Адаптированный вариант программы 8–9-х классов по экономике "Основы предпринимательской деятельности"

Разделы: Экономика


В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений очень трудно для большинства людей идти в ногу со временем, быть мобильными, поддерживать свое финансовое положение в обществе.

Обучение в среднем звене основам экономической политики поможет новому поколению развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создавать основу для дальнейшего изучения экономики в старших классах, расти экономически грамотными людьми, так как именно им придется устанавливать в нашей стране новые экономические отношения.

Исходя из концепции лицея участия в городской экспериментальной площадке “Основы предпринимательской деятельности, изучение экономики осуществляется путем введения курса “Основы экономической политики” в 8–9-х классах в объеме 1 часа внеделю, 34 часа в год.

Курс составлен на основе программ по начальному экономическому образованию, авторами которой являются И.В.Липсиц “Основы экономической политики”; Л.Л.Любимов “Основы экономики”; В.С.Автономов “Введение в экономику”; В.В.Овчинников “Человек и его дело”.

Курс “Основы экономической политики” предназначен для приобщения школьников к азам экономической жизни общества, для создания положительного психологического настроя, для формирования экономического мышления, основанной на строгой логике экономических законов.

Очень важно учитывать возрастные особенности и давать серьезные экономические понятия в доступной форме.

При столь насыщенной программе процесс обучения должен быть максимально интересным. Поэтому обязательно использование различных методических приемов, использование наглядных пособий и разработка деловых игр, связанных с компетентностью.

Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании.

Цели экономического образования.

Среди главных целей преподавания предмета “Основы экономической политики”:

  • формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по вопросам экономической политики к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;
  • адаптацию учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;
  • выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства;
  • приобретение навыков принятия эффективных экономических
  • решений в повседневной жизни;
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • уважение к труду и предпринимательской деятельности;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание по предмету представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства

В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, применяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д.

На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах:

– участвуют в деловых играх;

– учатся принимать решения;

– анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию;

– получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики.

Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.

Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.

Содержание учебного материала.

Основные содержательные линии:

  • человек и государство;
  • человек и фирма;
  • счастье и экономика;
  • экономика в домашнем хозяйстве.

Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами географии, математики, истории, литературы и др.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической, исследовательской деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающихся играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по экономическим вопросам;
  • участие и разработка деловых игр.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “ Основы экономической политики” являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • сравнение и вычисление на условных примерах;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).

В результате изучения предмета “Основы экономической политики” ученик должен

Знать/понимать

  • человеческий капитал страны, экономическую политику правительства, международные экономические отношения, национальный бизнес, природные национальные богатства России, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно–правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов формирования экономической политики страны, факторов производства и факторных доходов, общественных благ, человеческого капитала страны, конфликтов неравенства граждан, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: экономическую политику страны, гарантии прав собственности, виды “социального лифта”, действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: экономические явления, роль минимальной оплаты труда, взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Поурочное планирование в 8–9-х классах по экономике.

(34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п Тема Часы Сроки Практикумы
1 Что изучает экономическая политика. 1
2 Экономическая политика правительства. 1 Анализ статистических материалов
3 Экономическая наука и экономическая политика. 1
4 Чего граждане страны хотят от экономической политики. 1 Построение графика спроса и анализ изменения спроса
5 Экономическая политика в области здравоохранения. 1
6 Принцип “солидарности поколений”. 1
7 Психология, культура, традиции – факторы формирования экономической политики страны. 1
8 “Теория колеи”. 1    
9 Мешает ли религия экономическому успеху 1 Контрольная работа
10 Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической политики страны 1 Сравнительная характеристика рынков
11 Мировая экономическая история глазами либералов 1    
12 Круглый стол: “Что такое современный рынок” 1    
13 Правительство и национальный бизнес. 1   Графическое доказательство установления цены по закону спроса и предложения
14 Рейдеры– пираты бизнеса в России. 1
15 Роль налогов в экономики. 1 Сравнительная характеристика прогрессивной, Сравнительная характеристика прогрессивной, регрессивной и пропорциональной систем налогообложения
16 Игра “Чего хочет бизнес от государства и что хочет государство от бизнеса” 1
17 Как избежать конфликтов между богатыми и бедными гражданами 1 Подсчет изменения благосостояния населения
18 Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. 1
19 Где на свете все равнее 1
20 Кредитные деньги и кредитные возможности 1 Подсчет объема денежной массы в зависимости от скорости обращения
21 Различия в доходах. Круглый стол. 1    
22 Визы “социального мира” 1
23 Природные ресурсы страны 1    
24 Угроза “голландской болезни” 1    
25 Человеческий капитал страны 1  
26 Инвестиции 1
27 Образовательная политика государства. 1 Анализ статистических материалов
28 Иммиграционная политика государства 1
29 Круглый стол “Сбережение народа” 1
30 Как управлять регионами страны. 1
31 Бюджетный федерализм. 1    
32 Правительство и международные экономические отношения 1    
33 Экономическая политика правительства и будущее России 1    
34 Зачет по курсу “Основы экономической политики”. 1   Деловая игра