Цель урока:
- повторение и обобщение знаний о силах в природе;
- выявление качества и уровня овладения знаниями;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности;
- развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной;
- развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Оборудование:
- шарик с нитью,
- динамометр,
- брусок деревянный,
- грузы с двумя крючками - 2 шт.,
- лист наждачный,
- пружины - 2 шт.,
- штативы.
Оснащение:
- пульт преподавателя,
- дистанционные пульты учащихся (15 шт.),
- инфракрасный приемник,
- CD-ROM с ПО VERDICT 1.2.
Пояснительная записка: в начале урока ставится учебная задача и проводится краткий инструктаж по ее выполнению. На экране высвечивается таблица с заданиями (Приложение1, слайд 3). Учащиеся должны заполнить таблицу в тетрадях в процессе урока в течение 17-18 минут. Далее, все демонстрации, выводы формул, короткие презентации выполняются самими учащимися. Учитель только корректирует материал, предоставляя интересную дополнительную информацию в форме презентации. По завершении работы над таблицей 1-2 ученика по выбору учителя зачитывают сделанные ими записи в тетрадях на оценку. Предлагается тестовое задание в закрытой форме на 15 минут. Тесты составлены из 10 контрольных заданий. Каждое задание представляет собой окно на экране, в котором имеются возможные варианты ответов, а также содержатся кнопки голосования. Учащийся выбирает ответ, нажимая соответствующую кнопку на своем пульте. Используемая система голосования VERDICT 1.2 позволяет после прохождения всех заданий оценить уровень знаний каждого ученика и всего класса в целом.
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин).
Сообщается цель и структура урока ((Приложение1, слайд 1, 2).
Учитель. На прошлых уроках мы изучили все силы, которые могут возникать в природе.
Сегодня на уроке мы приведем в некую систему полученные знания, а также, с помощью системы голосования, выявим качество и уровень ваших знаний.
2. Индивидуальный опрос (17-18 мин).
Вашему вниманию предоставляется таблица, ((Приложение1, слайд 3), которую вы должны заполнить. Слева указаны задания. В классе мы ответим на часть заданий, а на остальные вопросы вы ответите дома. На выполнение работы дается 17 минут.
Учащиеся сами выходят к доске демонстрируют и объясняют опыты, показывают свои презентации, рассказывая о той или иной силе, остальные внимательно слушают, делая записи в тетрадях ((Приложение1, слайды 4, 5, 6).
3.Тестовая проверка знаний (15мин.) ((Приложение1, слайд 7)
А теперь, используя систему голосования, получим самую достоверную информацию о ваших знаниях по пройденной теме. Вам дается тест, состоящий из 10 вопросов. На доске, в верхней части экрана, вы видите вопросы и возможные ответы на них. Нижняя половина экрана отведена ответам. Красный кружок означает, что вы ответили на вопрос, серый - ответ недействителен. Пиктограмма (большой палец) появляется в тот момент, когда вы нажимаете кнопку на своем пульте. В правой части экрана появляется таймер, показывающий время, отведенное для ответов. Ваша задача - выбрать ответ и нажать кнопку на своем пульте, направив его на инфракрасный приемник. На задание отводится 15 мин.
Анализ результатов тестирования (5 мин).
Проводится на основе аналитического отчета, выдаваемого Системой голосования на экран. Выдается информация о нерешенных или неправильно решенных заданиях с указанием фамилий учеников, которые не выполнили или допустили ошибки в ответах. Представлен анализ успеваемости всего класса и каждого ученика в отдельности. При выставлении суммы баллов для каждого ученика система голосования учитывает уровень сложности вопроса, время обдумывания на ответ. Использование системы голосования организует учеников, учит сосредоточенности.
Подведение итогов урока (2 мин).
Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению (1 мин) ((Приложение1, слайд 8).
Тестовые задания
1. Закон Гука формулируется следующим образом. При упругих деформациях:
а - сила упругости пропорциональна абсолютному удлинению и направлена противоположно смещению частиц тела;
б - сила упругости пропорциональна квадрату удлинения тела;
в - при малых удлинениях сила упругости пропорциональна абсолютному удлинению;
г - сила упругости пропорциональна абсолютному удлинению и сонаправлена со смещением частиц тела;
2. Если расстояние между Землей и Луной возрастет в два раза, то сила гравитационного взаимодействия:
а - уменьшится в 2 раза;
б - увеличится в 2 раза;
в - увеличится в 4 раза;
г - уменьшится в 4 раза.
3. Ускорение свободного падения:
а - максимально на экваторе;
б - максимально на полюсах;
в - везде одинаково;
г - максимально в центре Земли.
4. Вес тела в центре Земли:
а - равен 0;
б - равен бесконечности;
в- в 9,8 раза больше, чем на поверхности;
г -в 9,8 раза меньше, чем на поверхности.
5. Тело массой m находится в ракете, которая поднимается вверх с ускорением 5g. Вес тела равен:
а - 5mg
б - 6mg
в - 4mg
г - mg
6. Поезд массой 1000т движется по горизонтальному пути. Сила тяги паровоза 600 кН. Коэффициент трения 0,005, g=10 м/с2. Ускорение, с которым движется поезд, равно:
а - 0,6м/с2;
б - 1 м/с2;
в - 0,55м/с2;
г - 0,5м/с2.
7. Ведро с водой равномерно вращается в вертикальной плоскости. Вода не выливается в верхней точке потому что:
а - сила тяжести и реакция опоры обеспечивают центростремительное ускорение;
б - реакция опоры уравновешивает силу тяжести;
в - реакция опоры обеспечивает центростремительное ускорение;
г - среди ответов нет правильного.
8. Как изменяются вес и масса тела при переносе его с полюса на экватор?
а - вес изменяется, масса постоянна;
б - вес и масса изменяются;
в - вес не изменяется, масса изменяется;
г - и вес, и масса уменьшаются.
9.Вес тела, измеренный на пружинных весах, находящихся внутри спутника Земли:
а - равен весу тела на Земле;
б - больше, чем вес тела на Земле;
в - равен нулю;
г - меньше, чем вес тела на Земле.
10. К телу под прямым углом друг к другу приложены две силы 6Н и 8Н. Под действием этих сил тело движется с ускорением 0,5 м/с2. Масса тела равна;
а - 200 кг;
б - 20 кг;
в - 10 кг;
г - 100кг.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а + + + + б + + + в + + г +
ЛИТЕРАТУРА.
- Капельян С.Н., Джилавдари И.З., Инсарова Н.И. "Тестовые задачи по физике.Механика"-Минск.: "ТетраСистемс", 2002.
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной.- М.:УЦ "Перспектива", 2000.
- Шаталов В.Ф. и др. "Опорные конспекты по кинематике и динамике" - М.: "Просвещение", 1989.
- Горлова Л.А. "Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике"-М.: "ВАКО", 2006.