Цель:
- Повторить физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач.
- Формирование познавательного интереса к физике, умения выстраивать план выполнения заданий, умения и навыков устной речи.
- Развитие логического мышления, навыков решения задач.
Тип урока: Урок - решение задач в форме игры.
Оборудование: Карточки-задания.
Ход урока
Каждая команда предварительно получает домашнее задание:
- Придумать название, эмблему, девиз.
- Придумать стихотворение, использовав слова: давление, высота, лететь, человек, зубы, нога, вода, обыкновенная, картина.
- Показать опыт доказывающий существование давления атмосферы или давления жидкости и газов на дно и стенки сосудов.
- Придумать смешную историю, связанную с темой «Давление, способы уменьшения и увеличения давления», которая должна быть обыграна в течение 2-3 минут.
Начало игры.
Ведущий сообщает о цели сегодняшнего мероприятия, приглашает команды, представляет жюри. Проводится жеребьёвка. Жюри оценивает работу команд (максимальная оценка 5 баллов).
I. Представление.
Каждая команда (в зависимости от количества 7 классов в школе) представляет себя (название, девиз, эмблему).
II. Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы:
- Какой буквой обозначается давление?
- В каких единицах измеряется давление?
- По какой формуле можно определить давление?
- По какой формуле можно определить давление жидкости и газов на дно и стенки
сосудов? - От каких величин зависит давление жидкости?
- Назвать единицы измерения высоты.
- Чему равна постоянная величина g?
- Назвать единицы измерения силы?
- С помощью какого прибора можно измерить давление жидкого тела?
- С помощью какого прибора можно измерить давление в газах?
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
- Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?
- Зубы есть, а хлеба не ест.
- На пальце одном ведёрко вверх дном.
- Гладит всё, чего касается, а дотронешься- кусается.
- Начинает он копать, заменяет сто лопат.
- Сам деревянный, а голова железная.
- Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога. - Держусь я только на ходу,
А если стану-упаду. - Полон хлевец белых овец.
III. «Теоретический».
Каждой команде даётся карточка-задание (на выполнение отводится 3 минуты).
Задание для 1 команды:
- Какое давление оказывает на дно канистры слой высотой 60 см?
- На какой глубине давление воды в море равно 320 кПа?
- Какая жидкость оказывает на глубине 5 м давление 40 кПа?
- В каком из сосудов давление воды больше?
Рисунок 1
Задание для 2 команды:
- Искусственный ныряльщик погружается в море на глубину 50 метров. Какое давление испытывает он?
- Какое давление испытывают рыбки, плавая в аквариуме на глубине 20 см?
- Определите высоту водонапорной башни, если у её основания давление равно 220 кПа.
- Какая жидкость на глубине 0,1 м оказывает давление 790 Па?
- Из формулы р = р· g · h выразите величину р
Задание для 3 команды:
- На какую высоту может поднять нефть насос, создающий давление 160кПа?
- Из формулы р = F\S выразите S.
- Самое глубокое озеро-Байкал, его глубина 1620метров.Определите давление на дно
этого озера. - Какое давление оказывает ртуть в резервуаре термометра, если её высота 20 см?
- Какая жидкость на глубине J 00 метров оказывает давление 710 кПа?
Вопросы болельщикам:
Пока команды выполняют теоретический тур игры, болельщики отвечают на вопросы ведущих, принося своей команде дополнительные баллы. Каждый правильный ответ-1 балл.
- На дворе кланяется, а домой придёт- растянется.
- Маленький, горбатенький всё поле обыщет; домой прибежит, целый год пролежит.
- Щука понура, хвостом вильнула, леса' пали, горы стали.
- Не лошадь, не корова и не бык, а сено ест.
- Два братца век бегут, два братца век нагоняют.
- Бегут плоски, загнув носки. .
- Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. - Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. - Два колесика подряд.
Их ногами вертят,
Л поверх торчком
Сам хозяин крючком. - Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья. - Мы за обедом под столом,
А ночью - под кроватью. - Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом - и мчись на нём!
Только лучше правь рулём.
IV .Экспериментальный.
1. Определить в каком сосуде давление больше?
Рисунок 2
КОМАНДЕ № 1
ЗАДАЧА № 1. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?
Рисунок 3
ЗАДАЧА № 2. Как приблизительно взвесить улов рыбы, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?
Рисунок 4
КОМАНДЕ № 2
ЗАДАЧА № 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит 1.ли когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста (гать) облегчает переход по болоту. Почему?
Рисунок 5
ЗАДАЧА № 2. Турист проходит по доске, заменяющей мост. Что происходит в это время с доской? Что произойдет с ней, когда турист переправится на другой берег? Какое свойство дерева при этом проявляется?
Рисунок 6
КОМАНДЕ № 3
ЗАДАЧА № 1. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?
Рисунок 7
ЗАДАЧА № 2. Которому из двух людей нужны более длинные лыжи? Почему?
Рисунок 8
IV. Домашнее задание.
По жеребьёвке каждая команда демонстрирует:
а) стихотворение с использованием указанных учителем слов.
б) опыт.
в) смешную историю, связанную с темой «Давление».
V. Подведение итогов.