В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений очень трудно для большинства людей идти в ногу со временем, быть мобильными, поддерживать свое финансовое положение в обществе.
Обучение в среднем звене основам экономической политики поможет новому поколению развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создавать основу для дальнейшего изучения экономики в старших классах, расти экономически грамотными людьми, так как именно им придется устанавливать в нашей стране новые экономические отношения.
Исходя из концепции лицея участия в городской экспериментальной площадке “Основы предпринимательской деятельности, изучение экономики осуществляется путем введения курса “Основы экономической политики” в 8–9-х классах в объеме 1 часа внеделю, 34 часа в год.
Курс составлен на основе программ по начальному экономическому образованию, авторами которой являются И.В.Липсиц “Основы экономической политики”; Л.Л.Любимов “Основы экономики”; В.С.Автономов “Введение в экономику”; В.В.Овчинников “Человек и его дело”.
Курс “Основы экономической политики” предназначен для приобщения школьников к азам экономической жизни общества, для создания положительного психологического настроя, для формирования экономического мышления, основанной на строгой логике экономических законов.
Очень важно учитывать возрастные особенности и давать серьезные экономические понятия в доступной форме.
При столь насыщенной программе процесс обучения должен быть максимально интересным. Поэтому обязательно использование различных методических приемов, использование наглядных пособий и разработка деловых игр, связанных с компетентностью.
Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании.
Цели экономического образования.
Среди главных целей преподавания предмета “Основы экономической политики”:
- формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по вопросам экономической политики к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;
- адаптацию учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;
- выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства;
- приобретение навыков принятия эффективных экономических
- решений в повседневной жизни;
- воспитание ответственности за экономические решения;
- уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание по предмету представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства
В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, применяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д.
На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах:
– участвуют в деловых играх;
– учатся принимать решения;
– анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию;
– получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики.
Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.
Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.
Содержание учебного материала.
Основные содержательные линии:
- человек и государство;
- человек и фирма;
- счастье и экономика;
- экономика в домашнем хозяйстве.
Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами географии, математики, истории, литературы и др.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической, исследовательской деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающихся играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам;
- участие и разработка деловых игр.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “ Основы экономической политики” являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- сравнение и вычисление на условных примерах;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).
В результате изучения предмета “Основы экономической политики” ученик должен
Знать/понимать
- человеческий капитал страны, экономическую политику правительства, международные экономические отношения, национальный бизнес, природные национальные богатства России, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно–правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Поурочное планирование в 8–9-х классах по экономике.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Часы | Сроки | Практикумы |
1 | Что изучает экономическая политика. | 1 | ||
2 | Экономическая политика правительства. | 1 | Анализ статистических материалов | |
3 | Экономическая наука и экономическая политика. | 1 | ||
4 | Чего граждане страны хотят от экономической политики. | 1 | Построение графика спроса и анализ изменения спроса | |
5 | Экономическая политика в области здравоохранения. | 1 | ||
6 | Принцип “солидарности поколений”. | 1 | ||
7 | Психология, культура, традиции – факторы формирования экономической политики страны. | 1 | ||
8 | “Теория колеи”. | 1 | ||
9 | Мешает ли религия экономическому успеху | 1 | Контрольная работа | |
10 | Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической политики страны | 1 | Сравнительная характеристика рынков | |
11 | Мировая экономическая история глазами либералов | 1 | ||
12 | Круглый стол: “Что такое современный рынок” | 1 | ||
13 | Правительство и национальный бизнес. | 1 | Графическое доказательство установления цены по закону спроса и предложения | |
14 | Рейдеры– пираты бизнеса в России. | 1 | ||
15 | Роль налогов в экономики. | 1 | Сравнительная характеристика прогрессивной, Сравнительная характеристика прогрессивной, регрессивной и пропорциональной систем налогообложения | |
16 | Игра “Чего хочет бизнес от государства и что хочет государство от бизнеса” | 1 | ||
17 | Как избежать конфликтов между богатыми и бедными гражданами | 1 | Подсчет изменения благосостояния населения | |
18 | Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. | 1 | ||
19 | Где на свете все равнее | 1 | ||
20 | Кредитные деньги и кредитные возможности | 1 | Подсчет объема денежной массы в зависимости от скорости обращения | |
21 | Различия в доходах. Круглый стол. | 1 | ||
22 | Визы “социального мира” | 1 | ||
23 | Природные ресурсы страны | 1 | ||
24 | Угроза “голландской болезни” | 1 | ||
25 | Человеческий капитал страны | 1 | ||
26 | Инвестиции | 1 | ||
27 | Образовательная политика государства. | 1 | Анализ статистических материалов | |
28 | Иммиграционная политика государства | 1 | ||
29 | Круглый стол “Сбережение народа” | 1 | ||
30 | Как управлять регионами страны. | 1 | ||
31 | Бюджетный федерализм. | 1 | ||
32 | Правительство и международные экономические отношения | 1 | ||
33 | Экономическая политика правительства и будущее России | 1 | ||
34 | Зачет по курсу “Основы экономической политики”. | 1 | Деловая игра |