Семь шагов на пути к здоровью

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье детей - одна из главных ценностей гуманного общества. Еще древний философ Сократ говорил: "Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто...". Здоровье социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания в семье и школе.

По данным исследований российских ученых численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составляет 15% от общего количества учащихся; 67% имеют функциональные отклонения; у 15% детей и 25% подростков имеются проблемы с психическим здоровьем.

Рисунок 1

Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Я убеждена, что каждый учитель в состоянии повлиять на сохранение и укрепление здоровья своих учеников, и этому посвящена моя статья.

Набрав в 2006 г. в очередной раз первый класс, я тщательно изучила медицинские карты детей и обнаружила, что у 47% был сколиоз, у 30% -заболевание верхних дыхательных путей, у 41% - болезни, связанные с органами пищеварения. Эти данные привели меня к решению выбрать одним из приоритетных направлений работы с детьми - сохранение и укрепление их здоровья.

Проанализировав свой педагогический опыт, изучив необходимую литературу по физиологии и психологии, я выделила 7 основных пунктов, направленных на решение данной проблемы.

1. Как учитель, я решила построить свою работу таким образом, чтобы мои ученики сами включались в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщались к ценностям здорового образа жизни.

2. Одной из ведущих форм здоровьесберегающей деятельности в начальной школе является игра. У занятия-игры много преимуществ: ему присуще образность, мобильность, возможность творчески выразить себя, выступить в разных ролях. Наконец, это доходчивость и увлекательность. Игру использую во всех образовательных областях.

Например, игра "Третий лишний"

Суффикс, приставка, глагол.
Подлежащее, основа, сказуемое,
Звук, корень, окончание.

3. Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно на этапе начальной школы является быстрая утомляемость. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Следовательно, необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. Следуя этому правилу, каждый рабочий день в классе я начинаю с гимнастики. Во время урока через каждые 15 минут провожу с обучающимися динамические паузы, направленные на развитие эмоционально - волевой сферы, снятие физической напряженности. Эти упражнения помогают детям сбросить негативную энергию, раздражение, тревожность, формируют уверенность в своих силах.

Укрепления требуют не только мышцы рук и ног, но и глаз. Их ослабление является одной из главных причин плохого зрения у детей. Даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме.

Приведу несколько примеров:

  • Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
  • Крепко зажмурить глаза на 5 сек. Затем открыть их. (5 раз)
  • 3 сек. смотреть на яркий свет, затем закрыть глаза (10 раз)
  • Голова неподвижна, движутся только глаза (каждое упражнение выполняется 5-6 раз):

Рисунок 2

4. Задача сохранения здоровья детей в образовательном процессе требует изменения технологии его организации в части логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения. На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье стоит преподавание в режиме "готового знания". При этом присущая детям любознательность, пытливость, стремление к исследованию гасятся, интерес к учебному труду ослабевают, и учение превращается в насилие над детьми. Обучение в режиме "готового знания" вызывает у детей интеллектуальную и физическую лень, которая, по словам профессора Амосова, является одной из главных причин болезни человека. Одним из путей преодоления разрушительного воздействия "готового знания" на здоровье обучающихся является построение учебного процесса на принципах развивающего обучения.

Сравнительная диагностика развития познавательных способностей обучающихся в классе развивающего обучения Л. В. Занкова и обучающихся по традиционной программе

Рисунок 3

  1. Мотивация
  2. Концентрация внимания и скорость переработки информации
  3. Общая осведомленность
  4. Основы научных знаний
  5. Познавательный интерес
  6. Наблюдательность

Исходя из приведенных данных было сделано заключение: у детей, обучающихся по развивающей системе Л. В. Занкова, отдельные показатели уровня развития интеллектуальных способностей формируются на более высоком уровне.

5. Проработав 12 лет по программе Л. В. Занкова, я пришла к выводу, что уровень тревожности детей намного ниже, чем у детей, обучающихся по традиционной программе; нет страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Такие дети легко адаптируются в общении, активны, самодостаточны. Программа позволяет подготовить ребенка к полноценной, активной и творческой жизни в современном обществе, способствует здоровому развитию детей.

