Групповые формы работы на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: ознакомить детей с Красной книгой и животными родного края, которые в нее внесены; рассмотреть экологические правила; выявить уровень знаний детей по данной теме.
  • Развивающие: развивать познавательные способности; формировать навыки работы в группах постоянного состава; развивать умение пользоваться справочной литературой.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать любовь к окружающему миру; воспитывать интерес к природе и родному краю.

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма учебного занятия: урок – изучение нового материала

Методы учебного занятия: иллюстративно – объяснительный

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Частные методы и приемы:

  1. создание проблемной ситуации,
  2. подводящий диалог,
  3. поисково-исследовательский прием,
  4. наглядно-иллюстративный метод.

Дидактические средства:

  1. стенд “Как прекрасен этот мир!”,
  2. Красные книги,
  3. энциклопедия Ульяновской области,
  4. энциклопедии о животных,
  5. карточки с заданиями,
  6. учебник,
  7. кроссворды.

ТСО:

  1. компьютер,
  2. магнитофон,
  3. диск с музыкой (для отдыха).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач занятия
  3. Активизация знаний учащихся
  4. Проверка домашнего задания
  5. Физкультминутка
  6. Постановка темы и цели урока
  7. Закрепление
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание
  10. Подведение итогов урока.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент

(Звучит музыка “Звуки леса”.)

Учитель: Что вы представляете, когда звучит эта музыка?

Рефлексия: Настрой на хорошую работу в группах. Выбор в группах командира, направляющего. Работа на уроке в группах должна быть дружной.

2. Постановка цели и задач занятия

Учитель: Какую тему мы с вами изучаем на уроках “Окружающего мира”? Какие задачи ставим перед собой при изучении этой темы?

3. Активизация знаний учащихся

Учитель: Животный мир очень разнообразен. Не правда, ли прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках (обращение к стенду “Как прекрасен этот мир”).

4. Проверка домашнего задания

Учитель: На уроке присутствует юный корреспондент газеты “Будь природе другом” (Бокова Анна), который будет помогать учителю и оценивать ваши знания об окружающем мире. Вот по такой таблице:

Результат выполнения
№ группы Д.з. Кроссворд Красная книга Крестики - нолики Итог
  1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          

Учитель: Перечислите группы животных, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. На какие группы делятся животные в зависимости от питания? (слайд, см. Приложение 2)

Задание 1. Прочитать о животном, к какому виду он относится.

Для 1-й группы: Эти животные обитают в водоемах, они дышат жабрами, питаются водорослями или мелкими животными. Кто это? (РЫБЫ)

Для 2-й группы: Эти животные обитают на суши и у водоемах. Тело их покрыто перьями. Они вьют гнезда и наполняют природу красивыми звуками. Кто это? (ПТИЦЫ)

Для 3-й группы: Эти животные обитают в водоеме. Свое мягкое тело прячут в раковинах. Благодаря им вода в водоемах чистая и прозрачная. Кто это? (МОЛЛЮСКИ)

Для 4-й группы: Эти животные – млекопитающие обитают в лесу, на лугу, в поле, у водоема и в почве. Они бывают домашними и дикими. Кто это? (ЗВЕРИ)

Для 5-й группы: Эти животные обитают на суши и воде. Они ползают или передвигаются на коротких ногах. Среди них встречаются опасные и ядовитые. Кто это? (ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ)

Итог: Корреспондент отмечает в карточке результаты заданий каждой группы.

5. Физкультминутка (в форме игры)

6. Постановка темы и цели урока

Учитель:

Я сорвала цветок, - и он увял.
Я поймала мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Подумайте над этих высказыванием. Прокомментируйте его. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи ставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Учитель: Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. Для животных леса, реки, озера – это дом. Ими бы только восхищаться – а они вымирают. Им угрожает опасность исчезновения и все они занесены в Красную книгу.

На нашей планете за последние 50 лет вымерло около 150 видов животных. Все эти животные вымерли по вине человека. В связи с этим была создана комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения находящиеся на грани исчезновения и редкие миры. И ученые решили назвать этот список Красная книга.

Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности, она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. И его надо охранять)

Как вы думаете, почему назвали Красной книгой, а не Желтой, Синей? (Красный цвет значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения. Красная книга - это сигнал опасности).

