Цель: Познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Задачи:
- Через организацию парной работы обеспечить применение учащимися знаний и способов действия литературного анализа в разнообразных ситуациях.
- Создать условия для развития у школьников творческих способностей, умения анализировать чувства автора в момент написания стихотворения, сравнивать части, выявляя контраст настроения, выделять главное.
- Воспитывать чувство ответственности за свою работу и чувство радости за успехи.
Оборудование: Жетоны с изображением снежинки, карточки-гармошки с рифмующимися словами, видеосюжет-отрывок из финальной сцены к художественному фильму “Метель”, снятый по мотивам повести А. С. Пушкина, портреты А. С. Пушкина и Н. Н Гончаровой.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке я хотела бы вместе с вами выяснить особенности композиции стихотворения. (план урока выписан на доску) Для этого я предлагаю организовать соревнование пар. Вы будете зарабатывать баллы – снежинки. Победит тот, кто покажет свою ответственность при выполнении заданий, тот, кто поможет своему соседу по парте, тот, кто проявит своё творчество. Что бы вы хотели узнать на нашем уроке? (Дети предлагают дополнить план урока.) |
II. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы анализировали стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…” Прошу сейчас друг у друга проверить – без ошибок ли выучено стихотворение. (* здесь и далее помечены моменты, когда учитель разрешает учащимся взять изображение снежинки.)
Кто может рекомендовать своего соседа для выступления на конкурсе чтецов? (заслушать 1 ученика) Сегодня конкурс проводить не будем, а вот на следующем – последнем уроке в этой четверти конкурс состоится. Вам необходимо будет вспомнить стихи, изученные в 1 и 2 четверти.
III. Речевая разминка
Сегодня наш разговор пойдёт о зиме. Для речевой разминки предлагаю задания:
Придумайте рифмы к словам на карточке. Ребятам предлагаются карточки-гармошки со словами, к которым надо подобрать рифмы. По окончанию работы дети могут себя проверить (внутри карточки-гармошки есть несколько вариантов рифмующихся слов.)
ночной | простой, лесной, тоской, звездой, судьбой, покой, за мной, тоской, луной, пеленой |
молчанье | сиянье, воспоминанье, желанье, гулянье |
рекой | тобой, за собой, стеной, игрой, гурьбой, стрелой |
увидали | замечали, молчали, в печали, дали, сверкали, пылали, играли, засыпали |
осторожно | возможно, невозможно |
сверкает | встречает, не понимает, сияет, играет, пылает, ласкает, удивляет, пленяет |
пел | шумел, свистел, звенел, белел, темнел |
зиме | тебе, во сне, ко мне |
друзья | края, тебя, маня |
светило | мило, забыло, уплыло, веселило, умыло |
торжество | волшебство |
играет | сияет, блистает, удивляет, затмевает, ослепляет |
шумит | стучит, ворчит, кричит, летит, бежит, слепит |
поляны | туманы, карманы, курганы, великаны |
стихами | полями, над нами, лугами, степями, лучами |
снежный | нежный, безмятежный, вьюжный, дружный |
бледный | бедный, вредный |
берег | снег, бег, человек |
улыбка | ошибка, скрипка |
дней | сильней, за ней, людей, веселей, скорей, быстрей |
леса | полоса, голоса, небеса |
лучи | в ночи, свечи, молчи, учи, кричи |
холод | молод, голод |
звуки | скуки, муки, руки, брюки |
сидел | смотрел, глядел, ревел, звенел,, запел, краснел, свистел |
дождался | смеялся, поднялся, рождался, улыбался, смеялся, восхищался, зазнавался |
поспешает | подмерзает, удивляет, награждает, затмевает, восхищает, наполняет |
холод | голод, молод |
просит | приносит, уносит, заносит, моросит |
со мной | порой, тобой, герой, одной |
за окном | за стеклом, кругом, потом, вечерком |
день | тень, плетень |
Кому удалось подобрать более 2 правильных рифм к одному слову, тому – снежинка. ( * )
Второе задание “ Игра кто последний”. К существительному зима подберите образные выражения (сравнение, метафора, гипербола, эпитет, аллегория, олицетворение). Кто скажет последнее слово или фразу, тот – победитель. ( * )
III. Первичное восприятие стихотворения
Особенно хорошо владеют образными выражениями языка поэты. Вспомните стихи о зиме, прочитайте отрывок. (Дети припоминают.)
