“Невозможно определенно стать танцором,
нужно родиться им случайно”.
Танец, есть соединительное звено, связующее скучных и серьезных людей с людьми творцами. Танец, есть мост, перекинутый из мира обыденного в мир фантазии. И если мы хотим узнать ту магическую черту, которая называется стилем, которая очерчивает круг должного, то, прежде всего, наши взоры могут и должны быть обращены к танцу.
Танец родился с миром, в то время как и прочие искусства. Первый танец возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово “танец” вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного.
Цель работы студии танца “Каприз” - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…
Для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:
1. Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов
движений, которые предлагаются детям, умение
выполнять их легко и выразительно, максимально
артистично и в соответствии с музыкой;
б) обогащение двигательного опыта —
использование разнообразных исходных положений,
двигательных комбинаций;
в) освоение обширного и разнообразного
музыкально-ритмического репертуара (не менее 50
композиций, а желательно до 100 и более
пластических миниатюр).
2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой, постоянно обогащать свой репертуар разнообразными произведениями — например, вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта, пьесы В.Гаврилина, М.Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе исполнения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись лишние акценты и аккорды и т.д.
3. Совершенствование умения анализировать форму и содержание музыкального произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки.
4. Развитие творческих способностей:
а) развитие творческого мышления, воображения и
фантазии; развитие способности "видеть" и
ясно представлять музыкальный образ, способы его
пластической интерпретации;
б) воспитание потребности вести постоянный
творческий поиск, вносить новое в свою работу из
других областей науки и искусства (например,
фольклора, классического искусства, изучения
наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно
заниматься в творческих группах, студиях и
объединениях;
в) развитие художественного вкуса на основе
постоянного пополнения впечатлений — в театрах,
музеях, в общении с творческими людьми.
ОКТЯБРЬ
Осень, осень в городе,
Все дорожки в золоте.
Лужи на дорожках,
Ходят все в сапожках.
Дождик начинается –
Зонтик раскрывается.
Тема: “Осенний вальс”.
Цель: Способствовать развитию способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Цыплята”.
Цель: Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой.
Вторая неделя
Тема: Музыкально-ритмическая композиция “Упражнения с цветами”.
Цель: Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений.
Третья неделя
Тема: Упражнения с осенними листьями.
Цель: Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, внимания, памяти.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Осенний вальс”.
Цель: Способствовать умению ориентироваться, перестраиваться.
НОЯБРЬ
Тема: Танцевальная композиция “Озорные лягушата”.
Цель: Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Мячик”.
Цель: Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации.
Вторая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Кошки - мышки”.
Цель: Развитие внимания, скорости реакции, точности и ловкости движений, а также на развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике, доверительного и теплого отношения друг к другу.
Третья неделя
Тема: Танцевальный этюд “Озорники”.
Цель: Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие памяти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в быстром темпе.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Озорные лягушата”.
Цель: Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания.
ДЕКАБРЬ
Тема: Танцевальная композиция “Кукла”.
Цель: Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Рыбачек”.
Цель: Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях.
Вторая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Кукол - неваляшек”.
Цель: Развитие выразительности пластики, воспитание вести себя в группе во время движения.
Третья неделя
Тема: Танцевальный этюд “Веселая пастушка”.
Цель: Способствовать развитию радоваться и сопереживать, формирование чувства такта.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Кукла”.
Цель: Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
ЯНВАРЬ
Тема: Повторение изученного материала.
Цель: Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии.
Первая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Кукла”.
Цель: Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Вторая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Озорные лягушата”.
Цель: Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.
ФЕВРАЛЬ
Тема: Танцевальная композиция “Морячка”.
Цель: Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Рыбачек”.
Цель: Развитие координации, точности движений, выразительности.
Вторая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Марш”.
Цель: Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений.
Третья неделя
Тема: Танцевальная композиция “Морячка”.
Цель: Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Море волнуется…”
Цель: закрепить полученные навыки, развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
МАРТ
Тема: Танцевальная композиция “Все в оранжевом”.
Цель: Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; развитие умения выражать свои эмоции в мимике; тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Подарок маме”
Цель: способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.
Вторая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Бабочка”.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений, передавать в танце характерные виды движений.
Третья неделя
Тема: Танцевальный этюд “Чудесные превращения”
Цель: Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Оранжевое лето…”
Цель: Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии.
АПРЕЛЬ
Тема: Танцевальная композиция “Карнавал”.
Цель: Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Маска я тебя знаю…”
Цель: Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации.
Вторая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Ах карнавал…”.
Цель: Развитие внимания, точности движений, развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике, доверительного и теплого отношения друг к другу.
Третья неделя
Тема: Танцевальная композиция “Все маски в гости к нам…”.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Карнавальное шествие”.
Цель: Формирование навыков кружения на месте на подскоках в движении, развитие умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе.
МАЙ
Тема: “А в нашем городе весна”.
Цель: развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости.
Первая неделя
Тема: Танцевальный этюд “Капельки”.
Цель: Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой.
Вторая неделя
Тема: Музыкально-ритмическая композиция “Упражнения с цветами”.
Цель: Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений.
Третья неделя
Тема: Танцевальный этюд “После дождя”
Цель: Способствовать развитию координации движений, подвижности психических процессов, внимания, памяти.
Четвертая неделя
Тема: Танцевальная композиция “Вальс цветов”.
Цель: Способствовать умению ориентироваться, перестраиваться.
Литература
- А. И. Буренина. Программа “Ритмическая мозаика”.
- Т. И. Калашникова. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007.
- Ветлугина Н. А.Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение,
- Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. СПб — 1922.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
- Лисицкая Т. Пластика, ритм. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. — М.: Академия, 1999.