Выставляется стенд Ульяновской области.

Учитель: Сколько лет Ульяновской области? В каком районе мы живем? Сколько лет нашему району?Чтобы узнать, какие животные занесены в Красную книгу Ульяновской области, мы разгадаем кроссворд, составленный корреспондентом.

Жалоба первая от животного:  “Ох, и не любят меня животные. Голос им, видите ли мой не нравится. Глаза говорят у меня не красивые, но за лето уничтожаю до тысячи мышей. Сберегу одну тонну зерна” кто это? (СОВА)

Корреспондент: Сова белая (полярная) ежегодно зимует в городе Ульяновске парке Дружбы народов и Свердлове. А сова ушастая в районе Ленинского мемориала и Педагогического университета.

Жалоба вторая от животного: “Сама знаю, что не красавица, а польза от меня большая. От гусениц и червей сохраняю целый огород.” Кто это? (ЖАБА)

Корреспондент: В ульяновской области жабы встречаются в Мелекесском, Старомайнском, Сурском и Сенгелеевском районах, а также в парках и садах города Ульяновска.

Жалоба третья от животного: “А я одна из самых любимых людей птиц. Обо мне слагают легенды, поют песни. Я символ красоты и верности. Но нас становится всё меньше” Кто это? (ЛЕБЕДЬ)

Корреспондент: Память о лебеде увековечена в названиях нашей области. Поселок Лебяжий, озеро Лебяжее. Лебедь – шипун встречен на прудах рыбопитомника Воли Мелекесского района. Эти редкие птицы нуждаются в охране.

Жалоба четвертая от животного: “У меня очень ценный мех. Из них шьют шапки, но я люблю на речках строить плотные плотины.” Кто это? (БОБР)

Корреспондент: Сейчас заселил бассейны малых рек области. В Ульяновской области обитает более 1000 бобров. Охота на них запрещена.

Жалоба пятая от животного: “Я очень крупное благородное животное с красивыми рогами. И гибну от волков” Кто это? (ОЛЕНЬ)

Корреспондент: Олень был выпущен в Теренгульском районе 30 лет назад в количестве 19 голов. Сейчас их уже больше 200. Молодняк в основном гибнет от волков. Охота на оленей запрещена.

– Какое ключевое слово получилось? (Сберечь.)

– О каких животных нашего края рассказано в ваших Красных книгах?

(Дети коротко рассказывают о своих Красных книгах, подготовленных на предыдущих уроках.)

Учитель: В Ульяновской области под охраной находятся :

  • Косуля. Она обитает в Инзенском, Сенгилеевском районах. Охота на них запрещена.
  • Рысь. Почти полностью была уничтожена, сейчас в области обитают 30-40 особей. У нас рыси встречаются в Мелекесском, Сурском, Кузоватовском, Карсунском, Сенгилеевском районах. Где есть лесные массивы. Рысь охраняется.
  • Барсук, выдра. Встречаются на реке Б.Черемшан. сейчас в области обитает несколько пар. Охота на них запрещена.

Учитель: Помните! Беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушки, бабочки и другие. Их жизнь часто завит от тебя, от твоего поведения в природе. Давайте вспомним экологические правила.

(Ученики называют правила и от каждой группы вывешивают знаки с названными правилами.)

  1. Не разоряйте птичьих гнезд.
  2. Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
  3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  4. Не разоряй муравейники.
  5. Берегите лягушек, жаб и головастиков.

7. Закрепление (игра “Крестики-нолики”)

Учитель: Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставите крестик (х), если не согласны, то нолик (0).

  1. Вырубая леса, загрязняя реки и моря, люди губят множества животных. (х)
  2. Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. (х)
  3. Трогать муравейники разрешается! (0)
  4. Под особой охраной находятся животные в заповедниках.(х)

Ключ к разгадке:

1 2 3 4
Х Х О Х

8. Рефлексия

Учитель: Оценить на своих листочках работу вашей группы.

9. Домашнее задание

Стр. 112–115, познакомиться с животными занесенными в Красную книгу нашей планеты. Добавить в свою Красную книгу одного любого животного.

10. Подведение итогов

Про всех на свете.
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется
То это, конечно,
Ошибкой окажется.

Б. Захадер