Задачи: создать условия для
а) появления осознанного информационного запроса знаний о пластическом обмене; .
б) понимания учащимися значимости знаний в создании собственной картины мира.
Размещение учащихся группами - по ходу мастерской.
Оборудование:
а) информационный материал;
б) большой лист бумаги для каждой группы;
в) магнитная модель (или бумажная) для работы с группами - по ходу мастерской.
Данная мастерская соответствует учебной теме " Пластический обмен, биосинтез белка". На этапе Индуктора используется прием метафорических аналогий между предметами и явлениями, на первый взгляд несопоставимыми. Одно из этих явлений детям хорошо знакомо по их жизненному опыту, другое - является предметом изучения в рамках учебной темы. Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и, в конечном счете, обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
Сонастройка - взаимная настройка друг друга на изучение новой темы. Учитель: "Согласно народной мудрости - человек за свою жизнь должен обязательно построить дом, посадить дерево и вырастить сына".
Индуктор. - Вы планируете построить дом, и ваша первая задача - выяснить , что для этого нужно.(Группам выдаются листы, где они перечисляют все условия необходимые для строительства дома. )
Социализация. На доску выписываются все условия необходимые для строительства дома.
- Проект дома.
- Место для строительства.
- Строительный материал.
- Транспорт.
- Строители. (рабочие)
- А на какие этапы можно разделить строительство дома ?
Теоретический (разработка проекта, выбор места)
Практический (само строительство)
Вот теперь можно перейти к тому, ради чего было предложено это задание - к биосинтезу белка в клетке. Совокупность реакций биологического синтеза в клетке называется анаболизмом. Все многообразие свойств белковых молекул нашего организма в конечном счете определяется первичной структурой , т.е. последовательностью аминокислот.
Социоконструкция - задание выполняется в группе, с опорой на уже имеющиеся знания о органических веществах и органоидах клетки.
- Сравните, условия необходимые для строительства дома, предложенные вами, с органоидами и органическими веществами клетки и найдите аналогичные. С моделируйте процесс биосинтеза , аналогично процессу строительства дома. Через 1-2 минуты после начала работы учащимся выдаются информационные карточки с описанием функций тех или иных органоидов и органических веществ, чтобы их можно было включить в создаваемую модель.
Социолизация: защита готовых схем (моделей) у доски с сопровождением слайдами.
Афиширование: все работы вывешиваются на стенах кабинета, что позволяет учащимся мысленно возвращаться в пережитую ими мастерскую еще некоторое время.
Рефлексия: просьба к учащимся написать мини-рассказ от имени одной белковой молекулы. При написании мини-рассказа, учащиеся еще раз переживут весь ход мастерской, поделятся эмоциями и впечатлениями.
Приложения
Информационная карточка
Способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и
сохраняется ею в течение всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков. Одна молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков. Каждый участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называется геном. Каждый ген - участок двойной спирали ДНК, на котором содержится информация о структуре определенного белка. Молекулы ДНК растений и животных содержатся в хромосомах ядра и отделены ядерной мембраной от цитоплазмы, в которой осуществляется синтез белков на рибосомах. Из ядра в цитоплазму к рибосомам высылается и-РНК, считываемая по принципу комплементарности с ДНК под влиянием фермента РНК-полимеразы
Процесс списывания (считывания), или синтез РНК, называется транскрипцией (лат. "trans criptio" - переписывание).
Информационная РНК - однонитевая молекула, ее транскрипция идет с одной нити двунитевой ДНК. Длина каждой молекулы и-РНК в сотни раз короче нити ДНК. Синтез и-РНК на одной из нитей ДНК происходит по принципу комплементарности
Затем молекулы и-РНК направляются к рибосомам, на которых происходит синтез белка.
Туда же из цитоплазмы поступают аминокислоты, доставляемые т-РНК. Поскольку в построении белков участвуют 20 аминокислот, то существуют не менее 20 разных т-РНК. В ряде мест цепочки т-РНК имеются 4-7 последовательных нуклеотидных звеньев, комплементарных друг другу. Здесь образуются водородные связи. Образуется сложная петлистая структура, похожая на цветок клевера. У его верхушки расположен триплет нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК, их называют антикодонами. У ножки "листа клевера" находится участок, связывающий аминокислоту. Нуклеотидный состав кодовых триплетов т-РНК комплементарен нуклеотидному составу триплетов
и-РНК. Отдав аминокислоту,т-РНК покидает рибосому и присоединяет к себе следующую аминокислоту для транспортировки на рибосому. Операция трансляции занимает не более 1/5-1/6 с и полипептидная цепь удлиняется на одно звено.
Синтез белка в клетках идет с участием различных ферментов. С участием же ферментов происходит синтез и-РНК. Существуют особые ферменты, обеспечивающие захват и соединение аминокислот с их т-РНК, а в рибосоме работает фермент, сцепляющий аминокислоты между собой.
Любой процесс синтеза происходит с затратой энергии в виде АТФ: при расщеплении АТФ образуется энергия, необходимая для синтеза белков. Так, на образование ковалентной связи между т-РНК и "своей" аминокислотой затрачивается энергия одной молекулы АТФ.
Для увеличения производства белков и-РНК часто одновременно проходит по нескольким рибосомам. Такую структуру, объединенную одной молекулой информационной РНК, называют полисомой. На каждой рибосоме в этом случае синтезируются одинаковые белки.
Белки бывают разные:.
Гемоглобин | Эритроциты |
Инсулин | Гормон |
Фибриноген | Плазма крови |
Миозин | мышцы |
Коллаген | Соединительная, хрящевая, костная ткань |
Кератин | Ногти ,волосы |
Антитела | Лейкоциты, плазма крови |
Каталаза, пепсин, мальтаза | Ферменты |
Вещества и структуры клетки, участвующие в биосинтезе белка.
ДНК | Содержит информацию о структуре белка. Служит матрицей для синтеза белка. |
и-РНК | Переносчик информации от ДНК к месту сборки белковой молекулы. Содержит генетический код. |
т-РНК | Кодирующие аминокислоты и переносящие их к месту биосинтеза на рибосоме. Содержит антикодон. |
Рибосомы | Органоид, где происходит собственно биосинтез белка. |
Ферменты | Катализирующие биосинтез белка. |
Аминокислоты | Строительный материал для построения белковой молекулы. |
АТФ | Вещество, обеспечивающее энергией все процессы. |