В этом мероприятии участвует вся средняя школа вместе с учителями, техническим персоналом и родителями.
Цели:
Задачи:
Мероприятие проводится в столовой по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по классам за две недели до праздника, в нем указывается название стола и продукты питания. У каждого класса есть время назначить шеф-поваров, поваров, официантов, определить количество и ассортимент приготовляемых блюд, а также количество денег, которые необходимы на закупку продуктов.
В соответствии с заданием ученики должны собрать наиболее интересные рецепты блюд своего стола. Они ищут их в поваренных книгах, записывают со слов своих бабушеек, мам, знакомых. В подготовке к этому празднику есть своя специфика – еда готовится накануне или в день праздника.
За неделю до праздника шеф– повар вместе со своей командой отбирают из собранных рецептов необходимое количество блюд и выясняют у родителей секреты их приготовления. Затем команда кулинаров вместе с родителями определяет финансовые затраты, закупает продукты и накануне праздника приступает е приготовлению блюд под наблюдением своих родителей, которые выполняют роль консультантов, помощников и дегустаторов. Сотрудничество родителей и детей делает этот праздник семейным.
Все непосредственные участники праздника одеты в русские народные костюмы. На головах у поваров и официантов надеты колпаки и повязаны косынки. Каждый вид пищи имеет свое образное название (например, “Щи да каша-пища наша”, которое вывешивается над соответствуюшим столом. Столы застилают скатертями с рисунком и вышивкой в русском национальном стиле. На них ставится посуда, кладутся полотенца и салфетки.
Столы для расставляют вдоль стен зала буквой “П”, а столы для дегустации – в середине зала столовой рядами.
Выходя из столовой дегустации блюд, каждый гость опускает по одной горошине в контейнер того стола, блюдо которого понравилось больше всего. Кроме того, авторитетное жюри проводит дегустацию всех блюд перед началом праздника и тоже определяет победителя.
Во время дегустации блюд включают записи русских народных песен в исполнении
Ансамбля “Золотое кольцо”. Работает съемочная группа.
Рецепты русской кухни (образец).
Название блюда: СУП КРЕСТЬЯНСКИЙ.
Происхождение: из книги монаха Сильвестра “Домострой” (15 век).
Ингредиенты: капуста – 80г., картофель – 110 г., репа – 15г., морковь – 10 г., петрушка – 5 г., репчатый лук – 20 г., масло сливочное – 10г., сметана, зелень.
Способ приготовления: коренья нарезать ломтиками, капусту – шашками размером 2-2,5 см, картофель – кубиками, репчатый лук нашинковать. В кипящий бульон или воду положить капусту, довести до кипения, добавить пассированные коренья, картофель и варить суп 20-25 мин. За 5-10 мин. До окончания варки в суп добавить сливочное масло. Подавать со сметаной и зеленью. Первоначально суп варился без картофеля.
Ход мероприятия
На сцену выходят двое ведущих в одежде поваров, украшенной элементами русской вышивки. Они садятся за стол, на котором стоят самовар, чайник, чашки, на вышитом полотенце лежит каравай хлеба с соломкой наверху. На самоваре связка баранок.
Первый ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас видеть на нашем празднике –
Празднике русской кухни.
Второй ведущий. Щедрый душой человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезНо и продукты вполне доступны.
Первый ведущий. Давайте же вспомним, чем был богат традиционный русский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленные нашими поварами наиболее распространенные русские кушанья: крестьянский суп и щи, пироги, блины и каши, всевозможные варения, соления, квасы.
Второй ведущий. Чтобы вы могли, придя домой, сказать: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло и в рот попало!”
Первый ведущий. Вначале наши школьные кулинары расскажут о тех кушаньях, которые они для нас приготовили, а затем мы с вами все это отведаем.
Второй ведущий. Итак, начинаем! Самый главный продукт питания русского человека нам представит шеф-повар __________ класса ____________
К микрофону по очереди выходят шеф-повара классов в русских народных костюмах
(или с их элементами), в фартуках, с колпаками на голове. Они представляют свои столы и рассказывают о том, какие блюда ими приготовлены к празднику.
