Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика, Информатика


Цели:

    1. Организовать систематизацию и обобщение знаний о давлении твердых тел, жидкостей и газов.
    2. Формировать у школьников представление о процессе научного познания.
    3. Развивать навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач.
    4. Развивать устную речь учащихся
    5. Развить коммуникативные способности.
    6. Воспитывать самостоятельность, умение делать выводы, анализировать.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Ребята, мы закончили с вами большую тему “Давление твердых тел, жидкостей и газов”.

Наш урок посвящен актуализации и закреплении знаний по данной теме.

Домашним заданием урока было: каждой группе составить презентацию на определенную тему.

Сейчас свою презентацию представляет первая группа на тему “Давление”. Приложение№1

Давайте поставим эксперимент: деревянный параллелепипед ставим сначала на одну грань, затем на другую, большей площадью. Модуль силы тот же, направление то же, точка приложения та же, а результат разный. В чем причина?

Давление можно увеличить, а можно уменьшить. Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека

Задание: ответить на вопросы

Карточки с вопросами.

Вопросы Иллюстрация
В какой обуви удобнее ходить?

Какую ручку лучше пришить к рюкзаку?

Какой лопатой легче вскапывать грядку? Реквизит: лопаты прямоугольной и овальной формы.
Почему ножницы нужно подавать тупым концами вперед? Реквизит: ножницы.
По какому признаку объединены эти объекты?

Юный натуралист нарисовал челюсти акулы и буйвола. Все ли правильно он сделал?

Пример: акулы сжимают свою жертву с силой давления несколько тонн на квадратный сантиметр.

Удав не ядовит, но не менее опасен, чем ядовитые змеи. Почему?

 УЧИТЕЛЬ: Хочу привести еще один пример. Встаньте, пожалуйста, проведем физминутку.

Встаньте на одну ногу, на обе ноги;
Встать на цыпочки;
Взять книгу в руки, положит книгу на место.

При этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.

Презентация второй группы “Плавание тел”. Приложение №2

Провести наблюдение, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. Результаты занести в таблицу. Приложение №4

Можно ли заставить тела, которые в обычных условиях тонут в воде?

Задание: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результат опыта.

Оборудование: сосуд с водой. Пробирка с солью, ложка, сырая картофелина.

Задание: заставить плавать кусок пластилина.

Как вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал? Где в технике учитываются эти условия?

“Экологическая страница” нашего урока:

  1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств.
  2. Предложить альтернативные транспортные средства.

“Веселая страница” урока – дать ответы на веселые вопросы Григория Остера из его книги “Физика”. Приложение №5

“Интересные факты” – краткий обзор интересных сообщений, подготовленные учащимися. Приложение№5

Задание: выполнить тест на компьютере. Приложение№4

Презентация третьей группы учащихся “Атмосферное давление”. Приложение №3

Задание: изготовить и показать работу прибора для демонстрации атмосферного давления.

Оборудование: вода, пластиковая бутылка с множеством маленьких отверстий на дне, пробка с круглым отверстием диаметром не более 1 см.

Объяснить полученные результаты.

Веселые задания:

  1. Возьмем два пузыря из-под одеколона с очень узкими горлышками, наполненные морсом. Кто сможет выпить морс, плотно обхватив горлышко губами и не разжимая их? Объясните, как мы пьем?
  2. Возьмем банку с соком и шило. Можно ли выпить сок, пользуясь только шилом? Объясните свои действия.

Практическая работа:

Пользуясь барометром – анероидом и линейкой, определить силу давления атмосферы на поверхность:

а) стола
б) книги.

Рефлексия: на парте перед вами лежат разноцветные шарики: красный, синий и зеленый. Я хочу, чтобы выбрали один из них и оставили на моем столе.

Итоги урока.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет оценки.