Использование цифровых образовательных ресурсов, размещенных в Удиной коллекции ЦОР, при подготовке учителя информатики в педагогическом колледже

Разделы: Информатика


Цели: научить студентов:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс по “Информатике и ИКТ” (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы, цифровых образовательных ресурсов (на примере ресурсов размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
  • осуществлять отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания c опорой на деятельностный подход и продуктивные методы обучения с учетом анализа достигнутых результатов.

Задачи:

  • сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.

Студенты должны знать:

  • цель и задачи изучения данной линии;
  • понятия и последовательность их введения;
  • методические особенности организации обучения школьников;
  • систему задач по данной линии;

Студенты должны уметь:

  • формулировать цель изучения данной линии и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;
  • проводить сравнительный анализ изучения дидактических элементов данной линии в различных школьных учебниках по информатике;
  • планировать процесс обучения школьников по данной линии;
  • подготавливать систему задач для изучения материала;
  • составлять конспект урока;
  • выбирать различные методы и организационные формы занятий, адекватные содержанию изучаемого материала;
  • использовать на уроках внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;
  • разрабатывать и использовать средства проверки знаний, умений и навыков;
  • использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для общего образования, разработанных в рамках федеральных программ и находящихся в открытом доступе в сети Интернет:
    • портала методической службы издательства “БИНОМ. Лаборатория знаний” (http://metodist.lbz.ru);
    • федерального портала "Российское образование" - http://edu.ru;
    • каталога образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru;
    • каталога учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru;
    • портала "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
    • российского общеобразовательного портала - http://school.edu.ru;
    • портала компании “Кирилл и Мефодий” (образовательные ресурсы online “Сетевые компьютерные практикумы”) http://webpractice.cm.ru.

Аннотация проекта

4 года назад в ГОУ СПО Боровичском педагогическом колледже (Новгородская область) открыта специальность 050202 “Учитель информатики”. В 2009 году будет первый выпуск учителей информатики основной общеобразовательной школы.

Базисным учебным планом 2004 года предложена модель непрерывного обучения предмету “Информатика и ИКТ” на всех ступенях образования в школе. Это вносит серьезные изменения в процесс профессионального становления будущего учителя информатики: требует нового осмысления современных моделей обучения информатике согласно выбранному школой профилю.

При этом на старшей ступени обучения предусмотрены различные уровни изучения -   базовый и профильный. Однако, продвижение учащихся к этим уровням требует от учителя информатики умений в:

  • формировании соответствующих условий изучения учащимися предмета на начальной и основной ступенях обучения;
  • построении траекторий обучения  школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Важнейшим новшеством образовательных стандартов по всем другим учебным предметам, включая начальную школу,  является обязательное использование компьютеров и цифровых образовательных ресурсов.

Работа показывает как, в процессе овладения содержанием курса “Методика преподавания информатики”, можно обеспечить у будущих учителей информатики основной школы общие и профессиональные компетенции по:

  • формированию и использованию библиотеки программных средств учебного назначения, цифровых образовательных ресурсов;
  • организации работы компьютерного класса;
  • осуществлению компьютерной поддержки различных школьных предметов;
  • организации и проведении учебных занятий по информатике.

Формы организации работы студентов

В основе проектирования траектории профессионального становления студентов педагогического колледжа в области непрерывного информационного образования лежат закономерности профессионального развития, взаимосвязи учебных курсов государственного образовательного стандарта, их значимость в формировании компетентного специалиста.

Проведенные нами исследования показали, что модульная технология обучения студентов педагогического колледжа может способствовать реализации целостности и фундаментальности образовательного процесса, ориентации на интересы развития личности и новые формы организации познавательной деятельности студентов, построенных на принципах интеграции содержания учебных дисциплин.

Эффективность использования модульной технологии обучения студентов складывается из многочисленных компонентов, основными из которых является эффективность процесса обучения, начиная с результативности и заканчивая оценкой здоровьесберегающей среды и отношениями в коллективе группы. Вся совокупность параметров, определяющих эффективность технологии, взаимосвязана и взаимозависима.

Модульную технологию мы относим к педагогическим технологиям, созданным на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала.

Процесс использования модульной технологии обучения мы представляем в виде отдельных блоков и модулей, которые логически взаимосвязаны и, влияя друг на друга, образуют необходимую систему воздействия. Это:

  • модуль мотивации;
  • модуль информационного обеспечения;
  • модуль контроля и диагностики;
  • модуль содержания.

Состав и содержание учебных блоков зависит от программы для конкретного предмета и специальности.

Технология организации модульного обучения предполагает интеграцию его с теориями активного, проблемного и программированного обучения, что позволит создать комплексную дидактическую систему, представляющую собой гибкую совокупность следующих компонентов: нетрадиционных лекций, разнообразных форм самостоятельной и коллективной работы обучающихся, различных форм контроля, рейтинговой системы.

Для овладения теоретическими и практическими знаниями по интегративному курсу “Методика преподавания информатики” можно использовать метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний студентами, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях студентов.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у студентов опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя и студентов большой работы по конструированию специальных условий с целью выявления и развития их творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их студентами.

Опыт использования метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

На занятиях перед студентами ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Студенты могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности студентов.

В итоге можно сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В начале семестра перед студентами ставится задача - в процессе дальнейшей работы создать коллективный или индивидуальный проект по выбранной теме и защитить его по окончании семестра. Таким образом, студентам с самого начала ясна цель изучения курса, они осознанно подходят к освоению программного материала, у них сформирована высокая мотивация.

