Цели:
- познакомить учащихся со стихами о Родине русских поэтов, научить читать ихвыразительно
- развивать творческие способности учащихся
- развивать навыки работы в группе,
- умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
Оборудование:
- библиографические данные поэтов
- карточка с вопросами для анализа произведения
- конверты с названием стихов
- конверты с разрезанными пословицами
- таблица для анализа произведения
- визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»
- В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»
Ход урока
Организационный момент
Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.
(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)
Музыкальный эпиграф
(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)
-О чем вы спели?
Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.
Постановка целей и задач урока
Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи русских поэтов о Родине.
Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.
Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.
(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)
Проверка домашнего задания
А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где вы выразительно читали стихотворение Никитина «Русь».
(дети читают по цепочке, по столбику)
Спасибо за ваше выразительное чтение.
- Подберите к слову Русь слова, близкие по значению (Родина, Россия)
- Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)
Различные авторы по-разному говорят о родине.
Я хочу прочитать вам слова К.Д. Ушинского, а вы должны ответить на такие вопросы:
- Почему родину называют Отчизной?
- Почему ее называют матерью или матушкой?
«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
Как мать, она защищает, бережет нас от всяких врагов»
(ответы детей в группах)
Мысли о Родине интересно сформулированы в русских народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.
Работа с деформированным текстом
(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)
Сторона родная чужая мать а мачеха
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Не за родину – мать умирать страшно
За родину – мать не страшно умирать.
Изучение нового материала
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в учебнике фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.
Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями (Приложение1)
(выступают дети)
- Что интересного узнали? (ответы детей)
- Примите позу слушатели и послушайте стихи С.Д.Дрожжина «Родина» и А.В.Жигулина «О.Родина!»
(стихи звучат в исполнении учителя)
- Выберите стихотворение, с которым вы будете работать
(задания в конвертах)
Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.
Словарная работа
- Какие это слова?
- приветных (деревень) Дрожжин «Родина»
- жнивье, трепетным (взором) Жигулин «О, Родина!»
- Где можно узнать значение этих слов?
- Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.
(дети работают со словарями)
- Назовите значение этих слов
Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.
Физминутка
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит!
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.
(вопросы даны на карточках)
- Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)
- Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)
- Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)
Для выполнения задания даётся 5-7 минут
Сотрудники центра выступают со своим анализом
Данные анализов заносятся в таблицу (Приложение2)
А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.
(дети читают стихи)
Мне очень понравилось, как вы читали стихи.
Дифференцированное д/з
Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з :
- Выразительно прочитать стихотворение
- Выучить его наизусть
- Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:
Почему я люблю свою родину?
Итог урока
- Стихи, каких авторов мы читали?
- Чем они отличаются?
- Что общего заметили в этих стихах?
- Как можно назвать стихотворение С.Д. Дрожжина? (гимн, посвящение)
- А стихотворение А.В.Жигулина (признание в любви)
- Какое стихотворение понравилось больше?
Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен.
Литература
- Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Л., 1955
- Сиземская И.Н., Новикова Л.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998.С.16
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост. С.Ф.Егорова. М.: Изд. дом «Карапуз», 2000. С.22
- Груздева М.В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества // Начальная школа 2008 №10 С.37
Приложение 2