Занятие по декоративно–прикладному творчеству для учащихся 4-го класса "Красота родной земли"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Развитие художественно-образного мышления.

Задачи:

  • Развивать эстетическое восприятие образов природы и искусства.
  • Способствовать формированию умений сотрудничать в ходе совместной работы.
  • Обучать технике обрывной аппликации.

Задание: Зимний пейзаж с деревьями, птицами.

Вид изображения: Панно.

Техника работы: Обрывная аппликация.

Форма организации занятия: Совместно-индивидуальная, коллективная деятельность.

Инструменты, материалы: Тонированная бумага, клей, карандаш.

Зрительный ряд:

  • Образы деревьев (аппликация).
  • Перчаточная кукла «Сказочник».
  • Технологические карты «Снегирь», «Деревья» на стол каждому учащемуся.
  • Лист ватмана, тонированный в голубой цвет для общей композиции.
  • Репродукции с картин русских художников «На севере диком…», «Парк в Павловске», «Сосны, освещенные солнцем», «Зима», «Туманное утро», «Лес весной», «Дубы».
  • Литературный ряд: Ф. Савинов «На родной почве».
  • Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года».

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало занятия.
  3. Сказочно-игровая ситуация.
  4. Подготовка к практической деятельности:
    • распределение ролей и объяснение правил;
    • педагогический показ приемов.
  5. Практическая работа.
  6. Коллективное составление панно.
  7. Подведение итогов.
  8. Заключение. Мотивация на дальнейшую работу.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами занятие, которое, я думаю, будет вам интересно.

– Что необходимо знать и уметь художнику?

Ученики: Чтобы быть художником нужно уметь рисовать, лепить…

– Правильно. Для того чтобы быть художником нужно многое знать и уметь: рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Каждый человек – художник он или внимательный зритель, может увидеть в окружающей жизни то, что не замечают другие – это искусство видеть.

Если вам доводилось путешествовать или просто выезжать с родителями за город, то вы видели реки, холмы, поросшие лесом, удивительные уголки природы. Такую красоту можно сравнить со словами песни, которую написал в прошлом веке поэт Федор Савинов.

(Слайды с картин художников, звучат строки песни).

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля…
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу дубы вековые,
А вон там сосновый бор.
Это признаки родные,
Это родины простор.

Вижу горы-исполины,
Вижу реки и леса…
Это русские картины,
Это русская краса…

Вижу всюду трепет жизни,
Где ни брошу только взор…
Это Матушки-отчизны
Нескончаемый простор…

– Художники раскрывают красоту родной земли в картинах.

Композиторы воспевают красоту природы в своей музыке. Послушайте фрагмент изумительного произведения композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года» (показ слайдов с изображением русского пейзажа). Его музыка очень созвучна с красотой природы. Она действительно великолепна зимой и летом, осенью и весной. Не правда ли?:

– Вы посмотрели произведения И.И. Шишкина и других русских художников. Что изображают они в своих картинах?

Ученики: Леса, реки, озера, поля…

(Раздается стук).

– Ребята, к нам пришел сказочник. Я пригласила его на наше занятие.

Он поведает вам историю об одном художнике.

(В роли сказочника - перчаточная кукла. Во время повествования сказки звучит музыка).

Сказочник: Здравствуйте, ребята. Располагайтесь удобнее и внимательно слушайте. 

Жил-был художник. Он обошел все окрестности и, когда возвращался, глаза его всегда светились. Он писал прекрасные пейзажи, изображая леса, поля, горы, небеса. Порой это был крохотный цветок, порой восходящее солнце. Но вот наступила зима. Цвет природы исчез, изменился. Художник забросил краски и кисти.

Он подолгу бродил по полям и лесам, но возвращался мрачнее тучи, в душе не было покоя, и новых картин он не написал.

- Что ты ищешь? – спрашивали его люди.

- Я ищу Красоту, - отвечал художник.

Как-то ночью художник заблудился. Над ним сияли звезды, и среди них художник увидел величественную женщину в синих одеяниях. Это пришла к нему Матушка-Природа.

Художник склонился перед ней: - Матушка-Природа, подари мне тайну Красоты Земли, чтоб я мог открыть ее людям.

Улыбнулась Матушка-Природа, и прозвучали в вышине слова: «Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Даже самая невзрачная веточка может быть красивой, нужно только уметь это видеть».

Художник осмотрелся и удивился увиденному.

Сказочник: Как вы думаете, что могло поразить художника в скупых зимних красках?

– Ученики: Заснеженные поля, деревья, покрытые инеем, сугробы причудливой формы, блеск снежинок…

Сказочник: Я вижу, как светятся ваши глаза и уверен, что вы внимательные зрители и у вас все получится. До свидания, ребята. Желаю вам творческих успехов (сказочник прощается с детьми).

(Обобщение ответов).

Художник может изобразить заснеженные деревья, покрытые инеем, сказочные сугробы (на доску вывешиваются образцы деревьев).

– Ребята, какие деревья знаете вы? (опрос учащихся) А какие деревья нравятся вам больше всего, чем они вас привлекают?

Ученики: Дуб, береза, …...

– Я тоже люблю и уважаю деревья. Дерево – это живое существо, которое чем – то напоминает человека. У дерева есть туловище – ствол, руки – ветви, ноги – корни, голова где - то на стволе. Можно обнять дерево, и оно одарит тебя своей волшебной силой и энергией. Давайте и мы сегодня создадим картину, в которой обязательно будут деревья. Представьте, что вы деревья, дует ветерок, а вы качаетесь на ветру (физкультурная пауза).

А теперь деревья встали,
Ноги – корни все размяли,
Плавно ветви вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Наклонились вправо, влево.
Тихо сели и за дело.

– У вас на столах бумага, клей. Мы будем изображать «Зимний пейзаж».

Предложите, как можно выполнить эту работу.

Ученики: Можно выполнить индивидуально, можно по группам…

– Чтобы справится с этой работой, мы сделаем ее сообща, коллективно. Я подскажу, как лучше организовать совместную работу (распределение ролей, объяснение правил).

– Для начала работать будем индивидуально в группах. Одна группа ребят будут создавать небо и сугробы, другие – снегирей, а остальные будут создавать образы деревьев. Когда работа в группах будет закончена, начнем общую сборку композиции.

– Работу будем выполнять в технике обрывной аппликации. Как это делать, я вам покажу. (Показ приемов обрывания листа). Вам все понятно? Есть вопросы ко мне?

(Практическая работа).

– Приступайте к работе. Вашими помощниками в ней будет волшебная музыка природы и все необходимые принадлежности, которые находятся на столах. (Во время проведения занятия звучит музыка, ребята индивидуально выполняют работу).

(Групповая компоновка деталей композиции).

Подведение итогов.

– У нас получился зимний пейзаж. Давайте дадим ему название. (предложения детей: «Зима», Зимний лес», Февраль»…, «Февральская лазурь») Какое прекрасное название «Февральская лазурь». Полюбуемся своей работой (звучит музыка).

– Вы не только внимательные зрители, но и хорошие художники. Вы можете создать красоту своими руками. Вам понравилось трудиться? Кто из вас впервые познакомился с приемами обрывной аппликации?

– Посмотрите работы, которые выполнили другие ребята. Вам они нравятся? Попробуйте дома выполнить свои работы в этой технике.

– Спасибо вам, ребята, за творческий союз. Я очень довольна вами и вашей работой. До свидания.