Цели:
- Образовательная: ознакомить детей с Красной книгой и животными родного края, которые в нее внесены; рассмотреть экологические правила; выявить уровень знаний детей по данной теме.
- Развивающие: развивать познавательные способности; формировать навыки работы в группах постоянного состава; развивать умение пользоваться справочной литературой.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать любовь к окружающему миру; воспитывать интерес к природе и родному краю.
Тип учебного занятия: комбинированный
Форма учебного занятия: урок – изучение нового материала
Методы учебного занятия: иллюстративно – объяснительный
Формы организации познавательной деятельности: групповая
Частные методы и приемы:
- создание проблемной ситуации,
- подводящий диалог,
- поисково-исследовательский прием,
- наглядно-иллюстративный метод.
Дидактические средства:
- стенд “Как прекрасен этот мир!”,
- Красные книги,
- энциклопедия Ульяновской области,
- энциклопедии о животных,
- карточки с заданиями,
- учебник,
- кроссворды.
ТСО:
- компьютер,
- магнитофон,
- диск с музыкой (для отдыха).
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели и задач занятия
- Активизация знаний учащихся
- Проверка домашнего задания
- Физкультминутка
- Постановка темы и цели урока
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит музыка “Звуки леса”.)
Учитель: Что вы представляете, когда звучит эта музыка?
Рефлексия: Настрой на хорошую работу в группах. Выбор в группах командира, направляющего. Работа на уроке в группах должна быть дружной.
2. Постановка цели и задач занятия
Учитель: Какую тему мы с вами изучаем на уроках “Окружающего мира”? Какие задачи ставим перед собой при изучении этой темы?
3. Активизация знаний учащихся
Учитель: Животный мир очень разнообразен. Не правда, ли прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках (обращение к стенду “Как прекрасен этот мир”).
4. Проверка домашнего задания
Учитель: На уроке присутствует юный корреспондент газеты “Будь природе другом” (Бокова Анна), который будет помогать учителю и оценивать ваши знания об окружающем мире. Вот по такой таблице:
Результат выполнения | |||||
№ группы | Д.з. | Кроссворд | Красная книга | Крестики - нолики | Итог |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Учитель: Перечислите группы животных, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. На какие группы делятся животные в зависимости от питания? (слайд, см. Приложение 2)
Задание 1. Прочитать о животном, к какому виду он относится.
Для 1-й группы: Эти животные обитают в водоемах, они дышат жабрами, питаются водорослями или мелкими животными. Кто это? (РЫБЫ)
Для 2-й группы: Эти животные обитают на суши и у водоемах. Тело их покрыто перьями. Они вьют гнезда и наполняют природу красивыми звуками. Кто это? (ПТИЦЫ)
Для 3-й группы: Эти животные обитают в водоеме. Свое мягкое тело прячут в раковинах. Благодаря им вода в водоемах чистая и прозрачная. Кто это? (МОЛЛЮСКИ)
Для 4-й группы: Эти животные – млекопитающие обитают в лесу, на лугу, в поле, у водоема и в почве. Они бывают домашними и дикими. Кто это? (ЗВЕРИ)
Для 5-й группы: Эти животные обитают на суши и воде. Они ползают или передвигаются на коротких ногах. Среди них встречаются опасные и ядовитые. Кто это? (ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ)
Итог: Корреспондент отмечает в карточке результаты заданий каждой группы.
5. Физкультминутка (в форме игры)
6. Постановка темы и цели урока
Учитель:
Я сорвала цветок, - и он увял.
Я поймала мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Подумайте над этих высказыванием. Прокомментируйте его. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи ставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Учитель: Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. Для животных леса, реки, озера – это дом. Ими бы только восхищаться – а они вымирают. Им угрожает опасность исчезновения и все они занесены в Красную книгу.
На нашей планете за последние 50 лет вымерло около 150 видов животных. Все эти животные вымерли по вине человека. В связи с этим была создана комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения находящиеся на грани исчезновения и редкие миры. И ученые решили назвать этот список Красная книга.
Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности, она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. И его надо охранять)
Как вы думаете, почему назвали Красной книгой, а не Желтой, Синей? (Красный цвет значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения. Красная книга - это сигнал опасности).
