Цель урока: продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.
Оборудование к уроку:
- Карточки с заданиями.
- Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Учитель. Прочитайте логическое упражнение:
«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша?
Ученик. Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица», значит, она читала басню «Мартышка и очки». А Даша прочитала басню «Ворона и Лисица».
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. А название произведения узнаете из следующего задания. Прочитайте задание и найдите в нем несоответствия. Назовите произведение данного автора.
Ф.И.Тютчев «Зимний вечер»
И.А.Крылов «Весенняя гроза»
А.А.Фет «Зеркало и Обезьяна»
А.С. Пушкин « Зреет рожь»
Ученик. Ф.И.Тютчев написал стихотворение «Весенняя гроза», А.С.Пушкин «Зимний вечер», А.А. Фет «Зреет рожь», а И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
Учитель. Сформулируйте тему урока полностью.
Ученик. Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.
2. Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам
На столах лежат карточки с заданиями: на одних из них только название басни, на других – фраза или слово из басен, ставшие крылатыми.
- «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет». - «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
- «Сильнее кошки зверя нет»
- «Это зло еще не так с большой руки».
- «А проку на волос нет в них».
Один из учеников читает название басни, остальные ищут отрывок из этой басни и наоборот, ученик читает отрывок, а остальные ищут название басни.
Учитель. Вспомните, какую басню читала Вера? (Она читала басню «Мартышка и очки».)
- Чтение басни
Учитель. Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению этой басни.
(Ученики читают басню, желающие рассказывают ее наизусть. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)
Учитель. Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов?
Ученик. И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.
Учитель. Как еще называют таких людей?
Ученик. Невежда – это необразованный человек.
- Физминутка
Качание головой – улучшает мыслительную деятельность, чтение.
Для расслабления мышц шеи и плеч дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.
Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
3. Новая тема
- Словарная работа
Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.
Образ – вид, облик.
Ужимки – гримасы.
Перечесть – посчитать.
Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.
Оборотиться – посмотреть на себя.
На руку нечист – нечестен, вороват.
Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.
(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).
Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.
- Слушание басни в аудиозаписи
Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
Учитель. Определите жанр этого произведения.
Ученик. Мы слушали басню.
Учитель. Вспомните, что такое басня.
Ученик 1. (читает) Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
Ученик 2. (читает) В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Ученик 3. (читает) Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).
- Самостоятельное чтение учащимися басни
Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.
(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).
Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.
4. Работа над содержанием басни.
Учитель. Какая история описывается в басне?
- Кто герой басни?
- Какие поступки совершают герои басни?
- Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.
- Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?
- Над чем смеется автор?
- Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышки из басни «Мартышка и очки»?
Ученик. Они не видят своих недостатков, но видят их в других.
Учитель. Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
- Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.
Учитель. Прочитайте мораль в тексте басни.
- Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?
Ученик. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»
Учитель. Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?
- Физминутка
Упражнение «Цветочек» - профилактика нарушений зрения.
Глазами нарисовать два цветочка с 4 лепестками, 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.
«Пять домовых»
Пять веселых домовых праздничною ночью – вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами, поворачиваем кисти вправо, влево.
Разгулялись чересчур, расшалились очень – энергичные движения руками в стороны – вверх – в стороны – вниз.
Встав на цыпочки, один закружился в вальсе – дети кружатся вокруг себя.
А второй споткнулся и нос себе расквасил – присесть, прикрыть нос рукой.
Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал – прыжки на месте вверх без продвижения вперед.
А четвертый топал как мишка косолапый,
Пятый пел до хрипоты песенку за песней – руки в стороны, имитируя позу певца, вдох, выдох.
Этой ночью домовым очень было весело, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4.
5. Выразительное чтение басни.
- Упражнения в интонировании
Произнеси эти слова и отругай Мартышку:
Сидит Мартышка на вышке,
Бросает оттуда шишки.
- Похвалите Мартышку.
- Прочитайте, как диктор радио.
- Вычитывание басни, составление партитуры чтения с карандашом.
- Чтение басни в паре, с соблюдением партитуры чтения.
- Выразительное чтение басни.
6. Итог урока.
- Работа в группе
Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.
Время, час, потехе, делу.
Не суди, на себя, погляди, других.
Насмешишь, людей, поспешишь.
(Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).
Учитель. Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне?
Ученик. Других не суди, на себя погляди.
Учитель. Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)
- Чему учат нас басни И.А.Крылова?
- Что бы вы посоветовали Обезьяне?
- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.
7. Домашнее задание.
Подготовить по выбору:
- выразительное чтение басни;
- изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
- выучить наизусть.