Цель: воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранить его как бесценную сокровищницу, восстанавливать утраченные традиции семьи.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Оборудование: готовиться экспозиция "Возвращение к истокам:"
Экскурсовод: Уважаемые слушатели! В последние время много внимания уделяется проблемам духовности молодежи. Поэтому сейчас мы обратились к тому, о чем не заслуженно умалчивалось.
Провели исследовательскую работу по теме "Возвращение к истокам:", под девизом "Сохраним то, что дорого и свято".
Для этого, группа учащихся 9а класса встретились с семьей Егоровых и Малаховых и провели с ними беседу, в ходе которой выяснилось, что на территории села Александровского существовал красивый пятиглавый храм, но в пятидесятые годы его разрушили.
- Куда делись иконы?
Экскурсовод: Оказывается их, сохранили простые люди и передали в действующую современную церковь. Сейчас мы отправимся в прошлое.
Каждому человеку нужно знать и чтить свои истоки. Это дань благодарности, дань памяти каждой семьи, так как икона была самой большой реликвией в каждой семье. С иконой встречали рождение ребенка, благословляли в другую семью, провожали в последний путь, кроме того не было дня, чтобы не обращались к иконе.
Ученик:
Икона - один из величайших памятников мировой культуры и принадлежит она к культурному наследию человечества, влияние на жизнь и нравственные принципы христианского народа неоспоримо. Копии иконы имеет каждая семья. Это священно. И потому, что она не читается, не расшифровывается, она становится еще более священной, а многие даже не догадываются, какая поэзия, какая философия, какая глубина мысли скрывается за содержанием иконы. История многих икон нашла отражение в творчестве П. И. Чайковского, А. К. Толстого. (Об этом скажем в течение нашей экскурсии)
Ученица:
Мира Заступница, Мате Всепетая!
Я пред Тобою с мольбой;
Бедную грешницу, мраком одетую
Ты благодатью укрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги -
В трудный час жизни, в минуту страданья
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
Экскурсовод: Сегодня мы обратимся к иконам Пресвятой богородицы нашего разрушенного храма. ( Подходят к Казанской иконе Пресвятой Богородицы)
"Казанская" (прил.№1)
Иконы часто получали названия от имен городов, в которых являлась в мир каким- либо чудесным образом. Так было и с Казанской иконой Божией Матери.
История обретения Богородичной иконы, получившей название "Казанская", восходит к царствованию Иоанна Грозного. Это случилось в июне 1579г в г. Казани, после сильнейшего пожара. Чудесным образом явилась во сне 9- летней девочке Матроне, дочери стрельца, и повелела сообщить епископу Иериме и градоначальнику, чтобы они достали из земли её образ.
Богородица указала место, где лежит икона. Поскольку веление Богородицы сразу не было выполнено, то Она явилась девочке и торопила её. Были организованны раскопки, которые не были успешными. 8 июля после долгих поисков и напрасных трудов участников раскопок, именно девочка Матрона смогла найти не повреждённый огнём образ Богородицы. Икону торжественно поставили в приходскую церковь, а затем в казанский собор Благовещения, это был первый собор в Казани, заложенным Иоанном Грозным на следующий день после взятия её. Здесь икона прославилась чудесными исцелениями. Донесения о случившемся и список (копия) с иконы были отправлены царю, Иван Грозный повелел строить женский монастырь для монахинь и там хранить икону. Матрона и её мать стали первыми инокинями (монахинями) этого монастыря. Казанская икона стала всероссийской святыней, и многочисленные списки её распространялись по всей России. В 1612 году во время польского нашествия икона из Казани была послана князю Пожарскому. Икона прибыла в Москву вместе с казанским благословением. Греческому архиепископу Арсению, пленённому в Кремле, было явление преподобного Сергия Радонежского, сообщившего, что молитвами Святой Богородицы город будет избавлен от врагов. Действительно, 22 октября 1612 года поляне были выбиты из Китай - города и сдали Кремль. На средства князя Дмитрия Пожарского и царской казны на Красной площади был возведён собор, специально предназначенныё для Казанской иконы Божьей Матери. В день освящения собора, князь Пожарский, много лет хранивший икону, вышел из своего дома с образом богородицы на руках и пешком принёс икону в Собор, названный Казанским. У входа его встречал народ с царём Михаилом и Патриархом. С этого дня икона стала почитаться заступницей столицы и охранительницей дома Романовых. Казанской иконой Божьей Матери благословляли Кутузова накануне Бородинского сражения. В 1812-1814 годах Казанская икона вместе с русской армией ходила в Европу и вернулась в Москву.