Выставляется стенд Ульяновской области.
Учитель: Сколько лет Ульяновской области? В каком районе мы живем? Сколько лет нашему району?Чтобы узнать, какие животные занесены в Красную книгу Ульяновской области, мы разгадаем кроссворд, составленный корреспондентом.
Жалоба первая от животного: “Ох, и не любят меня животные. Голос им, видите ли мой не нравится. Глаза говорят у меня не красивые, но за лето уничтожаю до тысячи мышей. Сберегу одну тонну зерна” кто это? (СОВА)
Корреспондент: Сова белая (полярная) ежегодно зимует в городе Ульяновске парке Дружбы народов и Свердлове. А сова ушастая в районе Ленинского мемориала и Педагогического университета.
Жалоба вторая от животного: “Сама знаю, что не красавица, а польза от меня большая. От гусениц и червей сохраняю целый огород.” Кто это? (ЖАБА)
Корреспондент: В ульяновской области жабы встречаются в Мелекесском, Старомайнском, Сурском и Сенгелеевском районах, а также в парках и садах города Ульяновска.
Жалоба третья от животного: “А я одна из самых любимых людей птиц. Обо мне слагают легенды, поют песни. Я символ красоты и верности. Но нас становится всё меньше” Кто это? (ЛЕБЕДЬ)
Корреспондент: Память о лебеде увековечена в названиях нашей области. Поселок Лебяжий, озеро Лебяжее. Лебедь – шипун встречен на прудах рыбопитомника Воли Мелекесского района. Эти редкие птицы нуждаются в охране.
Жалоба четвертая от животного: “У меня очень ценный мех. Из них шьют шапки, но я люблю на речках строить плотные плотины.” Кто это? (БОБР)
Корреспондент: Сейчас заселил бассейны малых рек области. В Ульяновской области обитает более 1000 бобров. Охота на них запрещена.
Жалоба пятая от животного: “Я очень крупное благородное животное с красивыми рогами. И гибну от волков” Кто это? (ОЛЕНЬ)
Корреспондент: Олень был выпущен в Теренгульском районе 30 лет назад в количестве 19 голов. Сейчас их уже больше 200. Молодняк в основном гибнет от волков. Охота на оленей запрещена.
– Какое ключевое слово получилось? (Сберечь.)
– О каких животных нашего края рассказано в ваших Красных книгах?
(Дети коротко рассказывают о своих Красных книгах, подготовленных на предыдущих уроках.)
Учитель: В Ульяновской области под охраной находятся :
- Косуля. Она обитает в Инзенском, Сенгилеевском районах. Охота на них запрещена.
- Рысь. Почти полностью была уничтожена, сейчас в области обитают 30-40 особей. У нас рыси встречаются в Мелекесском, Сурском, Кузоватовском, Карсунском, Сенгилеевском районах. Где есть лесные массивы. Рысь охраняется.
- Барсук, выдра. Встречаются на реке Б.Черемшан. сейчас в области обитает несколько пар. Охота на них запрещена.
Учитель: Помните! Беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушки, бабочки и другие. Их жизнь часто завит от тебя, от твоего поведения в природе. Давайте вспомним экологические правила.
(Ученики называют правила и от каждой группы вывешивают знаки с названными правилами.)
- Не разоряйте птичьих гнезд.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- Не разоряй муравейники.
- Берегите лягушек, жаб и головастиков.
7. Закрепление (игра “Крестики-нолики”)
Учитель: Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставите крестик (х), если не согласны, то нолик (0).
- Вырубая леса, загрязняя реки и моря, люди губят множества животных. (х)
- Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. (х)
- Трогать муравейники разрешается! (0)
- Под особой охраной находятся животные в заповедниках.(х)
Ключ к разгадке:
1 | 2 | 3 | 4 |
Х | Х | О | Х |
8. Рефлексия
Учитель: Оценить на своих листочках работу вашей группы.
9. Домашнее задание
Стр. 112–115, познакомиться с животными занесенными в Красную книгу нашей планеты. Добавить в свою Красную книгу одного любого животного.
10. Подведение итогов
Про всех на свете.
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
Б. Захадер