СТОЛ “ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА”.
Шеф-повар. Дорогие гости! Как вы думаете, какой продукт был самый главный, самый почитаемый? Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? Чем поздравляли маму, когда рождались сын или дочь? Что брали с собой в дальнюю дорогу?
Правильно! Хлеб всему голова! К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом, Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот. Так относились к хлебу в старину. “Покуда есть хлеб да вода-все не беда!” – так говорили наши предки.
На нашем столе сегодня представлены следующие хлебные продукты и изделия:____________________________________________________________________
Приглашаем всех к нашему столу. Ешьте на здоровье! Хлеб да соль вам!
Первый ведущий. Ни один праздник не обходится без румяных пирогов. А какие это были пироги! Пироги с капустой, луком, яйцом, яблоками, да разве все перечислишь? Стол под названием “Сядь на пенек, съешь пирожок!” представит нам шеф-повар ____________
Класса_____________ .
СТОЛ “СЯДЬ НА ПЕНЕК,СЪЕШЬ ПИРОЖОК!”
Шеф-повар. Да, ни один стол на Руси, особенно праздничный, не обходится без пирогов. А что такое пироги, знает каждый! Когда наши мамы и бабушки пекут пироги, нас от стола за уши не оттащишь.
А какие пироги пекли наши предки? Одни названия чего стоят! Это всевозможные расстегаи с грибами, рисом, мясом, рыбой; рыбники, левашники, наливашники, курники старорусские. Их подавали к первым блюдам и отдельно, как закуска. А сладкие пироги были традиционным славянским лакомством. Среди них выделяются бабы: ромовая, медовая, тюлевая, кружевная, муслиновая, пуховая.
На нашем столе представлены традиционные пироги и бабы:
_____________________________________________________________________________
Милости просим к нашему столу!
Второй ведущий. В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая крестьянская семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. А это – витамины. Какие же витамины нам растут на грядках? Эти витамины нам покажут юные огородники
_________________________ класса и расскажут, какие блюда из них готовили на Руси.
СТОЛ “ВИТАМИНЫ С ГРЯДКИ”.
Шеф-повар. Растительная пища играла в жизни русского человека очень важную роль. Плоды и овощи, как вы все хорошо знаете, являются источником углеводов, минеральных солей и витаминов, особенно витамина С. Это знали наши предки и поэтому употребляли в пищу большое количество овощей и плодов. Огород был важной частью крестьянского хозяйства. Вспомним русскую песню “Во саду ли, в огороде” или сказку про репку, или сказку про вершки и корешки. Наши предки использовали вкусовые, ароматические и целебные свойства огородных растений. Эти растения были не только кормильцами, но и докторами.
На нашем столе сегодня представлены следующие овощи, плоды и блюда, приготовЛенные из них: _____________________________________________________________ .
Блюда из овощей и плодов готовили: _________________________________________
Будем рады, если вам понравится наш стол.
Второй ведущий. Спасибо! Выглядит аппетитно.
Первый ведущий. Мы все любим лето. Лето – это пора, когда на наших грядках и в садах вырастают и созревают овощи и фрукты, а наши бабушки в это время делают запасы на зиму. Какие же запасы извлекли ученики ___________ класса “Из бабушкиного погребка”?
СТОЛ “ИЗ БАБУШКИНОГО ПОГРЕБКА”.
Шеф-повар. Мы все хорошо знаем, какая у нас длинная зима. Как же сохраняли овощи и фрукты наши предки, ведь у них не было холодильников? Да очень просто! Они их сушиЛи и мочили, солили и квасили, мариновали и варили. Кроме того, в каждом доме была кладовка, а во дворе был вырыт погреб, в которых хранили все эти припасы. Теперь роль погребов и кладовок стали играть холодильники и холодильные камеры. В них хранятся дары садов и огородов.