В годы Великой Отечественной Войны, в трагические дни блокады Ленинграда, когда всему миру казалось, что Россия погибает, православный митрополит Илия взял на себя многодневный подвиг поста и молитвы. Он дал обед не принимать пищу, пока не получит откровение от Господа, как спасти Россию. В огненном столпе ему явилась сама Богородица. Она повелела открыть по всей России храмы и монастыри (закрытые во время революции); совершить мольбы перед Казанской иконой в Москве, а затем отправить ее в Сталинград. Матерь Божия велела митрополиту Илии после войны явиться в Москву и засвидетельствовать увиденное. В московских архивах хранятся письма и телеграммы митрополита Илии тогдашнему Патриарху Алексию I и Сталину. Сталин решился все выполнить. Открылись храмы, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиевы и Киево-Печерская лавры, а так же несколько монастырей. И произошло чудо. Фашисты, прорвавшиеся вплотную к Москве, были остановлены и отброшены назад. Москва была вновь спасена. Сталинградская битва началась молебном перед иконой Казанской Божьей Матери. Киев был освобожден 22 октября в день празднования Казанской иконы.
Днем празднования Казанской иконы, явившись русскому народу множеством исцелений и чудес: 8 июля и 22 октября.
"Троеручица" (прил.№2)
В истории Православной Церкви выдающееся место занимает второй удел Божией Матери - Святая Гора Афон, где под Ее благодатным покровом вот уже многие столетия православные иноки молятся за весь мир, о его спасении. Православна Святая Гора многочисленными чудотворными иконами Богородицы. Среди них ярко блистает икона Ее, именуемая "Троеручица". История этого чудесного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Д. В 717 году византийский император начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн пламенно обличал ересь императора перед правителем Дамаска, у которого преподобный занимал должность советника. Император направил правителю подложное письмо, якобы написанное ему святым Иоанном, в котором содержались враждебные выпады против правителя. Не разобравшись, он повелел отсечь святому правителю руку и повесить ее в людном месте для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный упросил его, и взял отсеченную руку. Долго со слезами молился он перед иконою Божьей Матери. Во сне Пресвятая Богородица явилась ему, говоря: "Рука твоя здорова, не скорби об остальном". И повелела без устали трудиться дарованной ему рукой. Проснувшись, Иоанн ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. В память об исцелении на правой его руке остался рубец. Тронутый чувством глубокой признательности Иоанн написал хвалебное песнопение "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:" (от слова творение, человек сотворен Богом). По его приказанию из серебра было сделано изображение усеченной кисти и приложено к иконе, отчего и получила название "Троеручица". Плат, в который была обернута рука, его до конца дней своих Иоанн носил на своей главе, храня память о своем исцелении. Чудесное исцеление бывшего советника быстро облетело весь Дамаск. Сам правитель просил у исцеленного прощение, призывал вернуться к своей должности, обещая великое расположение, но Иоанн умолил его разрешить ему удалиться в Лавру Саввы Освещенного в Иерусалиме. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божьей Матери. А.K. Толстой ярко описывает в своей поэме восторг Дамаскина при обретении им свободы:
Блогославляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, вода!
Блогославляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту ветхую суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду.
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу с вами слить!
О, если б мог в мои объятья
Я, вас, враги, друзья, и братья,
И всю природу заключить!
Чудесное вокальное произведение (муз. П.И. Чайковского) на эти стихи часто слышат люди, не зная великого события, которое вошло в его основу.
Иоанн Дамаскин прошёл большой монашеский путь, полный трудов и подвигов. Скончался он в возрасте 104 года. Чтимый список иконы Б.М. "Троеручица" находиться в Успенском храме Болгарского подворья в Москве.
