Постановка цели, определение задач и этапов работы
Цель работы: Разнообразить формы профилактической работы по оздоровлению опорно-двигательного аппарата за счет подвижной игры.
Задачи работы:
- Установить % заболеваемости детей в группе с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата.
- Отобрать подвижные игры, имеющие оздоровительные движения на укрепление ОДА и разнообразить их новыми.
- Разработать средства и методы для мотивации детей с желанием играть в эти игры.
- Создать условия для самостоятельной организации игры детьми.
- Активизировать позиции семьи в использовании подвижных игр, как средства профилактики опорно-двигательного аппарата.
Этапы работы:
- Уточнение задач и адаптация методики использования игр по профилактике нарушений ОДА.
- Создание специальной предметно – пространственной среды.
- Построение взаимодействия с семьей по данной проблеме.
- Внедрение системы игр в практику работы с детьми.
- Определение результативности.
Краткое описание этапов работы
По результатам обследования детей нашей группы врачом-ортопедом, было установлено: с нарушением осанки детей– 33 % , с деформацией грудной клетки – 44 % , с уплотнением свода стоп – 66 % , здоровых детей – 27 %.
Во взаимодействии с инструктором ЛФК:
- Распределили детей на подгруппы по состоянию опорно-двигательного аппарата.
- Здоровых детей включили в каждую подгруппу с целью: предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата.
- Каждой подгруппе определили оздоровительные движения, которые должны быть в подвижных играх.
С помощью методической литературы нами были отобраны подвижные игры, движение которых были целенаправленны на укрепление опорно-двигательного аппарата.
Первые игры были простые по содержанию, имели одно действие, затем игры пополнились более сложными играми, где решались сразу 2-3 задачи для достижения цели. Их можно посмотреть на сайте МДОУ №74 <dou74.ru>
Для того чтобы дети заиграли в эти игры, были разработаны средства:
тематические занятия, где главной задачей является: ознакомление детей с оздоровительными движениями, под девизом: “ Чтобы быть красивым, стройным, здоровым – выполняй эти движения”, и методы мотивации для детей: наблюдения, игровые упражнения, движения имитирующие действия животных, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов к игре.
В проведении подвижных игр пользуемся методикой направленной на профилактику оздоровления ОДА, так как она основана на индивидуально-дифференцированном подходе и направлена на качественное выполнение оздоровительных движений.
Для успешного развития движения детей в группе создали предметно-пространственную среду, где поместили физкультурное оборудование (как традиционные, так не традиционные). Оформили его ярко красочно, чтобы вызывало у детей интерес пользоваться им и самостоятельно организовывать игры.
К изготовлению пособий привлекли родителей, для того чтобы заинтересовать родителей в профилактической работе по оздоровлению ОДА. Кроме этого:
- На родительском собрании познакомили родителей с новой формой: использования подвижных игр, для профилактики оздоровления опорно-двигательного аппарата.
- В “Уголок Здоровья” поместили рекомендации: игровые упражнения дома, подвижные игры с содержанием, направленные на оздоровление опорно-двигательного аппарата.
- Оформили фотовыставку “ Пусть дети больше играют”
- Провели консультацию “ Совместная игра – уникальный вид сотрудничества всей семьи”, с показом физкультурного досуга с использованием игр для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
После того, как дети усвоили игровые упражнения имитационные движения (на занятиях, дома) мы начали играть с малышами в подвижные игры простыми по содержанию.
Разучивание игры осуществляли на физкультурном занятии, на прогулке.
Первыми играми малышей были игры направленные на развитие мышц плечевого пояса и координацию движений. Например: “ Запусти ракету на луну”, “Перешагни через веревочку”, “Мячик покатился” и другие.
Затем организовывали игры более сложные и целенаправленные, например: на формирование осанки “Ходим в шляпах”, “Ель, елка, елочка” и другие. Игры разучивали всей группой для того чтобы все дети знали содержание игр, умели в них играть, участвовать самостоятельно – организованных игр. Затем, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к детям проводили игры по подгруппам (малой групповой форме).