К сегодняшнему столу мы достали из маминых и бабушкиных холодильников следующие припасы:_____________________________________________________________________
Перечисляются разнообразные соленья, маринады, варенья и т.д.
Первый ведущий. Давайте все дружно похлопаем замечательным бабушкам и мамам, которые приготовили такие замечательные соленья, варенья и компоты для своих детей и для нас!
Второй ведущий. Любил русский народ праздники, где много ел, много пил, много пел и плясал. Особенно любили на Руси масленицу. А масленица без блинов не бывает. “Как на маслену неделю из трубы блины летели!”– так пелось в одной из русских частушек. И хотя масленица бывает зимой, блины пекли круглый год. Вот и сегодня мы отведаем блинов, которые нам пекли ученики_____________ классов. А о том , как пекли и из чего пекли, расскажет шеф-повар ____________________ класса.
СТОЛ “МАСЛЕНИЦА”.
Шеф-повар. Ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Традиционно их пекли из гречневой муки. Теперь в основном из пшеничной. Ели блины с маслом, со сметаной,
шкварками ,с салом, маком ,медом ,вареньем ,брусникой ,семгой .икрой– не перечислить всего!
Каждая хорошая хозяйка умела печь блины. У девушек, умеющих печь блины, было больше шансов выйти удачно замуж. Вот и наши девушки сегодня хотят показать свое мастерство, а вы, юноши, не теряйтесь и присмотрите себе невесту.
На нашем столе представлены блины, испеченные руками ______________________.
К блинам поданы _______________________________________________________ (перечисляются начинки).
Приглашаем всех откушать наших блинов!
Первый ведущий. Не знаю как у вас, а у меня уже давно текут слюнки. Похлопаем девушкам за то, что они для нас так постарались!
Второй ведущий. Все мы хорошо знаем сказку про Курочку Рябу, которая снесла золотое
Яичко. И хотя куры несут простые яйца, но они являются очень ценным продуктом русского стола. Блюдо из яиц приготовить очень просто. Сварил и ешь. Но оказывается, что из яиц можно приготовить множество блюд и об этом расскажет шеф-повар _________________________ класса ___________.
СТОЛ “КУРОЧКА РЯБА”.
Шеф– повар. Куриное яйцо занимает одно из почетных мест в русской традиционной кухне. Невозможно представить себе завтрак без яйца всмятку, вкрутую или без яичницы. Этот ценнейший продукт нам дают наши замечательные домашние птицы – курочки. Раз в год у яиц бывает праздник – Пасха. К этому празднику яйца раскрашивают в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. На празднике люде дарят друг другу пасхальные яйца– писанки. В старину, на праздник святого Георгия Победоносца, дети ходили по до-
Мам, пели песни о нем, а хозяйки угощали их яйцами. В ответ дети желали:
Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!
На нашем столе вы видите блюда, приготовленные из яиц или с помощью яиц __________________________________.Их готовили ________________________________
Приятного аппетита!
Второй ведущий. Спасибо за приглашение! Непременно отведаем сами и поделимся с друзьями!
Первый ведущий. Ну, а теперь мы, наконец, добрались до главных блюд русской кухни. Это же, конечно, “щи да каша –пища наша”. Обо всем этом великолепии расскажут нам шеф-повара __________________________________ классов ____________________ .
СТОЛ “ЩИ ДА КАША – ПИЩА НАША”.
Первый шеф-повар. Любимой едой славян были так называемые первые блюда. Это супы, борщи, рассольники, солянки и, конечно же, щи из капусты. Щи ели и в царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных крестьянских избах.Правда, у богатых ели “богатые” щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были “пустые” щи на воде.
Хорошая или плохая хозяйка в доме? Это можно было узнать не по ее нарядам, не по ее разговорам, а по щам. Русская поговорка гласит: “Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит”.
Для сегодняшнего праздника нам варили щи, супы, рассольники повара ____________________ классов _____________________
Второй шеф-повар. На наших столах представлены также всевозможные каши. Вам известны каши из пшена, гречки, ячменя, манки и других круп. А были в старину еще и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая.Тогда так называемую полугустую-полужидкую еду. Варили каши из овощей. Недаром люди говорили: “Каша-мать наша”.
