Игра "Турнир физиков" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель:

  1. Повторить физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач.
  2. Формирование познавательного интереса к физике, умения выстраивать план выполнения заданий, умения и навыков устной речи.
  3. Развитие логического мышления, навыков решения задач.

Тип урока: Урок - решение задач в форме игры.

Оборудование: Карточки-задания.

Ход урока

Каждая команда предварительно получает домашнее задание:

  1. Придумать название, эмблему, девиз.
  2. Придумать стихотворение, использовав слова: давление, высота, лететь, человек, зубы, нога, вода, обыкновенная, картина.
  3. Показать опыт доказывающий существование давления атмосферы или давления жидкости и газов на дно и стенки сосудов.
  4. Придумать смешную историю, связанную с темой «Давление, способы уменьшения и увеличения давления», которая должна быть обыграна в течение 2-3 минут.

Начало игры.

Ведущий сообщает о цели сегодняшнего мероприятия, приглашает команды, представляет жюри. Проводится жеребьёвка. Жюри оценивает работу команд (максимальная оценка 5 баллов).

I. Представление.

Каждая команда (в зависимости от количества 7 классов в школе) представляет себя (название, девиз, эмблему).

II. Разминка.

Команды по очереди отвечают на вопросы:

  1. Какой буквой обозначается давление?
  2. В каких единицах измеряется давление?
  3. По какой формуле можно определить давление?
  4. По какой формуле можно определить давление жидкости и газов на дно и стенки
    сосудов?
  5. От каких величин зависит давление жидкости?
  6. Назвать единицы измерения высоты.
  7. Чему равна постоянная величина g?
  8. Назвать единицы измерения силы?
  9. С помощью какого прибора можно измерить давление жидкого тела?
  10. С помощью какого прибора можно измерить давление в газах?
  11. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
  12. Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?
  13. Зубы есть, а хлеба не ест.
  14. На пальце одном ведёрко вверх дном.
  15. Гладит всё, чего касается, а дотронешься- кусается.
  16. Начинает он копать, заменяет сто лопат.
  17. Сам деревянный, а голова железная.
  18. Без головы, а в шляпе.
    Одна нога, и та без сапога.
  19. Держусь я только на ходу,
    А если стану-упаду.
  20. Полон хлевец белых овец.

III. «Теоретический».

Каждой команде даётся карточка-задание (на выполнение отводится 3 минуты).

Задание для 1 команды:

  1. Какое давление оказывает на дно канистры слой высотой 60 см?
  2. На какой глубине давление воды в море равно 320 кПа?
  3. Какая жидкость оказывает на глубине 5 м давление 40 кПа?
  4. В каком из сосудов давление воды больше?

Рисунок 1

Задание для 2 команды:

  1. Искусственный ныряльщик погружается в море на глубину 50 метров. Какое давление испытывает он?
  2. Какое давление испытывают рыбки, плавая в аквариуме на глубине 20 см?
  3. Определите высоту водонапорной башни, если у её основания давление равно 220 кПа.
  4. Какая жидкость на глубине 0,1 м оказывает давление 790 Па?
  5. Из формулы р = р· g · h выразите величину р

Задание для 3 команды:

  1. На какую высоту может поднять нефть насос, создающий давление 160кПа?
  2. Из формулы р = F\S выразите S.
  3. Самое глубокое озеро-Байкал, его глубина 1620метров.Определите давление на дно
    этого озера.
  4. Какое давление оказывает ртуть в резервуаре термометра, если её высота 20 см?
  5. Какая жидкость на глубине J 00 метров оказывает давление 710 кПа?

Вопросы болельщикам:

Пока команды выполняют теоретический тур игры, болельщики отвечают на вопросы ведущих, принося своей команде дополнительные баллы. Каждый правильный ответ-1 балл.

  1. На дворе кланяется, а домой придёт- растянется.
  2. Маленький, горбатенький всё поле обыщет; домой прибежит, целый год пролежит.
  3. Щука понура, хвостом вильнула, леса' пали, горы стали.
  4. Не лошадь, не корова и не бык, а сено ест.
  5. Два братца век бегут, два братца век нагоняют.
  6. Бегут плоски, загнув носки.                                                       .
  7. Принялась она за дело,
    Завизжала и запела.
    Ела, ела
    Дуб, дуб,
    Поломала
    Зуб, зуб.
  8. Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька.
  9. Два колесика подряд.
    Их ногами вертят,
    Л поверх торчком
    Сам хозяин крючком.
  10. Всегда шагаем мы вдвоём,
    Похожие, как братья.
  11. Мы за обедом под столом,
    А ночью - под кроватью.
  12. Этот конь не ест овса,
    Вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом - и мчись на нём!
    Только лучше правь рулём.

IV .Экспериментальный.

1. Определить в каком сосуде давление больше?

Рисунок 2

КОМАНДЕ № 1

ЗАДАЧА № 1. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?

Рисунок 3

ЗАДАЧА № 2. Как приблизительно взвесить улов рыбы, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?

Рисунок 4

КОМАНДЕ № 2

ЗАДАЧА № 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит 1.ли когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста (гать) облегчает переход по болоту. Почему?

Рисунок 5

ЗАДАЧА № 2. Турист проходит по доске, заменяющей мост. Что происходит в это время с доской? Что произойдет с ней, когда турист переправится на другой берег? Какое свойство дерева при этом проявляется?

Рисунок 6

КОМАНДЕ № 3

ЗАДАЧА № 1. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?

Рисунок 7

ЗАДАЧА № 2. Которому из двух людей нужны более длинные лыжи? Почему?

Рисунок 8

IV. Домашнее задание.

По жеребьёвке каждая команда демонстрирует:

а) стихотворение с использованием указанных учителем слов.

б) опыт.

в) смешную историю, связанную с темой «Давление».

V. Подведение итогов.