Урок 1
Основные задачи урока:
Сформировать у учащихся четкое представление о применении уравнения касательной к графику функции к решению прикладных задач, а именно: вычисления приближенных значений функции. Добиться приобретения и закрепления навыков применения формулы для вычисления приближенных значений квадратных корней и степенной функции. Развить на основе изучения примеров и решения упражнений из учебника
вычислительные навыки и логическое мышление учащихся.
Содержание урока.
- I этап. Вывод формулы для вычисления приближенных значений функции – 10 мин.
- II этап. Отработка применения выведенной формулы учащимися – 10 мин.
- III этап. Вывод учащимися формул для приближенного вычисления значений функций у=
и у=
и применение их к решению упражнений – 15 мин. - IV этап. Обучающая самостоятельная работа (тест), проверка первичного усвоения формул – 10 мин.
Ход урока.
На доске

1. Вводная часть. На одном из предыдущих уроков было выведено уравнение касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой
.
Объяснение по графику и записи на доске: Каково взаимное расположение точек графика функции и точек касательной вблизи точки касания с абсциссой
? (Ответ: очень близко расположены). Что это означает? Если функция y= f(x) дифференцируема в точке
, то значения функции в точках из окрестности точки
очень мало отличаются от значений функции, задающей уравнение касательной, и для всех значений х из окрестности точки
можно записать: f(x)≈
. Поскольку
x, можно записать
f(x)≈
x (1)
Как эта формула применяется? Пусть дана функция f(x)=
+3
-
и надо найти её значение при х=2,03. Заметим, что при х = 2 легко вычислить f(2)=
= 77.
Применяя выведенную формулу, получим: (далее все выкладки на доске записаны с помощью учащихся) f(x)=f(2,03), ![]()
=
=5·
x= х-
= 2,03-2 =0,03;
f(2,03)=77+172·0,03=77+5,16=82,16.
Если произвести вычисления на калькуляторе, то получается f(2,03)=82,297634. Как видим, приближенное значение, полученное при помощи формулы, очень мало отличается от точного значения функции в данной точке.
2. Далее следует отработка метода вычисления значений функции на примере из учебника
№261 (в), при этом обсуждается выбор значения
и записывается вычисление значения
x.
3. Выведенную формулу можно применять не только для вычисления значений многочлена, но и для нахождения приближенных значений любой функции, дифференцируемой в точке
Рассмотрим функцию y=
. Она дифференцируема на всей области определения, кроме x= 0, т.е. при x> 0. Поэтому можно найти приближенное значение
, используя формулу (1).
Как выбрать значение
Чтобы можно было найти точное значение
, и
мало. Ясно, что
= 2.
)'=
,
=
=
=
x= 4,08 – 4 = 0,08. Итак, получим: f(4,08
≈
x=2+
·0,08=2,02.
При выполнении вычислений в практических заданиях по физике и химии часто приходится находить значения функций y=
и у=
для значений аргумента, близких к 1. Выведем формулы для вычисления приближенных значений этих функций с помощью формулы (1).
Какие этапы необходимо выделить? Из формулировки задания ясно, что
, y=
и у=
.
Затем надо найти
и
,
xдолжно войти в запись формулы. Задание дано по рядам:
1-й и 3-й ряды работают с функцией y=
а 2-й ряд – с функцией у=
При работе можно использовать примеры 1 и 2 на стр. 132 учебника
. Результаты вычислений записать в таблицу. На доске одновременно с выделением этапов работы появляется таблица для заполнения:
1-й и 3-й ряды: |
|
|
2-й ряд: |
f(x)= |
|
|
f(x)= |
f( |
|
|
f( |
|
|
|
|
|
|
|
|
f(1+ |
|
|
f(1+ |
Решить примеры № 263 (а) |
|
|
№ 262 (а) |
После самостоятельной работы с учебником к доске вызываются учащиеся (по одному от каждого варианта), таблица заполняется и выделяются на доске окончательные формулы:
≈ 1+
x и
≈ 1+ n
. /формулы (2) и (3).
Затем с другой парой учащихся проверяется решение №№263 (а) и 262 (а) по их записи на доске.
Следующий момент закрепления материала - рассмотрение задания, в котором значение аргумента не является близким к 1, но легко приводится к этому случаю:
(№263(б)) и №263(в), где
<0.
4. Самостоятельная работа в форме мини-теста.
