Цели:
- создать условия для выведения формулы вычисления объема прямоугольной призмы.
а) актуализация известного способа
б) предъявление задания, в котором возникает необходимость выведения нового способа. - создание условий для применения способа нахождения дроби от числа.
Технология проведения урока: урок математики проводится в технологии развивающего обучения по системе РО Л.В. Занкова в 4 классе.
Тип урока: Решение частно-практических задач.
Планируемый результат: выведение формулы вычисления объема прямоугольной призмы.
Оборудование:
- объемные и плоскостные геометрические фигуры (включая прямоугольную призму со снимающимся основанием)
- коробочки для измерения объема (по числу групп в классе)
- кубический сантиметр у каждого ученика
АНАЛИЗ УРОКА
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
Формы |
Результаты |
I |
Создание условий для актуализации знаний с целью восстановления признаков понятий и имеющегося способа нахождения объема |
Инвентаризация знаний. Выбор фигуры для измерения объема. Применение старого способа. |
Фронтальная |
Возникновение у учащихся потребности восстановления старого способа измерения объема, его применения. |
II |
Предъявление задания для создания проблемной ситуации. |
Наблюдение, сравнение фигур. |
Фронтальная |
Понимание неэффективности использования старого способа или невозможности его применения в различных ситуациях. |
III |
Предоставление материала для наблюдения. Организация эффективных форм наблюдения и презентации результатов. |
Наблюдение, поиск нового способа вычисления. Варианты решения. Коммуникации. Моделирование. |
Групповая |
Выведение нового способа вычисления объема, запись формулы. |
IV |
Предъявление задания для использования нового способа |
Выполнение задания. Работа с формулой. |
Индивидуальная |
Нахождение объема фигуры, вычислить который ранее было невозможно. |
V |
Организация учебного пространства для проведения рефлексии |
Осознание собственных действий. |
Фронтальная |
Формулировка вывода. Удовлетворение собственными действиями и результатами работы. |
ПРОЕКТ УРОКА
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
Формы |
Результаты |
I. Актуализация знаний с целью восстановления признаков понятий |
- Урок математики. У нас сегодня гости. Готовы работать? - Тогда посмотрите. Что видите? (геометрические фигуры). - Что можете о них сказать? (их можно разделить на 2 группы) По какому признаку? (плоскостные и пространственные) - Как вы будете их делить? -Чем одни фигуры отличаются от других? - Вы сказали, что у фигур 2 группы можно измерить объем. Давайте это сделаем. Что для этого нужно? (фигура, объем которой будем измерять, и единица измерения). |
- Выделение признаков объемных фигур. - Деление на группы. - Измерение объема коробки известным способом |
Фронтальная |
Классификация фигур на основе выделения признаков объемных фигур, измерение объема коробки |
|
У нас здесь есть все необходимое? (есть прямоугольная призма, есть кубический сантиметр). Деревянные фигуры не можем измерить. - Приступим. Каждый будет укладывать сразу по 2 см3 . - Итак, каков объем этой коробки? Как вы его измерили? (84 см3) |
- Измерение объема коробки при помощи кубического сантиметра |
Фронтальная |
Применение известного способа измерения объема |
II.Проблематизация с целью выведения нового способа нахождения объема. |
- Скажите, а этот способ измерения объема удобен? (нет) Почему? - А почему вы не выбрали эти (деревянные) фигуры? - Давайте измерим. Почему не можем? Но ведь это объемная фигура. - Можем воспользоваться известным способом? - Подумайте. А чтобы решение было быстрее найдено, я предлагаю объединиться в группы. |
Наблюдение, анализ |
Фронтальная |
- Вывод о невозможности применения известного способа для измерения V всех фигур |
III.Моделирование. |
Материал для наблюдения: каждой группе – коробочка 7см х 4см х 3см - Вычислить объем этой коробки. - Что нужно сделать? (умножить длину на ширину и на высоту) - Как записать в общем виде? V= a x b x h |
Выведение нового способа вычисления объема |
Групповая |
Формула вычисления V прямоугольной призмы |
IV. Применение способа для решения частно-практических задач |
- А теперь вы можем вычислить объем деревянных фигур? - Давайте проверим новый способ. - Сейчас я хочу предложить задачу про объем, но другого типа. - Вычислите, чему равны ¾ объема коробки.(63 см3).- Кто запишет на доске? |
Применение нового способа для измерения объема фигуры |
Индивидуальная |
Применение нового способа |
V. Рефлексия |
- Давайте подведем итоги урока. - Какое важное открытие вы сделали? - Для кого урок был важным, полезным? - Кто что-то хочет еще добавить? |
- Наблюдали. - Делали выводы. - Моделировали. - Вывели формулу |
Фронтальная |
Удовлетворение собственными действиями и результатами |