Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель и задачи:

  • Формировать и углублять у учащихся экологические знания о влиянии растений на окружающую среду; о влиянии человека на растительность; развивать понимание необходимости охраны и воспроизводства растительного мира;
  • Закреплять желание знать интересные лекарственные особенности растений встречающихся вблизи жилья человека.
  • Отмечать особенности ядовитых растений; добиваться умения отличать их в природном сообществе.
  • Продолжать поддерживать желание учащихся знать и беречь природу родного края.
  • Применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать речь учащихся;

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ:

Мы сегодня проводим устный журнал. В журнале, мы надеемся найти что - то новое и интересное для себя. Перелистывая его, к нам как бы сходят со страниц его герои, оживают события.

В нашем журнале есть и интересное и познавательное. Перелистывая его, мы сами оживим страницы своим присутствием и действием.

А открывает большую тему: "Растения рядом с нами", первая страница: "Растения и окружающая среда". Из которой мы узнаем о влиянии растений на окружающую среду и необходимости охраны растений.

Презентация.

I СТРАНИЦА:"РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА". (слайд презентации № 3")

1. Влияние растений на среду;

2. "Растения под охраной";

1. (На листе ватмана нарисован контур дерева, по мере сообщения о влиянии растений на среду, лист заполняется стрелками с надписями о влиянии; сообщения заранее готовятся учащимися).

1 учащийся:

  • Выделение защитных веществ - фитонцидов.

-*/ой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами. Такие вещества называют - фитонцидами.

Для очищения воздуха закрытых помещений используют комнатные растения. Очень хороши в этом отношении бегонии, герани, хлорофитум, колеус.

Сосновый лес выделяет фитонцидов, столько, что их обеззараживающие действие приравнивается к стерильности операционных и даже выше.

Издавна человек использует растения для борьбы с болезнями - шалфей.

2 учащийся:

  • Поддерживание равновесия в атмосфере.

Растения поддерживают равновесие в атмосфере, особенно трех веществ: О2, С, N (кислорода, азота и углерода). Есть данные, что 1 га леса в год, способен поглотить 10 тон СО2, за час этот - же участок поглощает СО2 столько, сколько выдыхает 200 человек.

Лес сбрасывает листву, хвою, куски коры, сучья. Все это попадает в почву, с помощью бактерий превращается в органическое удобрение.

3 учащийся:

  • Выделение кислорода.

Растения выделяют в окружающую среду кислород, который необходим для дыхания и жизнедеятельности животных, человека, растений, микроорганизмов.

За 1 год 1 га леса выделяет 10 - 20 тон О2. весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 200 лет.

4 учащийся:

  • Поддержание минеральных веществ в почве. 

Растения в процессе жизнедеятельности как бы изымают минеральные соли и возвращая их обратно, постоянно поддерживают их присутствие в почве, что очень важно для ее плодородия.

5 учащийся:

  • Улавливание пыли из атмосферы.

Растения улавливают пыль из атмосферы. Маленькая листовая пластинка за летний период, способна уловить 3 - 4 кг пыли.

6 учащийся:

  • Образование полезных ископаемых и почв.

Растения участвуют в образовании полезных ископаемых и почв.

7 учащийся:

  • Водоохранное значение.

Растения поддерживают гидрологический режим рек. Лесные полосы защищают водные источники от загрязнения стоковыми водами.

8 учащийся:

  • Лес - среда обитания животных.

Лес среда обитания животных и самих растений.

9 учащийся:

  • Рекреационное значение.

Лес - это защита города, любого другого населенного пункта от пыли, шума, место отдыха населения, эстетическое наслаждение.

10 учащийся:

  • Влияние на климат.

Лес смягчает климат, делает его, более влажным дает большую облачность и значит больше осадков. Ослабляет резкое колебание температур, смягчает влияние холодных ветров и суховеев.

