатка, и т.д. до бесконечности. Какую длину единичного отрезка съест каждый крокодильчик?
Малыш и Карлсон играют в такую игру: они берут шоколадку 1001х1001 и по очереди выкусывают из неё "по клеточкам" кусочки (не обязательно с краю): Карлсон - 2х2, Малыш - 1х1. Если не осталось ни одного кусочка 2х2, то все остальные кусочки достаются Малышу. Выигрывает тот, кто съест больше шоколада. Первый ход делает Малыш. Кто выигрывает при правильной игре?
Натуральные числа от 1 до 8 расставьте в кружки фигуры так, чтобы сумма чисел расположенных на каждой из пяти окружностей была одной и той же.
Магистр околоматематических наук Иксовский Игрек Зетович утверждает, что в правильный треугольник со стороной 13 можно поместить без наложений три равных квадрата со стороной 4. Прав ли магистр?
Как известно, две различные точки определяют единственную прямую. Сколько различных прямых определяют 25 точек, расположенных в узлах квадратной решетки 1х1 в форме квадрата.
Сколько квадратов можно насчитать на шахматной доске 8х8? Не торопитесь с ответом: их не 64, а намного больше.
Деду Морозу сшили мешок для новогодних подарков. Этот мешок был точно рассчитан на 12 тигрят и 15 слонят, или на 10 слонят и 30 мартышек, или на 45 мартышек и 18 тигрят. А на сколько одних только тигрят рассчитан этот мешок Деда Мороза?