Учащимся раздаются листочки, на которых записаны буквы, соответствующие трём вариантам ответов. После выполнения вычислений в тетрадях учащиеся отмечают букву получившегося у них ответа и сдают листок учителю. Ответы подобраны таким образом, что учитель успевает за перемену определить характер ошибки каждого ученика.
Задание теста: вычислить с помощью формулы (1)
1 вариант. |
|
|
2 вариант. |
1) |
|
|
1) |
Варианты ответов: А. 0,99979 |
|
|
А. 1,000149 |
Б. 0,9998 |
|
|
Б. 1,00015 |
В. 0,998 |
|
|
В. 1,0015 |
2) |
|
|
2) |
Варианты ответов: А.1,15; |
|
|
А. 0,996; |
Б.1,016 |
|
|
Б. 0,958; |
В.1,015 . |
|
|
В. 0,96 . |
Урок 2.
Основные задачи урока: Добиться усвоения всеми учащимися основных вопросов теории на уровне программных требований. Закрепить полученные умения и навыки решения основных типов задач. Провести контроль усвоения материала.
Содержание урока:
- I этап. Обсуждение результатов тестирования, анализ допущенных ошибок – 2 мин.
- II этап. Применение выведенной формулы для функции y=
в случае n<0, решение упражнений – 7 мин. - III этап. Обучающая практическая работа (в группах) – 18 мин.
- IV этап. Подведение итогов урока, домашнее задание – 3 мин.
- V этап. Проверочная самостоятельная работа – 15 мин.
Ход урока
1. Объявление результатов тестирования, разбор правильных решений:
1 вариант.
1)
=
≈ 1 -
·0,0004 = 1 – 0,0002 = 0,9998;
2)
=
1+50·0,0003 = 1 + 0,015 = 1,015.
2 вариант.
1)
=
≈ 1 +
·0,0003 = 1 + 0,00015 = 1,00015;
2)
=
≈ 1 + 20·(-0,002)= 1 – 0,04 = 0,96.
2. Рассмотрим ещё одно применение формулы
≈ 1+ n
для n<0.
Обсуждается пример 3 на стр.132 учебника [1].
Формула для нахождения производной степенной функции была доказана для целых значений n, значит, формула (3) может быть применена для n<0.
Решим № 266(а,б) учебника. Для решения к доске приглашаются учащиеся, допустившие ошибки при выполнении заданий теста, к обсуждению хода решения привлекаются учащиеся на местах.
3. Практическая работа.
Так как функции y =
дифференцируемы для любого действительного значения аргумента, можно применить метод приближенных вычислений и для нахождения значений этих функций, а для функций тангенс и котангенс – для всех x из области определения каждой из них.
Вычислим приближенное значение
°. Так как 1° - величина, близкая к 0, рассмотрим значения функции y =
в окрестности точки
= 1°- 0 = 1° =
; f(
)=
;
= (
'=
;
=
Итак,
°≈
x = 0 + 1·
x =
. 𝝅 ≈ 3,1416…;
Поэтому
°≈ 0,017453.
Отметим еще раз этапы выполнения практической работы.
1) Определить
так, чтобы можно было легко вычислить f(
), т.е «табличное» значение тригонометрической функции.
2) Найти
x.
3) Вычислить f(
).
4) Найти
.
5) Подставить полученные значения в формулу (1).
Выясняем с классом, что в № 265 учебника значения
x уже выделены в самом задании.
Учащиеся класса заранее разделены на 4 группы, каждая группа получает задание:
1 группа: № 264 (б), 265 (в);
2 группа: № 264 (а), 265 (б);
3 группа: № 264 (в), 265 (г);
4 группа: № 264 (г), 265 (а).
Через 3 – 5 минут после начала работы учитель подходит к каждой из групп, выясняет, какие встречаются затруднения, на каком этапе выполнение задания. В ходе собеседования с группами проверяется наличие у каждого учащегося наличие в тетради полной записи решения.
После проверки выполнения работы всеми группами объявляются результаты работы, анализируются наиболее распространенные ошибки.
4. Подведение итогов урока, домашнее задание: п.20 учебника, №№ 261(а,б), 263 (г), 266(в,г).
5. Проверочная самостоятельная работа по дидактическим материалам [2], варианты 1 – 8 (с учетом уровня усвоения материала учащимися).
Список литературы.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др. - 9-е изд. - . М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000.
- С.М.Саакян и др. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10 класса. М.: Просвещение 2001.