2.) (использовать слайды презентации с №4 по №10, "Растения под охраной )

УЧИТЕЛЬ:

Но окружающая среда тоже оказывает влияние на растения. А больше всего оказывает влияние человек - вернее его деятельность(антропогенный фактор). Человек строит дороги, фабрики, заводы, распахивает поля, вырывает растения и это все влияние отрицательно на любые природные биоценозы. И как результат - растений становится меньше, и они нуждаются в охране. Создаются заказники, заповедники Красные Книги.

Многие растения растут в окрестностях нашего села и стали редкими, нуждаются в охране.

Это такие растения как: ("Растения под охраной" презентация, слайды презентации № 4 по №10)

II СТРАНИЦА: "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ". (слайд презентации №11)

1.Заочная экскурсия (инсценировка);

2. Фитоотдел.

1. (У выступающих рисунки лекарственных растений, о которых они говорят).

ВЕДУЩИЙ:

А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию. Проверьте, все ли в сборе, все ли мы взяли с собой, и в путь.

Среди обычных растений, которые растут в лесах, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.

Ой, мы еще далеко не ушли, а я уже ногу натер. Наверно придется возвращаться назад.

И совсем не обязательно, нам поможет подорожник. (показ рисунка растения; Приложение №1: "Подорожник"). Подорожник друг путешественников и туристов. Это растение из семейства подорожниковых. Встречается на обочинах дорог. Листья широкие, яйцевидные до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий, густой колос.

Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натерли ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит.

ВЕДУЩИЙ:

Ну, как, стало легче? Тогда идем дальше! История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В России, лекарственные травы стали широко применяться в 17 веке, лекарственные травы разводили в аптекарских огородах - садах.

Подождите, я, кажется, поранила ногу о сук, и у меня идет кровь из раны.

А вот растение, которое нам поможет. Это тысячелистник обыкновенный. (показ рисунка; Приложение №2: "Тысячелистник обыкновенный"). Сок тысячелистника применяли на Руси еще в 15 веке, как ранозаживляющее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые убивают многие бактерии.

ВЕДУЩИЙ:

Нам нужно отправляться дальше. Но, кажется, небо затягивается тучами и идет дождь. Очень плохо, мы все рискуем промокнуть и простудиться.

А, я, кажется, знаю, как избавиться о простуды. Посмотрите - это самое обыкновенное растение - ромашка.(рисунок растения; Приложение №3: "Ромашка аптечная"). Ромашка аптечная содержит эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают - 15 минут. И пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спалось.

А, я, знаю замечательное средство от бессонницы. Это одуванчик.(рисунок растения; Приложение №4: "Одуванчик"). Заготавливают корни одуванчика осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают - 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды. Настой обладает жаропонижающим действием.

ВЕДУЩИЙ:

Ну вот, мы и побывали на экскурсии, а сейчас возвращаемся домой. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.

2.Фитоотдел.

(на столе заранее приготовлена выставка семян, плодов, листьев, корней лекарственных растений; все это разложено в специальную посуду и снабжено этикетками. Можно использовать: плоды черемухи, боярышника, рябины черноплодной, шиповника, тысячелистник, подорожник. А также можно использовать аптечные сборы или косметические средства на основе растений обладающих омолаживающим, защитным действием.)

УЧИТЕЛЬ:

Заочная экскурсия принесла нам знания, и мы успели собрать растения для нашего фитоотдела.

III СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (слайд презентации №12)

1. "Суд над сорными растениями". (по материалам Т.В.Матросовой "Вечера и праздники юннатов", стр.47, г.Благовещенск, 1994г.) :

(заранее готовятся места для театрализованного действия, таблички с именами действующих лиц, соответствующие атрибуты)

Секретарь:-Встать, суд идет!

Судья: - Прошу садиться. Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай.

Секретарь:-Ввести подсудимых: Марь, осот, Полынь.

Судья: -В нарушении обвиняются Осот, полынь и Марь. Есть показания, что Осот перехватывает удобрения, культурные растения страдают. Марь создала в земле целый "банк семян"и дает массовые всходы, мешает расти зерновым и еще вместе с Полынью, Марь заселяет обочины полей и оттуда совершает набеги на поля. Они вредят культурным растениям уже более 10 тысяч лет.

