Программа поддержки начинающего учителя

Разделы: Администрирование школы


Чтобы достойно реализовать проблемы времени, человеку, действительно, надо учиться на протяжении всей жизни, чтобы приобретать знания, умения и качества, которые необходимы для решения жизненных проблем, предвидения своих и чужих действий, последствий.

Учение как способ саморазвития человека- отличительное качество сегодняшнего дня. Человек, осознавший это и действующий в соответствии с этим императивом, ставшим его внутренним мотивом, - есть "герой нашего времени".

Всем известно определение человека как существа "понимающего". Но понимание не приходит само по себе, а формируется в результате определённой деятельности человека. Если говорить об учителе, то речь идёт о профессиональной деятельности.

Человек в отличие от муравья, пчелы не просто трудится, повинуясь инстинкту, а научается труду.

Характерным для 21 века должно стать определение человека как "существа учащегося".

Наше время требует от педагогов осознания того факта, что для решения комплекса жизненных проблем, профессионализма, как части жизненной деятельности, нужно не случайное обучение, а организованная форма овладения систематизированными знаниями, умениями, навыками и личностными качествами. Речь идёт о разработке программы поддержки начинающего учителя. Умение учиться, особенно для педагога, это сложный комплекс знаний и навыков, которым необходимо овладеть для вхождения в профессию и в процесс непрерывного самообучения.

Помимо определённых способностей к обучению и навыков самообразования, каждый обучающийся должен иметь ясное представление о процессе самообучения и своей роли, функциях, как участника этого процесса; о своих потребностях и возможностях в обучении (физиологических, психологических, временных, бытовых, производственных); целях своего обучения; возможных моделях, источниках, методах, средствах, программах обучения, организации процесса обучения. То есть каждый обучающийся должен быть в определённой степени разработчиком и технологом собственного обучения. Крупнейший теоретик и практик образования в России Н. К. Крупская отмечала, что человек, закончив определённый период обучения, " должен приобретать новые знания, чтобы свою деятельность делать более плодотворной. Каждый целесообразно работающий человек всю жизнь учится- учится от опыта других, учится из книги, которая помогает ему расширять свой горизонт и пользоваться опытом человечества, учится применять этот опыт человечества к своей работе".

Одной из причин нашего стремления к постоянному обучению является, как считают психологи, присущее человеку стремление к самосовершенствованию. Это стремление может быть неосознанным. Обычно оно выражается, проявляется или, говоря языком психологов, актуализируется, когда человек по каким-либо причинам не может осуществить своё желание. Именно тогда возникает потребность что-то предпринять, чтобы достичь своей цели. Если для этого надо узнать что-то новое, научиться чему-то, приобрести какие-то навыки, возникает ситуация, которую американский психолог Р.Дж. Хевигхерст назвал развивающей задачей - задачей по развитию личности.

Создание ШМУ

Школа молодого учителя работает на основе добровольности и заинтересованности. Неформальное общение в связи с главной учительской деятельностью, предполагающее обмен профессиональным опытом, обсуждение возможных программ, экспериментов, анализ достигнутого в обстановке, где должность не играет никакой роли, разработка сценариев различных дел - всё это и многое другое позволит молодому учителю быстрее преодолеть полосу вхождения "в успех" и в коллектив. Профессиональное общение по своей сути служит одним из важнейших источников формирования и развития учительских
способностей.

Педагогическое образование в современных условиях предполагает формирование специалиста, профессионально подготовленного к решению задач целенаправленного личностного развития учащихся. То есть его образование не может быть сведено к специальной подготовке к предмету.

В основу профессиональной готовности педагога, ориентированного на личную парадигму должно быть положено представление о педагогической деятельности, новая суть которой, в педагогическом овладении ситуацией развития личности.

