Урок литературного чтения по теме "Ненецкие сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.
2)Воспитывать любовь к своей малой родине, её традициям, обычаям, культурным ценностям.
3)Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

Оборудование:

1) Выставка книг с ненецкими сказками
2) Аншлаги “Ненецкие сказки”, “Сказка – вадако”
3) Иллюстрации Е.М. Рачева к ненецким сказкам
4) Чум, тучейки (сумочки)
5) Грамзапись ненецких народных песен.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

У многих из нас есть бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и если есть время, мы готовы много общаться с ними. Старые люди мудры: накопленный за годы жизни опыт и знания приводят старого человека к пониманию сути жизни. Это сказывается и на внешнем облике, и на манере поведения и особом месте, которое занимает человек с возрастом. Красота старого человека почитается в сединах, спокойствии, не суетности, в достоинстве, это все побуждает нас обращаться к старикам за советом.

III. Новый материал

Старые люди очень много знают, передают из поколения к поколению много знаний. Нам, молодым людям, необходимо прислушаться к их духовному богатству, знать культуру звучащего слова. Это народное творчество называют фольклором.

Сегодня мы поговорим об устном народном творчестве ненцев.

Ненецкий фольклор богат и разнообразен по жанрам:

– это и легенды.
– предания
– загадки
– пословицы и поговорки
– песни
– ну и, конечно же, сказки.

Кто не знает сказок! Сказки знают все. Чтобы дети знали родной край, в котором живут, птиц, зверей и рыб– все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными – придумали их дедушки и бабушки сказки. Ведь без сказок жить нельзя! Скучно жить без сказок!

– Что такое сказка?

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке идет борьба добра и зла. Честное и доброе всегда побеждает. Она несет в себе элементы нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передавалось из уст в уста.

Людей, которые очень хорошо умеют рассказывать сказки, называли сказители.

Чем же были интересны сказки наших предков? В них предки передавали свое представление о мире. Раньше люди не могли объяснить, почему меняются времена года, почему день меняется ночью, почему бывает полярные ночь и день. Не могли объяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества.

IV. Работа по выставке иллюстраций.

Посмотрите на замечательные иллюстрации Евгения Михайловича Рачева. Они словно переносят нас в удивительный мир сказок северных народов. Еще не зная самих сказок, мы уже кое-что можем сказать и о сказочных персонажах, и о создателях этих сказок. Художник помог нам приблизиться к суровому и по-своему прекрасному миру, где живут северные народы.

Мы постепенно узнаем много сказок жителей сурового северного края, а значит, и познакомимся с тем, что они любили, ненавидели, как жили, одевались, какие тайны хранили. Это ведь замечательно.

Сегодня мы с вами будем изучать ненецкие сказки. По-ненецки сказка звучит “вадако”. Значит, мы сегодня будем изучать вадако.

V. Виды сказок

Сказки бывают разные. Какие виды сказок вы знаете? Как и все сказки, ненецкие сказки бывают:

  • о животных;
  • бытовые;
  • волшебные.

В чем особенность сказок о животных?

Что лежит в основе бытовых сказок?

Какие волшебства встречаются в ненецких сказках?

Ненецкие сказки не совсем давно стали изучать, поэтому они еще не достаточно изучены. Сегодня на уроке мы с вами попробуем разобрать по одной сказке каждого жанра и выявить особенности ненецких сказок.

Наши сказки живут в чуме. Давайте тихонечко войдем в чум, тихонько сядем на мягкие оленьи шкуры.

Кружит, кружит метель, воет ветер за меховыми стенками чума. Но в очаге уютно трещат дрова, вокруг очага сидят дети и глаз не сводят со старого ненца-оленевода, который рассказывает им сказки...

Заглянем в первую тучейку. А живет в ней бытовая сказка “Сиротка”.

а) Бытовая сказка “Сиротка” (“Литературное краеведение” стр. 22)

Чтение сказки.

Почему эту сказку можно отнести к бытовым?

Как вы представляете Слово-песню? Кто это?

  • добрая женщина
  • волшебница-невидимка
  • теплый ветерок

Великан может быть и плодом фантазии испуганной девочки.

Как и русские сказки ненецкие имеют свои особенности:

1) У русских сказок всегда есть зачин и концовка.

Посмотрим на эту сказку. Что можете сказать. (Зачина нет. Концовка – И до сих пор живут.) Чаще всего в ненецких сказках не бывает зачина и концовки, а, если и есть концовка, то она очень краткая.

  1. Присутствие ненецких слов, предметы ненецкого быта и образа жизни. (Найти в тексте)
  2. Вспомните, какие цифры повторяются в русских сказках?

В ненецких сказках часто присутствует цифра 3 (троекратность) – схожесть с русскими сказками и цифра 7 (семиричность). Видимо здесь отразилось верование в эти магические числа. Есть ли эта особенность в этой сказке? (Семь дней караулил, 3 героя)

4) Много восклицаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
(Чумик, куколки, плечико и т. д.)

  • Как вы думаете, почему народ назвал эту сказку “Сиротка”, а не “Сирота”?
  • Что вы можете сказать об этой девочке?
  1. Сложная композиция.

Много событий, они быстро меняются.

В чем красота этой сказки? Чему она нас учит?

VI.Физминутка

Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй!.. Хэй! Хэй!

Б) Пришло время, достать следующую сказку.

“Кукушка” (на листочках)

Посмотрите внимательно, определите, какие действующие лица есть в сказке. (Старший сын, дети, мать)

Чтение сказки по ролям.

  • К какому виду отнесем эту сказку? (бытовая, волшебная)
    Особенности:
  • нет зачина и концовки
  • смена событий
  • присутствие ненецких слов, образ жизни
  • восклицания

Мы уже говорили, что в сказках часто давалось объяснение тому, что происходит в природе. Чему дается объяснение в этой сказке?

Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”?

в) Достанем следующую сказку. “Кто лепешки съел?”

1) Что содержит название этой сказки? (вопрос)

В названиях ненецких сказок часто содержится вопрос. Как вы думаете, для чего? Предположите, кто же съел лепешки в этой сказке?

2) К какому жанру относится эта сказка?

3) Инсценирование сказки.

VI. Чему учит нас эта сказка?

VII. Работа по выставке книг.

VIII. Итоги урока.

  • В чем сходство русских и ненецких сказок?
  • В чем прелесть ненецких сказок? (В описании природы)

Я думаю, вам захотелось больше узнать и прочитать замечательные сказки ненецкого народа. Спасибо за урок.