Секретарь:-Представляется слово потерпевшим. Главному агроному - господину Высевалову, бригадиру - господину Засыпалову, главному агроному - господину Наплевалову.

Судья: - Господин Высевалов, вам слово.

Высевалов:-Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения.

Судья: - Слово господину Засыпалову.

Засыпалов:-Нет покоя от Мари. Трактористы без конца культивируют то картошку, то кукурузу, а Марь все всходит и всходит.

Судья: - Слово Наплевалову.

Наплевалов:-Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей. Но сорняк все растет, не говоря о Мари.

Судья: - Слово осоту.

Осот: - Это не правда. Они сами виноваты. Нарушили сроки вспашки, у комбайна не отрегулированы заслонки, и мои семена разносятся ветром. А удобрения я сначала спрятал в свои корневища, а потом вернул обратно. А еще я доставал минеральные удобрения из глубины. Если бы не нарушали агротехнику меня не было бы так много. Сами меня развели.

Судья: - Слово Мари.

Марь: - И я не виновата, и меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву. Они потом 20 лет в земле лежат. Сами запустили поля - накопили семян.

А меня и обвиняет. Травы многолетние надо сеять. Я бы не росла.

Судья: - Слово полыни.

Полынь: - А меня просто оклеветали. Я расту не на поле, а вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. Когда расту, я почву от пыли закрываю. Потом, года через 2-3 я сама освобождаю место луговым травам.

Судья: - Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны. Они повинны в том, что мы не добираем с полей до 20 - 30 % урожая. Поля должны быть чистыми от них. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват.

Судья: - Слово представляется адвокату.

Адвокат: - Мы слышали много обвинений в адрес сорняков. Но есть обстоятельства, которые надо учесть. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но он не уносил их с полей, а запасал в корневище, которые перегнивая, отдавали эти удобрения. Там где рос осот, удобрения не вымывались дождями, не попадали в озеро.

- Марь - развивалась так потому, что у нее имеется "банк семян". Но в этом виноват агроном Наплевалов, давал указания пахать с оборотом пласта и семена, выходя на поверхность, вынуждены были прорастать. Товарищ Наплевалов заставляет перепахивать обочины и расселяет Марь. Если этого не делать, то вместо Мари будут расти Полынь, а это растение наоборот полезно. Их можно косить на силос. Потому я считаю, что подсудимые не виноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.

Рожь:-Прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долгое время была сорняком? Я засоряла поля, потом на меня обратили внимание. Меня не уничтожали, а ввели в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь, как следует, может быть, они не виноваты.

Судья: - Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые, а также свидетели и признает Осот, Марь и Полынь невиновными. Обвиняемые Марь, Осот, Полынь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить.

IY СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. (слайд презентации № 13)

За правильный ответ выдается жетон, затем считается количество и награждается.

1. Никто не пугает, а они все дрожат? (листья осины)

2. Летом одевается, а зимой раздевается? (дерево)

3. Среди лета - метелица, снег летит и стелится? (тополь)

4. Белотелая девица солнце вовсе не боится. Конец лета, а загара нет? (береза)

5. Шуба вся ежовая. Служит век как новая? (хвоя сосны, ели)

6. Что может заменить мясо среди растительного мира? (грибы)

7. Какое растение может заменить вату и йод? (мох сфагнум)

8. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, брусники)

9. Какое растение называют другом пешеходов, туристов? ( подорожник)

10. Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? (растут где больше тени)

V СТРАНИЦА:"ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ".

(по материалам: "Биология в школе", 1998 №2,стр.73 "Опасные кустарники", Н.М.Ключникова, С.К.Пятунина)

1-й: С понятием "ядовитые растения" у нас, как правило, ассоциируются травы. Но оказывается опасными, могут быть и кустарники.