В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика.

Пример: Математика 3 класс, предлагаю детям на выбор 3 варианта задания:

  • решить задачу;
  • изменить вопрос и решить новую задачу;
  • составить свою задачу.

6. Одним из приоритетных направлений в системе образования является организация профилактической работы. В нашей школе с 2000 года в начальных классах началось внедрение программы "Полезные привычки", которая учит младших школьников делать выбор в пользу здорового образа жизни, принимать ответственные решения. Рекомендованная программа была рассчитана на 8 часов. Проработав по ней 3 года, я пришла к выводу, что этого количества часов недостаточно. На базе этой программы составила свою - "Мир начинается с меня", расширив тематику до 15 занятий. На уроках я провожу тренинги, оздоровительные минутки, мозговой штурм, групповую дискуссию. Веду обучение в группах, парах, использую ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы. Такие занятия учат младших школьников решать жизненные проблемы, принимать решения, сопротивляться давлению, контролировать свое поведение, отказываться от употребления пихоактивных веществ, преодолевать стресс и тревогу.

7. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Это тематические классные часы ("Путешествие в страну здоровья", "О пользе зарядки"), родительские собрания ("Как сформировать у ребенка стремление к ЗОЖ"), семейный праздник "Мы любим спорт". Связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка, и я стараюсь не упустить этот момент, привлекая родителей к делам класса. Это делает процесс воспитания более эффективным.

Итоговая диагностика позволила сделать вывод о том, что обучение с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на здоровье обучающихся и педагога. В доказательство приведу следующие результаты исследований.

Рисунок 4

Вырос процент успешности по основным предметам.

  2007-2008 2008-2009
Русский язык 73,6% 76,1%
Математика 72,3% 75,8%

Большинство моих учеников умеют поддерживать, укреплять и развивать свое здоровье, и надеюсь, что они легко пройдут период адаптации в 5 классе.


Приложение 1

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В разные периоды развития общества по-разному решались оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи в отношении подрастающего поколения, но все же прямо или косвенно затрагивалась проблема работоспособности организма ребенка. Стремление поддерживать высокую работоспособность ребенка, уберечь его от чрезмерного утомления возникло, видимо, с началом систематического обучения детей в России (8-11 в.). Опасность для здоровья этого состояния показал и Г.Н. Сперанский. Им был разработан целый комплекс мер по преодолению переутомления.

Ещё в древних рукописях упоминались отдельные элементарные правила гигиены, воспитания и обучения: необходимость закаливания и дневного сна, значение пищи, питья, сна и покоя.

Основные положения по гигиене воспитания и обучения впервые были сформулированы в законодательном акте - "Духовном регламенте". В нём указывалось на необходимость преподавать предметы в сокращении, давая основы предмета, чтобы не перегружать и не утомлять учащихся.


Приложение 2

Физминутка

Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево - вправо разведу.
И как птица полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо, побегу. Все на свете я смогу.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что перед вами стоит зажженная свеча. Задуйте ее одним дыханием.

Произнесите на одном дыхании:

Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Упражнение для рук

Трущие движения ладонью о ладонь, при этом плечи двигаются вверх - вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины.

Динамические паузы

  1. Упражнения, направленные на увеличение скорости двигательных реакций: ходьба в чередовании с бегом в умеренном темпе (2-3 мин.).
  2. Упражнения на развитие внимания: "запрещенное движение", эстафеты, "Съедобное - несъедобное".
  3. Упражнения, направленные на развитие позитивной коммуникации: "Закручивание", "Путаница", "Дерево дружбы".

Упражнения-энергизаторы

"Общий ритм". Ведущий задает хлопками простой ритм (там-та-та-там), сидящий слева подхватывает его (хлопни вдвоем), далее второй ребенок (хлопни втроем) и т. д., пока весь круг не присоединится к заданному ритму.