Подготовка учителя, способного к реализации пакета современной реформы, предполагает следующие трансформации в сфере педагогического образования:

  • уточнение цели современного педагогического образования на различных его уровнях, профессиограммы учителя, ориентированного на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности;
  • фундаментализацию содержания профессионально-педагогического образования, включение в его структуру модели (возможно, различных моделей) личностно - развивающего образования и личностно-ориентированной педагогической деятельности как ориентировочных основ его профессионального саморазвития, отражение указанных основ в стандартах педагогического образования;
  • вооружение будущих учителей чётко критериальной основой, позволяющей оценить адекватность реализуемой ими педагогической системы целям формирования субъектно-личностного опыта воспитанника;
  • подготовка педагогов различных профилей к применению личностно-ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих изучение освоение, совместное с воспитанником преобразование поля его личностных проблем.

Задачи ШМУ:

  • удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им индивидуальную помощь в преодолении различных затруднений;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
  • помочь в освоении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс.

Особенности работы с молодыми педагогами.

Цель системы образования молодого педагога-формирование личности активно, компетентно и эффективно участвующей в решении задач модернизации образования. Эта цель достигается посредством решения следующих групп потребностей:

  • приобретение или усовершенствование профессиональных умений и навыков;
  • развитие собственной личности;
  • овладение культурными ценностями;
  • поддержание и улучшение здоровья.

Педагогическую культуру характеризует качество выполнения педагогической деятельности.

Что такое педагогическая деятельность? Это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, выступающее одновременно как основа его саморазвития и самосовершенствования. Педагогическая деятельность, как и любой другой аспект человеческой деятельности, имеет характеристики целеположенности, мотивированности и предметности. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является её продуктивность. Различают пять уровней продуктивности:

Минимальный (репродуктивный, непродуктивный): педагог умеет пересказать другим, что знает сам.

Низкий (адаптивный, малопродуктивный): педагог умеет приспособить своё сообщение к особенностям аудитории.

Средний (локально моделирующий, среднепродуктивный): педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам.

Высокий (системно моделирующий знания учащегося, продуктивный): педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, умений, навыков по предмету в целом.

Высший (системно моделирующий деятельность и поведение учащегося, высокопродуктивный): педагог превращает свой предмет в средство формирования личности учащегося, их потребности в самостоятельности, самообразовании, саморазвитии.

Необходимые педагогические умения:

1 .Видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять её в виде педагогической задачи.

2. Умения, отвечать на вопросы "чему учить" (концепции, технологии, ключевые идеи предмета, ОУУН и т.д.) "кого учить" -изучение отдельных психологических функций, уровня обученности и обучаемости, мотивация; "как учить" - дифференцированный подход(уровневый),организация индивидуальной самостоятельной работы и т.д.

3. Умение использовать психолого-педагогические знания, современный ППО, видеть сильные и слабые стороны своего труда, анализировать и обогащать свой опыт, разрабатывать программы самообразования и т. д.

4. Умения по постановке коммуникационных задач- реализация резервов партнёра по общению.

5. Умения, способствующие достижению высоких уровней общения (понять позицию другого, проявить интерес к его личности, создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого, владеть разными ролями в общении, быть готовым поблагодарить своего партнёра и т. д.).

6. Умения удержать устойчивую профессиональную позицию педагога, способного противостоять трудностям во имя социальной ценности профессии педагога, управлять своими эмоциональными состояниями, овладевать нормами педагогического мастерства, осуществлять творческий поиск и т. д.

7. Умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны, быть открытым поиску нового и т. д.

8. Умения определять уровень знаний учащегося, состояние деятельности, выявлять отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания и осуществлять индивидуальную и дифференцированную подготовку, стимулировать готовность к самообразованию и т.д.

9. Умения оценивать воспитанность и воспитуемость школьников, видеть личность учащегося в целом - что он говорит, думает и как поступает.