В проведении игр испытывались некоторые сложности: трудно было научить детей двигаться с поднятыми руками в стороны, принимать и сохранять позу “Правильная осанка” для преодоления трудностей использовали наглядный показ, задание на дом, индивидуальную работу (стойка у стены). Таким образом, использование подвижных игр в профилактической работе по оздоровлению опорно-двигательного аппарата определили некоторые результаты одна из которых, на наш взгляд, самой результативной то, что дети стали самостоятельно играть в эти игры. Любимыми играми детей стали “Совушка-сова”, “Стройные елочки”, “Самолеты”, “Идет коза по лесу” и другие.
Методика проведения подвижных игр профилактической направленности
(Основана на идивидуально-дифференцированном подходе к детям)
Подготовка к проведению подвижной игры профилактической направленности начинается с её выбора. Важно учесть оздоровительно-профилактическую задачу, возрастные особенности детей, а также уровень развития двигательных навыков и умений.
Место проведения игры должно быть просторным, без лишних предметов, препятствий, необходимо принять все меры предосторожности.
Инвентарь для игры нужно продумать и подготовить заранее.
Организация детей в игре – важное условие её успешного хода. Игру следует проводить, ориентируясь на дифференцированный подход (малогрупповая форма).
Разделение детей на подгруппы осуществляется по оценке обследования состояния опорно-двигательного аппарата врачом-ортопедом.
Разделение детей на группы может происходить таким способом:
Размещение детей должно быть таким, чтобы каждый играющий хорошо видел и слышал ведущего (воспитателя), который не должен находиться в центре.
Успешность игры во многом зависит от того, насколько дети поняли содержание игры, её правила, от умения осознанно выполнять оздоровительные движения.
Любой игре предшествует объяснение:
название игры, роли играющих, правила и ход игры.
Объяснение проводим в понятной и доступной форме, раскрываем сюжет игры, правила, роль в ней каждого ребёнка бодрым, ласковым, спокойным тоном, что дает детям эмоциональную зарядку, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребёнка серьёзное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: по желанию детей, считалкой, по жребию.
В ходе игры следим за правильностью выполнения оздоровительных движений, правилами игры, поощряем детей словами, принимая во внимание индивидуальные умения, физическое и психическое состояние детей.
Одна из важных задач руководства игрой – это дозирование нагрузки.
Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать своё состояние, следствием чего может быть перевозбуждение или утомление.
Регулируем физическую нагрузку в процессе игры разными способами:
- сокращение длительности игры,
- введение перерыва для отдыха,
- изменение правил игры,
- смена ролей играющих,
- переключение на более спокойную игру.
Игра прекращается, как только у детей появляются первые признаки утомления.
Повторяемость игры 2-3 раза (3-5 минут).
Предметно-пространственная среда
Для успешного решения оздоровительных задач по профилактике оздоровления опорно-двигательного аппарата в подвижных играх используем как традиционные, так и не традиционные пособия: например в игре “Переведи зайку через мостик”, “мостиком” становятся: ребристая доска, дорожка с нашитыми пуговицами, дорожка с палочками (из шприцов). Повторяемость игры с разными видами “ мостиков”, доставляет детям радость, вызывает эмоциональный подъем и в связи с этим желание детей снова и снова повторять ее. “Цветы” со следами служит детям домиком в играх: “Птички”, “Найди свой домик” и другие.
Предметно-пространственная среда оборудована следующими пособиями:
- ребристые доски,
- массажные коврики,
- дорожки и коврики с нашитыми пуговицами,
- дорожка с палочками (из шприцов),
- дорожка со следами из разного материала,
- “канат” пробок,
- ножные “браслеты” для стоп,
- тапочки с пуговицами,
- дорожка-“елочка для стоп,
- “цветы” со следами,
- набивные мячи,
- кольца (шляпы).
Применение нетрадиционного пособия делает игру более интереснее, способствует самостоятельной двигательной деятельности детей и приносит положительный эффект в профилактическо-оздоровительной работе.