"Скоропослушница" (прил.№3)
История иконы связана с одним из афонских монастырей Дохиара, в котором первый раз была явлена благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что икона была написана в X веке, при основателе дохиарской обители преподобным Неофите. В середине XVII века он находилась в нише наружной стены, перед одним из выходов в монастырскою трапезную. Там часто ходили монахи, а чаще всего по служебной надобности возле иконы ходил трапезарь, неся вечером зажжённую лучину с извивающимися клубами дыма. Так, однажды, проходя мимо иконы трапезарь, Нил услышал от неё голос: "Впредь не подходи сюда с лучиной, не найти моего образа". Инок вначале был напуган, но потом, решив, что эти слова произнёс кто-нибудь из братии, скоро забыв, об этом случае и продолжал ходить перед иконой с лучиной. Через некоторое время, когда Нил снова проходил вечером мимо иконы, раздался всё тот же голос: "Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить мой образ?!" При этих словах Нил потерял зрение. Тут только он понял, чьи были слова, на которые он обратил так мало внимания, и принял наказание как должное. Он упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Богородицу о прощении. Образу воздали поклонение, зажгли перед ней неугасимую лампаду, а новому трапезарю было поручено каждый вечер совершать, перед иконой каждение фимиамом. Нил все же в надежде на великое милосердие Божьей Матери остался возле иконы и решил не уходить, пока не получит исцеление. И его усердная молитва вскоре была услышана. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой он опять услышал тихий, знакомый голос: "Нил, молитва твоя услышана. Прощаю тебя, вновь даю зрение очам твоим. Возвести братии обители, это Я - их покров и защита. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и Я никого не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я предстательница (защитница), и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прощения их. И будет Моя икона именоваться "Скорослушница". Благодаря этой иконе прозревали слепые, ходили хромые, спасались из плена, оставались целыми при кораблекрушениях.
"Иверская" (прил.№4)
В XI веке, во времена жесткого гонения на святые иконы, близ реки Никеи жила благочестивая вдова с сыном. В ее доме было много икон, на самом видном месте располагалась икона Божьей Матери.
Один из воинов, посланных уничтожить святые иконы, ударил копьем в лик Богоматери, и тот же час у пронзенной иконы пошла кровь. Пораженный воин в раскаянии пал на колени перед иконой, оставил ересь и стал строгим монахом-подвижником. Желал спасти чудотворную икону от поругания, после усердной молитвы к Богородице вдова опустила икону в море. К великой ее радости, икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по морю к западу. После этого ее сын отправился в Грецию и принял монашество в Афонском монастыре, и от него иноки узнали впоследствии об иконе, пущенной его матерью по морю. Однажды монахи Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящего до самого неба, в основании которого находилась стоящая икона Богоматери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона вновь удалялась от них. После усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Чавришу и сказала: "Объяви настоятелю и братии, что я хочу дать им икону Мою в покров и помощь и войдя в воду, жди с верой по волнам, тогда все узнают любовь Моюи благоволение к вашей обители." Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молитвенным песнопением отправились на берег, старец безбоязненно вошел в воду, принял на руки чудотворную икону, которую поставили в часовню на берегу, потом перенесли ее в соборный храм обители, на берегу, на месте где находилась икона, открылся источник с чистой, сладкой водой. На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Божья Матерь вновь не явилась преподобному Чавришу со словами: "Не для того я прибыла чтобы вы охраняли Меня, а чтобы Я охраняла вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, доколе благодать и милость Сына Моего к Вам не оскудеет". Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божьей Матери: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов пшеницы, вина, масла, исцеления болеющих. С тех пор Иверская икона Божией Матери прославилась многими чудесами и знамениями, и почитание ее распространилось по всей Российской земле.
"Успение Пресвятой Богородицы" (прил.№7)
После Вознесения Иисуса Христа на небо Богородица, исполняя волю Сына, которую он высказал на кресте, жила в доме Иоанна - его младшего, любимого ученика. Она достигла большой старости, архангел Гавриил явился к ней с благовестием о смерти. Было открыто не только время грядущей кончины, но и то, что Сын в этой кончине позаботился о ней, спасет, возьмет ее душу.
Приготовляясь к кончине, Богородица беседовала с близкими ей иерусалимскими женами, молилась о том, чтобы дано было ей попрощаться с апостолами, которые в это время по всему миру проповедовали Евангилие, И молитва ее исполнилась: перед самой кончиной апостолы были " восхищены" ангелами и ее смертному ложу. Опоздал лишь Фома - и ему Богородица в знак памяти оставила свой пояс. А когда совершилась кончина, дом, где находилась умершая, апостолы, иерусалимские жены, священники, первые христианские общины опутало облако. И в этом облаке явился Спаситель Сын с ангелами и принял душу из ее тела, а сам передал ее двум ангелам, которые унесли ее на небо.
