Цели:
Ход урока
1. Организационное начало.
2. Чистописание.
Знания делают человека сильным.
У.Как вы понимаете смысл предложения?
У.Сегодня на уроке мы проверим, сильны ли мы в своих знаниях. Готовы?
3. Словарная работа.
На доске карточки со словами:
вьомокр аптасук урецог афотерлькт азербе
У.Расшифруйте слова и запишите. Какое слово "лишнее", почему?
Д.Морковь, капуста, огурец, картофель, берёза. "Лишнее" слово берёза, т.к. это дерево.
У.Что вы знаете о берёзе?
У.К какой части речи относится слово? Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?
(Об имени существительном).
4. Письмо по памяти.
На доске:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин
У.Назовите имена существительные с безударной гласной в корне слова.
Вспомните, как проверить безударную гласную в корне.
У.Как определить род имён существительных? Определите род имён существительных.
5. Игра "Кто быстрее"
У.Вставьте пропущенные буквы и определите род имён существительных.
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
г..зета | к..ртина | р..бота |
с..довник | к..пуста | п..нёк |
..кно | т..рпенье | в..рень |
пом..щь | гол..с | зв..рёк |
г.лубка | л..нейка | р..са |
ключ.. | тиш.. | стриж.. |
з..мля | цв..ток | в..сток |
(Один ученик вставляет букву, другой объясняет орфограмму).
У.Есть ли здесь "лишние" слова. Если да, то, какие и почему?
У.Что вы знаете о правописании ь знака после шипящих?
У.Так какую роль выполняет ь знак в данных словах?
6. Разделите слова на две группы, исправляя ошибки.
Ключ, тиш, ноч, карандаш, луч, мыш, рож, помощ, малыш, молодеж, стриж, этаж, товарищ.
У.Сделайте вывод о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных.
7. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
(И.п.: сидя на стуле. Медленно поднимаются)
Поднимаем руки мы по команде: раз!
(Поднимают руки через стороны вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивают вправо - влево)
Опускаем руки мы по команде: два!
(Руки через стороны медленно опускают вниз)
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими влево - вправо)
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз).
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
(Развести руки в стороны: взмахивая руками, как крыльями)
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад.
(Неглубокое приседание. Руки заводят назад за спину, соединяя ладони вместе).
8. Повторение.
У.Имя существительное - важнейшая часть речи.
Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям ученых существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать всё то, что его окружает.
8.1. Работа над предложением.
Лунное сияние освещает землю. - 1 вариант
На востоке алеет заря. - 2 вариант
У.Разберите предложение по членам предложения.
Назовите имена существительные. Чем чаще всего бывает выражено в предложении подлежащее? Какую работу выполняют служебные части речи? Назовите служебные части речи, если они есть в этих предложениях.
9. Домашнее задание: написать три предложения и разобрать их по членам предложения и по частям речи.
10. Итог урока.
У.Чему учились на уроке?
Что вы вспомнили об имени существительном?