Работа над проектом включает в себя:

  • выбор темы, постановка индивидуального проекта по выбранной учебной (научной) проблеме;
  • подбор литературы и других источников информации;
  • составление планов реферативной части проекта и работы над презентацией;
  • подготовка текстов рефератов;
  • репетиция презентаций, подготовка текста выступления;
  • итоговая аттестация в форме защиты проектов по выбранной проблеме.

Примерный перечень тем проектов, выполненный студентами колледжа на основе интегративного подхода по учебной дисциплине “Методика преподавания информатики” включает в себя разработку учебно-методического пособия по содержательно – методической линии базового курса “Информатика и ИКТ”:

  • линия информации и информационных процессов;
  • линия представления информации;
  • линия информационных технологий (технология работы с текстовой информацией, технология работы с числовой информацией, технология работы с графической информацией) и др.

(Примечание: название содержательных линий согласно учебного пособия М.П. Лапчика, И.Г. Семакина “Методика преподавания информатики”).

Обязательным требованием проектной работы является использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных:

  • на портале методической службы издательства “БИНОМ. Лаборатория знаний” (http://metodist.lbz.ru);
  • на федеральном портале "Российское образование" - http://edu.ru;
  • в каталоге образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru;
  • в каталоге учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru;
  • в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
  • на портале "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
  • на российском общеобразовательном портале - http://school.edu.ru;
  • на портале компании “Кирилл и Мефодий” (образовательные ресурсы online “Сетевые компьютерные практикумы”) http://webpractice.cm.ru.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность у студентов общих и профессиональных компетенции, соответствующих основным видам профессиональной деятельности;
  • овладение студентами теоретическими, методическими основами проектирования процесса обучения по содержательно – методическим линиям начального, пропедевтического и базового курса “Информатика и ИКТ”;
  • широкая информирование студентов (будущих учителей информатики), учителей базовых школ по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для общего образования, разработанных в рамках федеральных программ и находящихся в открытом доступе в сети Интернет (разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса);
  • сформированность у студентов умений и знаний по использованию методической поддержки при внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс;
  • ознакомление студентов с опытом практического использования электронных образовательных ресурсов в учреждениях общего образования.

Содержание проекта определяется контрольным листом-заданием. Например:

Метод проектов

Специальность 050202 “Информатика”, группа 4И, 2007-2008 уч.год (2 семестр)

Учебная дисциплина: “Методика преподавания информатики”

Учебно-методическое пособие “Информационные технологии в базовом курсе информатики”

Ф.И. студента(ки)________________________________________________________________

Информационная технология______________________________________________________

1 Введение Название содержательно – методической линии, ее роль в базовом курсе “Информатика и ИКТ”, назначение, особенности и возможности
2 Место содержательно-методической линии в базовом курсе информатики Требования ГОС
Вариативные подходы к изучению (выписка из образовательных программ: содержание)
тематическое планирование, методические рекомендации авторов программы)
3 Теоретические основы основных положений, понятий данной содержательно – методической линии
4. Анализ вариативных учебников базового курса “Информатика”, “Информатика и ИКТ” (авт. Матвеева Л.Л., Босова Л.В., Макарова Н.В., Семакин И.Г., Угринович Н.Д.) Учебник (название, автор).

Содержание темы (выписка из содержания учебника или пояснительной записки).

Краткая аннотация (характеристика) каждого параграфа.
Сравнительная характеристика содержания.
5 Психолого-педагогические рекомендации по построению процесса обучения содержанию данной содержательно – методической линии
6 Методические рекомендации к изучению основных понятий содержательно – методической линии в начальной и основной школе (на основании учебного пособия М.П. Лапчика, И.Г. Семакина “Методика преподавания информатики”)

Методические рекомендации к изучению основных понятий содержательно – методической линии в начальной и основной школе (на основании “Энциклопедии учителя информатики”, газета “Информатика” (1 сентября))

7 Изучить содержание и проанализировать возможности использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных:
на портале методической службы издательства “БИНОМ. Лаборатория знаний” (http://metodist.lbz.ru );
на федеральном портале "Российское образование" - http://edu.ru
в каталоге образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru ;
в каталоге учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru ;
в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru ;
на портале "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
на российском общеобразовательном портале - http://school.edu.ru ;
на портале компании “Кирилл и Мефодий” (образовательные ресурсы online “Сетевые компьютерные практикумы”) http://webpractice.cm.ru
8 Авторская концепция изучения содержательно – методической линии по одной из образовательных программ Программные требования выбранной образовательной программы по данной содержательно – методической линии (содержание, тематическое планирование)
Методические рекомендации авторов выбранной программы).
Полная характеристика содержания учебников по данной содержательно-методической линии.
Структурно – логическая схема содержания содержательно – методической линии
9 Система заданий для формирования компетенций учащихся (знать, уметь) по данной содержательно – методической линии (содержание заданий, гиперссылки на методические рекомендации по работе с заданиями, конспект урока). Задания, направленные на введение основных понятий темы.
Содержание заданий, направленных на формирование знаний, умений учащихся по теме.
Содержание заданий, направленных на мониторинг уровня знаний, умений учащихся по теме.
Сборник тестовых заданий по теме (среды их подготовки и обработки: MS (использование функции ЕСЛИ, формы),
VB-программа (тестовая оболочка).
10 Презентация по содержанию пунктов 1- 9;

В качестве примера в Приложении приводится содержание проектной работы (представленной в форме документа в MS Word) по созданию учебно–методического пособия “Информационные технологии в базовом курсе информатики” (на примере технологии работы с числовой информацией) студентами колледжа.

Приложение