Каши варили и для разных событий: на свадьбу, на крестины.
В древности даже свадебный пир называли: “Кашей”.
На нашем столе представлены каши __________________________________________
Варили каши ученики __________________________________ классов _____________
Ешьте на здоровье да похвалите!
Первый ведущий. А сейчас давайте поговорим о рыбке, правда, не золотой, а самой, а самой простой, той, что в наших водоемах ловится. Итак, стол “Ловись, рыбка, большая да маленькая!” О рыбных блюдах нам поведает шеф– повар __________________________
Класса ______________.
СТОЛ “ЛОВИСЬ,РЫБКА, БОЛЬШАЯ ДА МАЛЕНЬКАЯ”.
Шеф-повар. В старину в наших реках да озерах рыбы водилось видимо-невидимо. А потому на столе рыбные блюда постоянно соперничали со щами да кашами. Ушица (после щей) на втором месте стояла среди прочих блюд. Чего только из рыбы не готовили: жареных карасей в сметане, вареных карпов, лещей, окуней, судаков ,рыбу заливную, щуку под соусом и т.д.
А какие вкусные были рыбные пироги – рыбники: рыбник с судаком, рыбник с форелью, расстегаи и кулебяки с рыбой. Рыбу солили и вялили, варили и жарили, запекали фаршировали. Сколько на Руси рыбки съели ,не сочтешь!
Что касается морской рыбы, то ее издалека возили, а потому больше все в соленом виде. В наше время морская рыба еще консервируется и замораживается. К сожалению, сейчас рыба в озерах. Морях да реках повывелась и стала на нашем столе дорогим деликатесом, не каждому по карману. Поэтому наш стол весьма скромен, но как говорится: “Чем богаты, тем и рады”.
Стол готовили: ___________________________________________________________
На нашем столе представлены следующие рыбные блюда:
_________________________________________________________________________
Второй ведущий. Спасибо, уважили! Ушицы непременно отведаем.
Первый ведущий. Что это мы все о еде да о еде? А когда же пить будем? А вот и стол с заманчивым названием: “ И я там был, мед пил”. И приготовили его нам ученики
_______________________________________________________ классов. О том, какие напитки пили наши предки, расскажут шеф– повара.
СТОЛ “И Я ТАМ БЫЛ,МЕД ПИЛ”.
Первый шеф-повар. Каждая русская сказка заканчивается словами: “ И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”. Что же пили наши предки? А пили они не только мед да пиво, Но и квас, кисель, компот, морс. Сбитень. Эти напитки имеют много вековую историю.
В Древней Руси хмельные меды были , пожалуй, главным напитком на людом пире. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: мед-липец, мед клюквенный, мед вишневый и т.д.
Второй шеф-повар. Освежающие шипучие бродильные напитки назывались квасами. На Руси любили пить квас и из чего его только не готовили. Основным сырьем для производства квасов являлись ржаные сухари, зерна ячменя, дрожжи, жженый сахар, сушеные фрукты, соки и мед. Квасы были из хлеба. Клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, имбиря ,свеклы. Шиповника, ревеня, черемухи – всего не перечтешь.
Третий шеф-повар. А вот компоты да кисели были десертными, сладкими напитками. Их было также огромное множество. Они нам всем хорошо известны.
На нашем столе представлены традиционные русские напитки:
_____________________________________________________________________________
Их готовили: ________________________________________________________________
Пейте на здоровье, дорогие гости, чтобы вы могли, придя домой, сказать: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло и в рот попало!”
Первый ведущий. Спасибо, ребятки! Не дали нам засохнуть!
Второй ведущий. Ну а теперь, дорогие гости, приступаем к дегустации. Ешьте и пейте на здоровье да поваров хвалите. А как откушаете, не поленитесь, добрым словом отзовитесь!
Приятного аппетита!