Тематика занятий для начинающих учителей

  • Методика и особенности тематического планирования;
  • Реализация в плане обучающих, развивающих и воспитывающих задач в процессе урока;
  • Развитие эмоциональной сферы учащихся в ходе учебного процесса;
  • Усиление мотивации через стимулирование познавательной, самостоятельной творческой деятельности учащихся;
  • Через предмет к культуре здоровья;
  • Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету;
  • Золотые крупицы педагогического опыта;
  • Активные методы обучения на уроке;
  • Тренинг средств внешней выразительности (педагогическая техника);
  • Взаимное посещение и обсуждение уроков;
  • Организация. дискуссии на уроке;
  • Дифференциация обучения на уроке;
  • Организация познавательной деятельности учащихся на уроке;
  • Выдача домашних заданий - наиболее сложный вид педагогической деятельности;
  • Управление тревожностью на уроке;
  • Проблемы дисциплины;
  • Оптимизация и управление успехом на уроке;
  • Начало урока: организационно-психологический момент как камертон урока;
  • Активизация учащихся в процессе изучения нового материала;
  • Изучение и использование новых методов, новых образовательных технологий в учебном процессе.

Тематика занятий в ШМУ Березовской СОШ

1 год обучения.

  1. Подготовка к уроку. Современные требования к уроку. (Приложение I)
  2. ТЦУ. (Приложение II)
  3. Элементы Л.ОО. (Приложение Ш)
  4. Педагогическая оценка и её значение. (Приложение IV)
  5. Валеологически обоснованный урок.
  6. Виды анализа. Самоанализ.
  7. Формы, методы, приёмы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс.
  8. Подведение итогов. Обмен опытом.

Приложение V.

Приложение VI.

Правила управления успехом на уроке.

1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.

2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддержать ученика.

3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.

4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

б. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности .Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.

8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

9. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный" смысл в слова и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть вкусными, красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

10. Наряду с цифровой развёрнутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребёнка.

11. Степень увлечённости учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.

12. Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность.

13. Если молодой учитель обострённо переживает свою неуспешность и, несмотря на значительные усилия, никак не может дать хороший урок, одним из известных способов оказать ему помощь является совместная с любым из администраторов школы подготовка серии уроков.

Критерии педагогической успешности.

1. Организация активно-познавательной деятельности на уроке.

2. Организация активно-игровой деятельности на уроке.

3. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

4. Организация успешной внеклассной работы по предмету.

5. Успешное ведение предметного факультатива.

6. Удержание и создание условий для деятельной дисциплины на уроке.

7. Гуманное дружелюбное внедрение педагогических требований в учебный процесс.

8. Рациональная организация деятельности учеников на уроке.

9. Умение дозировано, дифференцированно, интересно и эмоционально объяснять новый учебный материал.

10. Умение регулировать учебные нагрузки таким образом, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье детей.

11. Умение выдавать интересные, оригинальные, разные по уровню, домашние задания и владение технологиями их быстрой и качественной проверки.

12. Умение стимулировать и оценивать ученический труд.

13. Умение работать с педагогически запущенными и трудными учащимися.

14. Умение взаимодействовать с родителями и помогать им в воспитании детей.

15. Уменгие увлекать детей деятельностью, идеями, проектами, связанными с предметом.

16. Умение добиваться высоких знаний учащихся по предмету.

17. Умение в процессе преподавания предмета постоянно выводить в практико-ориентированный слой.

18. Умение отбирать наиболее интересные материалы, формы и методики проведения урока.

19. Владение методикой проведения различных типов уроков.

20. Работа по индивидуальной программе развития и творчества с одаренными детьми.

Самая главная цель для учителя - научиться работать с учащимися, вводя их в мир системных, усложняющихся задач, охватывающих достаточно широкое поле и позволяющих ученику видеть, ощущать, чувствовать, улавливать на уровне точного знания, интуиции явления и процессы, происходящие в мире. Не менее важно задуматься и поискать решение серьезной психолого- педагогической задачи: научиться осознавать, улавливать, что испытывает ребенок, что происходит с ним, когда он ищет, находит, выстраивает новые решения. Обсуждать с детьми пути поиска нестандартных решений, тех решений, к которым - о, чудо! - удалось прийти тебе, или волнующе романтические истории об открытиях и находках, совершенных великими людьми, и, наконец, вечная попытка понять великую тайну и великое чудо: как все это происходит!