В широколиственном и смешанном лесах нельзя не заметить бересклет бородавчатый (Приложение №5). Ветви этого кустарника особенные: они имеют темно - зеленый цвет и покрыты множеством мельчайших бугорков, точно усеянных бесчисленными бородавочками, благодаря которым и получило свое название. Цветки у него неказистые, тусклые, коричневатой окраски. Но в начале осени бересклет привлекает внимание оригинальными плодами - подвесками. Точно яркие красочные серьги свешиваются они с веток на длинных ниточках. Окраска их пестрая и красивая - сочетание розового, оранжевого и черного цветов. Так и хочется попробовать на вкус! Нельзя! Ядовитые вещества, содержащиеся не только в плодах, но и в коре кустарника, замедляют работу сердца, вызывают расстройства желудка и кишечника.

2-й: В лесах, расположенных недалеко от населенных пунктов, довольно обычны бузина черная и красная (Приложение №6). Родина этого растения - Западная Европа. А у нас, его специально разводят возле жилья из - за ароматных цветов и ярких нарядных плодов. Ядовиты, хотя и незначительно, листья и цветки бузины, но особенно - незрелые плоды. А именно они и привлекают детей во время игр. Если такая "горошина" попадет в желудок, т через некоторое время заболит и закружится голова, может начаться рвота. Правда, растение заранее "предупреждает" об опасности неприятным запахом листьев и плодов.

3-й: "Волчьи ягоды". Предостерегающим бывает и название растения, причем чаще всего не научное, а народное. Многие несъедобные, иногда и действительно ядовитые плоды в народе называют "волчьими". Так уж повелось, что волк почти во всех сказках - отрицательный герой. Поэтому из поколения в поколение и говорят "волчьи ягоды", чтобы дети боялись и не ели их. При этом "волчьими" чаще всего называют красноватые плоды жимолости (Приложение №7), но иногда и черные ягоды крушины (Приложение №8). Эти растения можно встретить не только в лесу, Но и в парке, и в вашем дворе. Разные виды жимолости разводят как декоративные из - за красивых цветков. Почему же с одной стороны красивые, а с другой - "волчьи"? Да потому, что в их плодах содержатся ядовитые вещества, которые при попадании в организм человека вызывают рвоту, расстройство кишечника, судороги. В литературе описан случай отравления маленького мальчика, который съел всего несколько ягод крушины ломкой. У него через 4 - 5 часов появились головные боли, головокружение, потеря сознания, судороги. Особенно опасны незрелые плоды, содержащие больше ядовитых веществ, и семена, в которых обнаружена синильная кислота (сильный яд).

4-й: А вот кора крушины ломкой используется как слабительное средство. Однако в свежесобранном виде ее применять нельзя, так как она раздражает слизистую оболочку желудка, вызывает тошноту и рвоту. Существует в природе растение названное учеными - ботаниками волчеягодник (Приложение №9). Один из видов его (а их 18) - волчеягодник обыкновенный, красивый, но очень ядовитый кустарник - встречается в лесах Европейской части СНГ, в Западной Сибири и на Кавказе. Волчеягодник цветет ранней весной, в апреле, розовыми цветками, похожими на сирень. Красивы плоды - овальные ярко - красные костянки. Но красота их обманчива. Химические исследования показали, что во всех частях растения содержится желто - бурая смола острожгучего вкуса. Именно она обуславливает сильное раздражающее действие волчеягодника, особенно его коры, за что в народе его прозвали "волчье лыко". Опасно не только жевать кору или пытаться оторвать зубами ветку. Даже простое прикосновение к коре (особенно влажной) может привести к печальным последствиям.

5-й: Кора и сок растения вызывают на коже и слизистых оболочках сильное раздражение, способствуют образованию язв и нарывов. Известны случаи тяжелого отравления детей, поевших красивых сочных плодов, в которых содержится много ядовитых веществ. При этом наблюдаются жжение во рту, рвота, расстройство кишечника, головокружение и судороги. При переедании может наступить смерть. Так что пусть не обижается серый волк: возможно, услышав его имя в названии растений, дети не станут, есть такие красивые, но ядовитые ягоды