Апостолы горевали о людях утративших Пресвятую Богородицу, в печальной и торжественной процессии отправились в Гефсиманский сад, чтобы там похоронили ее тело. По дороге процессию встретил иудей по имени Афония, и глумясь над умершей, попытался перевернуть ложе, на котором несли Ее апостолы. В это время явился ангел с мячом и отрубил его протянутую руку к ложу. Афония раскаялся, вознес Богородице молитвы, и по молитве, отрубленная рука приросла на прежнее место. Апостолы погребли Богородицу в Гефсиламском саду. Когда опоздавший и не успевший проститься с ней Фома на следующий день пришел поклониться её телу, гробница оказалась пустой. Спаситель сын спас не только её душу, но и спас от тления ее тело. Взяв на небо тело Пресвятой Богородицы. Святые апостолы, возвратившись после трапезы ко гробу, взяли оставшуюся там плащеницу в утешение скорбящим и в достоверное свидетельство возстания Божьей Матери из гроба, и опять были перенесены на облаках каждый на место своего служения. Праздник Успение Божьей Матери 28 августа - один из наиболее чтимых на Руси. В честь этого праздника воздвигнуты знаменитые соборы в Киеве, Владимире, Москве и других русских городах. Многочисленные иконы Успения прославились чудотворением по всей нашей стране и далеко за ее пределами.
"Неупиваемая чаша" (прил.№8)
Ее название связано с проблемами вредных привычек. Явление святого образа произошло в 1878 году. Один крестьянин Тульской губернии, заслуженный солдат был одержим недугом - пьянством.
Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до полной нищеты. От непомерного пьянства ноги у него отнялись, но он все продолжал пить. И вот этот совершенно опустевший человек однажды видит сон. К нему приходит светлый старец и говорит: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божьей Матери "Неупиваемая чаша", отслужи молебен и будешь здоров душой и телом. Без гроша в кармане, не владея ногами, не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец являлся второй, третий раз и грозно уже приказывал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь, волоча за собой ноги. В одном селении он остановился для отдыха, чтобы облегчить боль старушка растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, он попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божьей Матери с таким названием. Тогда обратили внимание на икону в проходе с изображением чаши, а на обратной стороне была надпись ""Неупиваемая чаша". Из Серпухова крестьянин возвратился здоровым. Весть о чудном прославлении Божьей Матери быстро разнеслась по всей России. Празднование иконе Божьей Матери " Неупиваемая чаша" совершается 18 мая.
"Тихвенская" (прил.№6)
Эта икона Божьей Матери была написана евангелистом Лукой по преданию. Согласно легенде эта чудотворная икона впервые объявилась в России при великом князе Дмитрии Донском в 1383г. Она явилась в лучезарном свете в Новгородских пределах, над водами Ладожского озера, невидимо несомая ангелами по воздуху. На месте обретения иконы был основан Тихвенский Богородицы - Успенский монастырь. Тихвинская икона прославилась многими чудотворениями, но замечательнейшими из них полагается спасение Тихвинской обители от нашествия шведов, руководимых генералом Делагри в 1613 г.. Богоматерь вместе с святым Варлаамом Хутынским Чудотворцем явилась ночью в видении послушнику Мартиниану со словами: Пресвятая Богородица, общая Молебница о роде христианском умолила Сына Своего избавить Вас от врагов, и вы увидите милость Божью и победу. Шведам показалось, что они окружены огромным войском, и они ушли. Список с чудотворной иконы был перенесен в Москву, а затем в Новгород в Софийский Собор. Первообраз хранился в Тихвинском монастыре. Почитание Тихвинской иконы в России очень велико, списки с нее имеются во многих храмах, и многие из них также прославились чудотворениями.
"Всех скорбящих Радосте." (прил.№5)
Эта икона находится в Преображенском храме на Ордынке в Москве. Память иконе - 24 октября.
Учитель: предлагаю вам 2 домашних задания
- Эссе на религиозную тему
О Духе глаголете пылко
И все же не спрятать концов
Сегодня духовность подстилка
Словесного блуда дельцов
Учитель
Изложите свои мысли по поводу сказанного. Используйте религиозные понятия, факты общественной жизни, личное отношения к этим вопросам.
- Конверт для любознательных.
Знатоки церковного искусства. Необходимо знать расположение икон в храме.
Заключительное слово учителя.