Духовная жизнь ребенка полна лишь
тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазий; а без этого он
засушенный цветок
(В.Сухомлинский)
Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно!
Первые впечатления от встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Поэтому, музыка как действенное средство воспитания подрастающего поколения должна занять приоритетное место на всех ступенях образования – от дошкольного до высшего. Как отмечал Ромен Роллан, “подобно другим проявлениям человеческой мысли, музыка не терпит неграмотных”. Музыкальные театры и концертные залы не смогут донести Музыку до каждого, если их деятельность не будет сочетаться с глубокой системой музыкального образования.
В начальной и, особенно, средней школе успехи музыкального образования до настоящего времени весьма скромны, что в значительной степени объясняется безучастным отношением государства. Разительный контраст являет дошкольная педагогика, представители которой – и ученые, и практики – на протяжении многих лет отводят музыке почетное место в воспитательно-образовательных программах для детских садов. Благодаря этому дети дошкольного возраста систематически приобщаются к музыке.
Для этого задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности:
– восприятие (слушание)
– исполнительство (пение, элементарное
музицирование, движение)
– детское музыкальное творчество (песенное,
танцевальное, игровое, импровизационное
музицирование)
– музыкально-образовательная деятельность
(элементарные сведения о музыке, ее
выразительные особенности и т.д.).
Как говорил композитор А.Журбин: “Дети в детском саду, совсем малюточки, уже поют, танцуют… В школе такого нет. А музыкальное воспитание в детском саду – это важнейшая вещь. Потому что дети именно в раннем возрасте, до семи лет, невероятно открытые и гибкие, они легко воспринимают любую информацию, они прекрасно ее переваривают, и даже не самый способный ребенок даст прекрасный результат, если в него “вкачают” много музыки”.
Форм, которые приобщали бы ребенка в детском саду к музыке, множество:
– музыкальные занятия (основная
форма)
– утренники (календарные праздники) –
государственные, народные, традиционные
праздники
– развлечения (концерты, музыкально-театрализованные
представления, кукольный театр и т.д.)
Мне же захотелось найти такую форму, где бы были интегрированы все основные виды музыкальной деятельности (о которых говорила выше), где бы направленность мероприятия была не развлекательной, а познавательной, занимательной, а также где бы ребенок смог окунуться в атмосферу творчества. Ведь проблема развития творческих способностей весьма актуальна в наши дни, а из скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. Поэтому, я нашла для себя такую форму детского досуга, где успешно сочетается и познавательная направленность, и развитие музыкальности детей, и их импровизационно – творческая деятельность. Это музыкальная гостиная. Тематика музыкальных гостиных может быть разнообразна: музыка и природа, музыка и живопись, знакомство с музыкальными жанрами или композиторами, и т.д.
Я остановилась на форме музыкальных гостиных под названием “Встречи у портретов композиторов”, где знакомлю детей с творчеством выдающихся композиторов прошлого и современности. Выбор данной тематики музыкальных гостиных не случаен. До работы в детском саду я работала в школе, и, общаясь с первоклассниками на уроках музыки, поняла, что дети зачастую не знают, кто такой Чайковский, Бах или Моцарт, не говоря о композиторах современности. Поэтому, придя работать в детский сад, решила начать просветительскую работу именно с дошкольников.
Цели и задачи определяют содержание и направленность музыкальных гостиных.
Цель: становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей
Задачи:
– сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры (прививать любовь к классической музыке, к творчеству различных композиторов; прививать навыки культуры общения: умение общаться друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными.)
– развивать художественно-творческие способности с учетом возможностей каждого ребенка, с помощью различных видов музыкальной деятельности (развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актерские начала; учить импровизировать, фантазировать под музыку; обогащать словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения)
– воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку (т.е. музыкальная отзывчивость)
Проведению музыкальных гостиных предшествует основательная и поэтапная предварительная работа. Знакомство с культурой, бытом, традициями той эпохи, когда жил и творил композитор, происходит на музыкальных занятиях. Дети знакомятся с лучшими образцами музыки композиторов, естественно, адаптированных для детского восприятия; учатся понимать музыкальный образ и настроение того или иного произведения; рассматривают репродукции картин художников той эпохи, костюмы того времени. Затем на индивидуальных занятиях вместе с ребенком придумывается и продумывается образ, который ребенок будет воплощать. Это может быть пластическая импровизация или декламация стихов под музыку, постановка танцев той эпохи или исполнение классических песен, а также исполнение музыкальных шедевров на ДМИ (детские музыкальные инструменты), ведение беседы в тоне того времени. Следующим этапом является оформление зала и изготовление атрибутов, костюмов в духе той эпохи (творческая мастерская). Итогом работы является проведение музыкальной гостиной, где дети не только демонстрируют свои знания, достижения, но и творчески себя проявляют. ” <Приложение 1>. Предлагаю сценарии музыкальных гостиных “П.И.Чайковский и его “Детский альбом”, “Маленькие сказки о детстве Моцарта” <Приложение 2>, <Приложение 3>.