Проблема исследования: “Все ли группы предложений являются текстом?”
Гипотезы (предположения): да или нет.
Цель: проверить предположения.
Задача:
- Доказать верность гипотезы.
- Как собрать информацию?
- Методы исследования:
План исследования:
Тип урока: “Обобщение знаний о тексте.”
Цель:
- формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
- развивать речь, словесно–логическое и наглядно–образное мышление;
- воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
– повторение темы прошлого урока;
– описание ожиданий от урока.
3. Актуализация знаний
4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)
1. Организационный момент
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)
– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.
– Сегодня на уроке мы с вами будем учеными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Прочитайте стихотворение:
– Значения каких слов вам не понятны?
(Гиперссылки на стр. Интернета)
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое. Мы будем исследовать это предложение.)
– Исследуйте предложение и объясните орфограммы.
Минутка чистописания.
– Собери словечко и узнай задание.
Ч ч
чудо чудесный чудить чудак
– Как называются слова, записанные на доске? (Однокоренные.)
– Выделите корень. (Один ученик работает у доски.)
– Как вы думаете, почему именно это слово мы сегодня писали? Как оно может быть связано с нашим уроком? (На уроке нас будут ждать чудеса.)
– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:
Звуки, слоги, слова, предложение.
– В этой цепочке не хватает одного слова. Расшифруйте, какого, а для этого вспомните алфавит.
20, 6, 12, 9, 20.
Т Е К С Т
– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Текст.)
– Рассмотрите, какие методы исследования могут быть и составьте план исследования.
– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет (работа по группам).
Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном. | Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу. |
Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа! | Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера! |
3. Актуализация знаний
– Ребята, а сейчас откройте учебник стр. 102 упр. 192.
– Прочитайте группу предложений.
– Можно ли их назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)
– Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.
– Какой заголовок больше подходит? Почему?
1) Сборы на прогулку.
2) Мишкина хитрость.
– Сколько частей можно выделить в тексте? (3)
– Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)
– Что такое абзац?
– Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)
– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)
– Кто является участниками речи? (Мама и Мишка.)
– Как называется такой разговор? (Диалог.)
– Чем отличается диалог от монолога?
– Прочитайте текст по ролям.
Озаглавливание текстов. (Работа по группам.)
– Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.
ПАМЯТКА.
- Прочитай внимательно текст.
- Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
- Прочитай текст еще раз.
- Подбери короткий и понятный заголовок.
1 текст
В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принес домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.
– Как озаглавили текст?
– Какими критериями руководствовались, выбирая название?
2 текст
День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
– Чем похожи эти тексты?
– Как поступили дети?
– Как бы вы поступили?
– Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов.
– Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.
Редактирование деформированного текста.
Коллективная работа
– Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет?
_____________________________________________________________________________________
3) Снежная баба улыбнулась ребятам.
2) Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.
1) Дети во дворе лепили снежную бабу.
_____________________________________________________________________________________
– О чем этот текст? Определите тему.
– Придумай те название. (Снежная баба.)
– На сколько частей разделен текст?
– Прочитайте начало, основную часть, концовку.
– Найдите опорные слова.
Самостоятельная работа по группам.
(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)
– Предложения перепутаны. Восстановите текст.
1 группа
Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.
2 группа
Отец похвалил его за правду. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.
3 группа
Сорока улетела. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. На березу села сорока.
4 группа
Дети полили ее водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?
1 группа Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья, и он улетел. |
3 группа На березу села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пес Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела. |
2 группа Мальчик разбил дорогую чашку. Пришел отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду. |
4 группа Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой. |
4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)
– Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
– Все ли группы предложений являются текстом?
– Какими признаками должен обладать текст?
– Что такое текст? Основные признаки текста (гиперссылка на стр. Интернета).
– Выполнение теста.
– Взаимопроверка работ.
Рефлексия.
5. Итог урока.