А.С.Пушкин был прекрасным мастером слова. Несмотря на то, что его любимое время года была….(осень), стихов о зиме у него немало.
Сегодня я вам прочту моё любимое стихотворение. К нему я подобрала видеосюжет, послушайте, посмотрите и скажите, совпадают ли темы.
Стихотворение “Зимнее утро” было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении друзей А. С. Пушкина.
Действительно, это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
IV. Анализ стихотворения
Откройте учебник на стр. 21-22. Просмотрите текст. Что сразу заметили. (5 частей по 6 строк.) Кому-то из вас знакомы строки из этого стихотворения?
Прочитайте 1 строфу, выясните, у Кентавра и Кота Учёного всё, что вам непонятно. Стр. 153, 157.
Как коротко сказать, о чем первая строфа? ( * )
Начну составлять план к стихотворению “Зимнее утро” А. С. Пушкина:
I. Чудесный день. Призыв к пробуждению.
Прочитайте 2 строфу. Расскажите, что вспоминает поэт?( * )
II. Воспоминание о вчерашней вьюге.
Прочитайте следующие три строфы. Я их выделила в отдельную 3 часть.( * )
III. Прекрасное зимнее утро:
Докажите, в чём красота утра?( * )
а) пейзаж из окна;
б) в комнате
в) приглашение на прогулку.
Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение Пушкина, которому по-настоящему хорошо, для которого впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.
В строчках этого стихотворения кроются маленькие секреты. (Далее выделены слова, которые следует выписать на доске.) Вы хотите их знать?
Обратите внимание на начало стихотворения. Зачем автор использует восклицательные предложения? (ясное, солнечное утро произвело на него большое впечатление) ( * ) Перечитайте эти строки, показав настроение поэта. ( * )
В доме поэт явно не один. Но это стихотворение – монолог. Нет слов героини. Какой вы себе представляете героиню?( * )Вывесить портрет Н. Н Гончаровой.
Каковы чувства автора к ней?( * )
Что она предпочтёт остаться дома или скакать на лошадке?( * )
Человеку, который так хорошо умеет уговаривать, увлечь приятным разговором, вряд ли можно отказать.
Я думаю, что Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную.
С чувством горечи и печали.( * )
С паузами( * )
С чувством радостного удивления( * )
Карточкой прикройте 2 строфу. По-моему эта строфа не так и важна, она как бы из другого стихотворения. Вы согласны? ( Нет, почему?)( * )
Такой приём в литературе называется противопоставление. Попробуйте выбрать рисунки, которые подойдут к этому литературному приёму.( * )
Для описания А. С. Пушкин использует ёмкие эпитеты. Лес (какой?) прозрачный. Почему прозрачный? (Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.)
Обратите внимание на 4 строфу. Предложения в двух первых строчках как бы разорваны. Это так называемые переносы. При чтении не нужно пытаться соединять слова последних строк. Надо не понижая тона выдерживать между строчками лёгкую паузу.
Прочитайте. ( * )
В этих же строках есть ещё удивительные секреты. Комната озарена блеском. Какой эпитет использует автор для характеристики блеска? ( Янтарным) Как вы его понимаете? ( * )
(Лучи и огонь озаряют комнату.) Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев. Кто их нашёл? ( * )
Все прекрасно!
Мы с вами открыли множество секретов этого небольшого стихотворения.
У кого возникло желание представить себя великим поэтом и прочитать это стихотворение, как когда – то А. С. Пушкин. Не забудьте учесть все секреты, которые мы сами открыли.
Я тоже себя представила поэтом и у меня сложились стихи:
Всё сижу у окна,
Только вьюга одна
Во дворе веселится и балует.
Я в квартире одна,
Тускло светит луна.
Непогода меня не радует.
Только вспомню рассвет.
И тоски сразу нет.
Серебром все деревья усеяны.
Яркий солнечный свет
Шлёт в окошко привет.
Все печальные мысли развеяны.
V. Творческая работа
– Я в своём стихотворении применила приём противопоставления. Грустные мысли, навеянные непогодой, сменяются чувством радости, восхищения зимним рассветом.
Продолжите восхищаться зимним утром, сочините об этом несколько строк.
Карточки, с которыми вы работали в начале урока, могут вам помочь.
VI. Выразительное чтение стихотворения
VI. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть, cоставить свое описание зимнего утра, желающие – проиллюстрируют свою работу.
VII. Заключительный этап
Подведение итогов. У кого больше снежинок? Оценки.
Справились ли с задачами, которые планировали?